Top.Mail.Ru
архив

Рынок ради рынка

ГРУППА Andersen Consulting (АС), не так давно заявившая о значительной переориентации собственного бизнеса в область Интернет-экономики, опубликовала в Fortune результат собственного исследования современного состояния этого сектора. Данные были представлены в виде списка 50 компаний, по мнению специалистов AC, делающих наибольшие инвестиции и оказывающих максимальное влияние на развитие электронной коммерции. Результаты этого рейтинга, несмотря на то что они не дают ответ на "проклятый вопрос начала века", будет или не будет текущее столетие веком e-commerce, создают очень любопытную картину того, что же представляет из себя Интернет-экономика сегодня.

Прежде всего следует признать, что нынешняя Интернет-экономика - бизнес не столь уж и молодых компаний. Лидеры рынка, как правило, имеют минимум семилетнюю историю. Компании же, созданные три года назад, пока практически не играют в Интернет-экономике большой роли.

Поражает диспропорция объемов продаж компаний, которые обеспечивают инфраструктуру рынка, и собственно e-commerce. Самый "горячий" сектор фондового рынка обеспечивает не более 3% от суммарных продаж столпов сетевого бизнеса. А на долю "техников" приходится не менее 87% продаж. Фактически это рынок ради рынка: именно эти 3% обеспечивают миллиардные обороты "техников". Впору вспоминать пессимистов-аналитиков, которые говорят об искусственности сетевой экономики: ни один рынок, создающийся исходя из потребностей покупателей, подобной структуры не имеет. Конечно, на такой инфраструктуре сетевые компании смогут развиваться быстрее, чем на "естественно создающемся" рынке. Но в целом это напоминает не рост рынка, а его выращивание.

Примечательно разделение продаж между компаниями-лидерами и аутсайдерами. По всем четырем рынкам первые три компании держат никак не менее 40% продаж. Сегодняшняя Интернет-экономика невероятно монополизирована, и списывать это на издержки ее слабого развития бессмысленно.

Учитывая, что лишь малая часть компаний из списка активно работает в России, остается лишь предполагать: либо в ближайшие два-три года корпорации из рейтинга AC будут вкладывать огромные деньги в российский Интернет-бизнес, или же национальная Интернет-экономика будет развиваться по особому пути, никак не коррелирующему со всем мировым опытом.

Впрочем, есть и третий вариант. Никакой Интернет-экономики в России не будет. Возможно, это к лучшему: никому не известно, что получается, когда потенциально огромный сектор бизнеса не растет сам по себе, а выращивается конкурирующими "садовниками". Будем наблюдать со стороны.

КомпанияГод основанияПродажи в 1999 г., $ млн
E-business, провайдеры сетевых услуг
AOL19854777
Charles Schwab19861986
Amazon.com19941015
E*Trade1982621
Knight/Trimark1995618
Yahoo1995341
Ameritrade Holding199301
EarthLink Network1994254
Priceline.com1998189
CMGI1986176
Lycos1995136
Excite@Home1995129
eBay1995125
DoubleClick1996103
CNet199579
Healtheon199568
eToys199638
VerticalNet19958
Сетевое программное обеспечение и сервис
Microsoft197519747
Oracle19779063
Intuit1983848
Network Associates1992785
Cambridge Tech.Partners1991628
TMP Worldwide1967585
USWeb/CKS1995375
Citrix Systems1989323
Macromedia1992167
Network Solutions1979142
Concentric Network1991110
Exodus Communications1992108
Broad Vision199371
Inktomi199671
SFT199544
Razorfish199536
Производители сетевой компьютерной техники
IBM191187448
Lucent199538303
Intel196828194
Dell198421670
Cisco198412154
Sun Microsystems198211726
EMC19794459
Qualcomm19813937
Network Appliance1992335
Broadcom1991335
Juniper Networks199231
Провайдеры связи
AT&T187556968
MCI WorldCom198330720
Qwest Communications19973424
Global Crossing1997691

Еще по теме