Top.Mail.Ru
архив

Лицом к киоскам

Тема будущего печатной прессы в последние годы стала одной из доминирующих в отраслевой печати и профессиональных дискуссиях. Активно обсуждалась она и на прошедшем недавно в Глазго пятьдесят седьмом по счету конгрессе Distripress. Там собрались более тысячи издателей и дистрибьютеров более чем из ста стран мира. Говорили много, стараясь друг друга подбодрить.

СМИ
Например, о том, что розничные продажи прессы до сих пор занимают львиную долю в доходах издателей, что быстрый рост цифровых форматов наблюдается в относительных, а не в абсолютных величинах. Конечно, говорили о новых каналах распространения - это узкоспециализированный ритейл (мебельные, зоомагазины и др.). Особо следует отметить рост популярности кросс-продаж и увеличение различного рода креативных промоакций. Именно это направление мировое медиасообщество считает главным вектором развития рынка печатных СМИ. При этом результаты международных исследований показывают сокращение розничных точек продаж и падение объемов продаж прессы в гипер- и супермаркетах. А также то, что потеря рынка розничной дистрибуции прессы не скоро компенсируется ростом распространения через цифровые каналы.

В целом результаты анализа международного опыта свидетельствуют о том, что сегодня наиболее распространена рекламоцентричная модель издательского бизнеса. В то же время перспективной в будущем считается продажецентричная модель. "Необходимо развивать специализированные каналы распространения печатных СМИ, продажи в которых должны поддерживаться. В акциях должны участвовать все участники рынка - от издателей до ритейла", - отмечалось на конгрессе Distripress. Основная причина: мировая тенденция на сокращение рекламных бюджетов в прессе и неутешительные прогнозы на будущее. Так, по мнению аналитиков eMarketer, объем рекламы в прессе в США в ближайшие четыре года сократится на 10-15%.

Недавно стало известно, что Newsweek, второй по популярности журнал в США, отказывается от печатной версии и с нового года уходит в онлайн, и такое при $140 млн рекламной выручки в год и тираже 1,5 млн экземпляров. Видимо, это следствие того, что убытки от розничных продаж по низким ценам (а в США, как известно, порядка 85% тиражей распространяется по подписке, где цены еще ниже, чем в рознице) не покрываются рекламными деньгами. Вывод: американская бизнес-модель рынка печатных СМИ с опорой на рекламные деньги, низкую стоимость изданий и подписку ведет к краху издательских домов.

Подтверждается и мнение издателей, прозвучавшее на последнем конгрессе Distripress, о необходимости перехода от рекламоцентричной модели к продажецентричной. Однако переделать бизнес-модель не только отдельного издания, а, по сути, всего рынка будет весьма непросто.


Как читают

В мире 2,3 млрд людей читают прессу, и лишь 0,5 млрд - как печатные, так и цифровые версии. 100 млн знакомятся только с цифровыми версиями, что составляет 4,3% от аудитории. В то же время практически во всех развитых странах отмечается падение тиражей печатных версий СМИ, особенно газет: в Германии на 10% ежегодно за последние 5 лет, в Испании - на 7%, в США и Англии - на 5%, в Португалии - на 3%. Тиражи на российском рынке в среднем с 2007 г. по 2012 г. падали на 7% в год.
Одновременно идет сокращение розничных точек продаж прессы. Так, например, в Испании за последние 15 лет количество специализированных магазинов по дистрибуции прессы уменьшилось на 20%, в Италии за последние 7 лет - на 8%, в Англии за последние 5 лет - на 7,5%, в Польше за прошедший год - на 4,6%.


Еще по теме