Top.Mail.Ru
бизнес

«Лукойл» пополнит число АЗС за счет Shell

Фото: Vincent Isore / www.imago-images.de / Global Look Press Фото: Vincent Isore / www.imago-images.de / Global Look Press

Англо-нидерландская нефтегазовая компания Shell определилась с покупателем своего заправочного бизнеса в России — собственником 411 АЗС и завода по производству смазочных материалов станет «Лукойл». Вместе с заводом Shell передала и его долги общим объемом 9 млрд рублей. Сумму сделки стороны не раскрывают и ждут согласования ФАС.

В «Лукойле» сообщили, что подписали соглашение с «дочками» Shell о приобретении 100%-й доли в ООО «Шелл нефть». Под ее контролем находятся 411 АЗС в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Также «Лукойл» приобретает и завод по производству смазочных материалов в Тверской области. По данным источника Forbes, Shell решила продать его вместе с долгами. Кредиты ООО «Шелл нефть» составляют 9 млрд рублей, согласно бухотчетности компании за прошлый год.

Shell запустила завод по производству смазочных масел в Торжке (Тверская область) в 2012 году. В 2020-м планировалось увеличить мощность предприятия с 200 млн до 300 млн литров смазочных материалов в год.

Завод производит в том числе моторные масла, масла для судовых двигателей, промышленные смазочные материалы, гидравлические и трансмиссионные масла

прочитать весь текст

Сейчас сделка находится на согласовании Федеральной антимонопольной службой, а ее сумма не разглашается.

«Приобретение высококачественного бизнеса компании Shell в России полностью соответствует стратегии "Лукойла" по развитию приоритетных каналов сбыта, включая розничную сеть, а также развитию бизнеса смазочных материалов», — комментирует сделку вице-президент по реализации нефтепродуктов компании Максим Дондэ. Директор сегмента «Даунстрим» Shell Хайберт Вигевено добавил, что более 350 сотрудников ООО «Шелл Нефти» сохранят трудовые отношения с новым собственником.

Розничная сеть ООО «Шелл Нефть» состоит из 240 АЗС, находящихся в собственности самой Shell, и еще 171 площадки, принадлежащей дилерам. Вне сделки с «Лукойлом» останутся 19 АЗС.

Маржинальность нефтебизнеса

Неназванный топ-менеджер крупной нефтекомпании в начале мая охарактеризовал Forbes нынешнее состояние автозаправочного бизнеса как «непростое». По его словам, внутренний спрос стагнирует, производство нефтепродуктов падает, да и сам бизнес низкомаржинален. Источники издания считали, что он может быть интересен крупным игрокам только за счет «очень привлекательной цены».

В марте «Лукойл» купил крупную московскую сеть независимых АЗС — компанию «ЕКА». Ей принадлежало более 90 АЗС на территории столицы и Подмосковья. По итогам 2020 года чистая прибыль «ЕКА» составила 156 млн рублей. Более свежих данных нет.

Сделка уже прошла одобрение ФАС, но с несколькими предписаниями. Например, «Лукойлу» запрещено необоснованно повышать стоимость нефтепродуктов на АЗС в Красногорске — после завершения сделки компания там займет 50% рынка. Также ее обязали продавать на АЗС не только премиальное, но и базовое топливо. До сделки сеть «Лукойла» насчитывала более 5000 АЗС, включая 2600 в России.

прочитать весь текст

При этом другие собеседники считают, что такая картина была справедлива до недавнего времени, а сейчас все иначе. Экономический кризис вызвал падение биржевых цен на бензин с 60 тыс. рублей за тонну в 2021 году до 35 тыс. рублей. По их словам, к бизнесу уходящей из России Shell присматривалось несколько игроков, включая «Лукойл». Представитель Shell объяснял «Интерфаксу», что ключевым приоритетом для нефтекомпании остается безопасность сотрудников и производственных процессов, сохранение рабочих мест и соблюдение требований российского законодательства.

Затратный уход

После начала обострения геополитической ситуации Shell решила выйти из совместных предприятий с «Газпромом», включая выход из завода по производству СПГ «Сахалин-2», Salym Petroleum Development и «Гыдан энерджи», и прекратила участие в «Северном потоке — 2». О поэтапном отказе от нефтепродуктов из России Shell объявила 8 марта.

В начале апреля нефтекомпания придумала новую схему покупки сырья из РФ. Shell решила приобретать смешанное топливо. То есть компания будет закупать топливо, баррель которого состоит из российского сырья не более чем на 49,99%. Технически такая смесь не считается российской, объяснял Bloomberg.

Shell в конце апреля начала переговоры с китайскими компаниями Cnooc, CNPC и Sinopec по продаже доли в проекте «Сахалин-2». При этом Shell, вероятнее всего, придется сделать приобретателю большую скидку, отмечала газета Financial Times. Источники издания называли переговоры «кошмарными».

Согласно финансовому отчету Shell за первый квартал 2022-го, потери нефтекомпании от ухода из России составят $3,9 млрд после уплаты налогов (до налогов — $4,2 млрд). Большая часть потерь ($1,6 млрд) связана с выходом из проекта «Сахалин-2». Так, Shell принадлежит доля в 27,5%, однако в апреле 2022 года она во многом потеряла контроль над инвестициями после отставки исполнительных директоров и ухода из проекта управленческого и технического персонала Shell, говорилось в отчете.