«ЛУКойлу» вернули конвертик
«ВИДИМО, жизнь стала пресной, так они решили добавить перца» – так прокомментировал действия устроителей конкурса на право освоения месторождений «вала Гамбурцева» вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун на пресс-конференции, посвященной «вопиющим нарушениям законодательства», имевшим, по его мнению, место на означенном конкурсе. Речь идет о том, что целое созвездие нефтяных гигантов – «ЛУКойл», ЮКОС, «Сибнефть» и «Сургутнефтегаз» – проиграло борьбу за «вал Гамбурцева» (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция) небольшой компании «Северная нефть». Причем «большие» нефтяники считают себя не проигравшими, а обманутыми конкурсной комиссией, а также губернатором Ненецкого автономного округа Владимиром Бутовым и главой Минприроды Борисом Яцкевичем.
В трактовке представителей «ЛУКойла», «Сибнефти» и «Сургутнефтегаза» комиссия искала победителя довольно странным образом. На первом этапе претенденты сдавали технико-экономические обоснования проекта и конверты с предложениями по размерам бонусов – разовых платежей в пользу бюджетов России и Ненецкого автономного округа. А потом комиссия сообщила, что ей понравилось ТЭО «Северной нефти» и потому остальные участники конкурса могут забирать свои конверты с размерами бонусов назад. Между тем в конвертиках «ЛУКойла», «Сургутнефтегаза» и «Сибнефти» якобы были запрятаны гарантии на суммы $100 млн – $120 млн, а в предложении «Северной нефти» значились только $7 млн.
Подобный исход конкурса предсказывался многими его участниками задолго до официального подведения итогов. Все знали, как губернатор Бутов не любит «ЛУКойл», оппонирующий «Северной нефти». И как в Республике Коми и Ненецком автономном округе нефтяного гиганта основательно искусала маленькая «Северная нефть» (например, через эмиссии свела на нет долю дочерних компаний «ЛУКойла» в своем уставном капитале). Правда, после того как стало известно, что в борьбу за «вал Гамбурцева» вмешалась принадлежащая влиятельному Роману Абрамовичу «Сибнефть», интрига стала интереснее. Все стали гадать: может быть, теперь уж конкурсная комиссия не решится сыграть перед публикой по заранее известному сценарию?
Как и следовало ожидать, последствия явного манкирования интересами «больших» нефтяников появились немедленно. Глава Минэкономразвития Герман Греф очень оперативно написал министру природных ресурсов Борису Яцкевичу письмо о том, что его ведомство установило «подлог условий конкурсов, совершенный сотрудниками Минприроды и администрации НАО». Греф предложил Минприроды отменить итоги конкурса. Кроме того, проигравшие дружно нажаловались премьеру Михаилу Касьянову*. Нефтяники собирались даже отправить Касьянову свои нераспечатанные конвертики, чтобы премьер наглядно убедился, что суммы там указаны вовсе не смешные. Проверять итоги конкурса срочно бросились Госдума и Генпрокуратура.
Ненецкий губернатор Бутов намеки понял и пошел (или сделал вид, что пошел) на попятную. Он заявил, что победу «Северной нефти» не утвердит и лицензию ей не подпишет. А вот Комитет природных ресурсов НАО решил не давать победителя в обиду. Комитет выпустил информационное заявление, в котором признал правильность проведения конкурса, потому как конкурсная система «оценивает все предложения компаний по освоению месторождений и позволяет даже маленькой компании выиграть у крупной». Комитету очень нравится, что «Северная нефть» пообещала вложить $108 млн в социальные программы региона и $130 млн – в природоохранные мероприятия. Вообще, по мнению генерального директора «Северной нефти» Александра Самусева, бонусы – это пережиток прошлого, когда деньги государству нужны были для немедленных платежей в бюджет.
** признан в России иноагентом