Top.Mail.Ru
архив

Новый крестовый поход

КАК ОПЫТНЫЙ стайер на финишной прямой, Папа Римский Иоанн Павел II увеличивает темп. Кажется, что ни старческая немощь, ни последствия покушения, ни болезнь Паркинсона не в состоянии остановить его триумфальное шествие. В первую очередь следует говорить о его политических победах. На Западе считается, что Папа сыграл важную, если не ключевую, роль в разгроме коммунизма. Первый за последние 400 лет неитальянец на папском престоле, Кароль Войтыла с беспримерной энергией развернул церковь лицом к миру, заставив ее идти в ногу со временем и искать ответы на грозные вызовы нашей эпохи, которая отмечена глобализацией всех мировых процессов.

Как ни один Папа, Иоанн Павел II много путешествовал по свету, особенно после распада Советского Союза. И вот теперь, на закате его понтификата, вновь целью, на которой сосредоточены все его силы и помыслы, становится Москва. Достижение этой цели, очевидно, является давней и заветной мечтой Папы. Уже на протяжении ряда лет Иоанн Павел II с вызывающей изумление настойчивостью предпринимает попытки сблизиться с Москвой, оказать на нее давление. Это не может не беспокоить церковных иерархов России, оказавшейся объектом католической экспансии.

Полем битвы становятся православные земли. Первые цели нового крестового похода – Греция и Украина. Предыдущие пасторские поездки понтифик также совершил в страны с преобладанием православия: в Грузию и Румынию. Если первая – бывшая республика в составе СССР, то вторая – бывший член Варшавского договора. В 2001 году намечено взятие двух бастионов православия, один из которых находится на западе, другой – на востоке, на территории бывшего Советского Союза.

Следует отметить, что оба намеченных визита подготовлены при непосредственном содействии правительств как в Афинах, так и в Киеве. Ожидается, что оба визита пройдут в обстановке враждебности, если не прямого противодействия,9 со стороны православных церквей. Но если в Греции православная церковь занимает господствующее положение, то на Украине речь идет об Украинской православной церкви Московского патриархата.

Нельзя не задаться вопросом, почему случилось так, что в последние годы в политике Ватикана стали преобладать жесткие меры, которые практически свели на нет предпосылки экуменического диалога, о котором так любил говорить Войтыла, едва взойдя на папский престол.

Синод Греческой православной церкви открыто говорит о нежелательности визита и относится к нему, как к приезду гостя, пренебрегающего установившимися приличиями. Синод единодушно проголосовал за текст заявления, в котором не прибегает к дипломатическим выражениям, чтобы скрыть свое раздражение.

На Украине дела обстоят еще хуже. Для гостеприимного Кучмы визит Папы – прекрасный случай еще раз попытаться выторговать помощь для своей пошатнувшейся власти. Но он рискует оказаться в еще более невыгодном положении. Ведь многие украинцы, как униаты, так и православные (которые хотели бы отделаться от Кучмы) могут спросить себя: а зачем Иоанну Павлу II нужно оказывать поддержку президенту без будущего.

Но хуже всего другое. Вместо того чтобы снизить напряженность, визит Папы даст новый толчок противостоянию между промосковской православной церковью на Украине и Украинской греко-католической церковью. Возрастет также напряженность в отношениях между Украинской православной церковью – Московского патриархата и Украинской автокефальной православной церковью, которая придерживается националистических взглядов. В конце концов по первой и второй причине возрастет напряженность в отношениях с Московским патриархатом, тем самым отдаляя, а не приближая заветную цель.

Действительно эта спешка может вызвать только удивление. Может быть, в Ватикане стали забывать о принципах «ostpolitik», разработанных кардиналом Агостино Казароли, и там стали преобладать «победные» настроения, которые так характерны для отношения к России со стороны многих политических кругов Запада? Есть, правда, «небольшое» различие между Ватиканом и западными политиками. Американский президент, как правило, не заглядывает дальше четырех лет своего президентского мандата, а вот Римская церковь несет в себе генетическую память веков и не может позволить себе руководствоваться сиюминутными политическими интересами.

 

Еще по теме