Top.Mail.Ru
архив

«Мы оказались в нужное время в нужном месте...»

На московской кондитерской фабрике «Рот-Фронт», как мы рассказали в прошлом номере, полностью сменился совет директоров. Произошло это по инициативе компании «Госинкор-Холдинг», созвавшей внеочередное собрание акционеров. Холдинг как основной акционер получил в совете четыре из семи мест, а председателем стал Артем Кузнецов – первый зампред «Госинкор-Холдинга» и председатель совета ГУТА-банка. В своем первом интервью на новой должности Артем Кузнецов рассказал «Ко» о планах компании создать свой продовольственный концерн. 

Что такое «Госинкор-Холдинг»

Финансовая инвестиционная ассоциация «Госинкор-Холдинг» создана в октябре 1996 года по инициативе «Государственной инвестиционной корпорации». Сама корпорация была учреждена в 1993 году указом президента РФ как государственное унитарное предприятие с уставным капиталом более $1 млрд с целью «привлечения иностранных и стимулирования отечественных инвестиций, направленных на реализацию федеральных и региональных программ социального и экономического развития».

В холдинг входят почти 70 компаний, в их числе банковские организации, страховые и строительные компании, риэлторские фирмы и торговые дома. Наиболее крупные структуры холдинга – ГУТА-банк (контрольный пакет акций куплен в феврале 1999 года у АФК «Система»), «Инкорстрах», «Госинкор-Лизинг», «ГУТА-Финанс», «Госинкор-Строй», «Госинкор-Трейдинг» и другие. Совокупные активы холдинга составляют более $550 млн.

 

«Ко»: Артем Владиславович, расскажите, каким образом «Госинкор-Холдинг» стал владельцем контрольного пакета акций «Рот-Фронта»?

Артем Кузнецов: Путем покупки 100% долей в компаниях «Варун», «Флорэна» и «Байкал-Азимут», которым в сумме принадлежит 51% акций «Рот-Фронта». Сделку мы совершили в конце 1999 года.

«Ко»: А у кого вы выкупили эти компании?

А.К.: По условиям договора мы не можем разглашать эту информацию без согласия другой стороны.

«Ко»: Есть версия, что эти акции «Рот-Фронта» ранее принадлежали Инкомбанку и были выведены из-под его контроля во время процедуры банкротства.

А.К.: Мы изучали этот вопрос. По нашим данным, акции «Рот-Фронта» никогда не стояли на балансе Инкомбанка. Мы не пошли бы на сделку, если бы не были уверены в ее юридической чистоте.

«Ко»: Но Инкомбанк мог владеть акциями не напрямую, а опосредованно ...

А.К.: Наверное, какое-то опосредованное отношение к акциям он и имел. Дело в том, что Инкомбанк фактически был управляющей компанией для целой группы независимых юридических лиц, в которую собирались промышленные активы самыми различными способами. Активы, купленные непосредственно Инкомбанком, ставились на его баланс. Вместе с тем некоторые компании, не имевшие к нему прямого отношения, скупали пакеты акций промышленных предприятий и управляли ими, прикрываясь именем и брэндом Инкомбанка, так как это было выгодно и удобно.

«Ко»: Но тот факт, что в 1998 – 99 годах большинство мест в совете директоров «Рот-Фронта» было у представителей Инкомбанка, разве не указывает, кто был владельцем контрольного пакета?

А.К.: Конечно же, нет. Просто компании-владельцы выдвигали в совет директоров представителей по согласованию с руководством Инкомбанка, так как у промышленной группы и банка была общая структура управления. Но на балансе Инкомбанка «Рот-Фронт», как, кстати, и «ОКБ Сухого», никогда не стояли, хотя бытует прямо противоположное мнение.

После кризиса 1998 года «Госинкор-Холдингу» удалось остаться на плаву. И пока многие финансово-промышленные группы занимались самоспасением, мы, укрепляя свои позиции в бизнесе, пошли по пути покупки промышленных активов. Хотя и в то время это было нелегко из-за острой конкурентной борьбы, кстати, продолжающейся и по сей день.

По предложенным нам активам Инкомбанка мы длительное время никаких решений не принимали, поскольку было очень сложно разобраться, кому они принадлежат. В конце концов мы определились: со спорными активами мы не связываемся. Например, акции Магнитогорского металлургического комбината, «Ленэнерго» были на балансе Инкомбанка, но в 1998 году каким-то образом оттуда исчезли.

Однако выяснилось, что какие-то активы действительно можно купить, потому что их финансовая связь с Инкомбанком нами не прослеживается. В юридической чистоте приобретенных нами активов Инкомбанка – «Рот-Фронт» и так далее – мы убеждены. 

«Мы считаем, что все сделали законно...»

«Ко»: Как вы полагаете, почему прежний председатель совета директоров «Рот-Фронта» Невежин был против проведения внеочередного собрания и инициировал судебный арест на акции, принадлежащие «Варун», «Флорэна» и «Байкал-Азимут»?

А.К.: Думаю, он хотел сохранить свое место председателя совета директоров.

«Ко»: Что вы можете сказать насчет заявлений Невежина о неправомочности решений собрания, поскольку на нем голосовали акциями, на которые был наложен запрет?

А.К.: Судебные технологии у нас, к сожалению, можно использовать как некий «черный PR». Да, были исполнительные листы, которые частично ограничивали право голосования некоторой частью акций. Счетная комиссия собрания эти акции к голосованию не допустила. Всего же в голосовании участвовало около 60% акций. Судебные решения о блокировании акций, принадлежащих всем трем компаниям, означают лишь запрет на перепродажу акций, но отнюдь не голосование ими.

«Ко»: Представители правительства Москвы в голосовании участия не принимали. Каким образом они тогда получили три места в совете директоров?

А.К.: Все три кандидатуры были заранее предложены московским правительством. Документы, подтверждающие это, имеются. Требование о созыве внеочередного собрания, которое мы направили совету директоров «Рот-Фронта» в декабре прошлого года, было также совместным.

«Ко»: Почему же тогда представители Москвы не приняли в нем участие? Ведь они могли свободно голосовать своими акциями, а собрание должно было принять решение, которое было в их интересах ?

А.К.: Я думаю, что правительство Москвы не захотело вмешиваться в конфликтную ситуацию. Мы надеемся, что в ближайшее время позиция правительства Москвы по «Рот-Фронту» будет определена.

«Ко»: Что вы можете сказать о высказываниях Максима Финского, члена комитета кредиторов Инкомбанка, насчет того что активы «Рот-Фронта» ранее принадлежали банку и были выведены незаконным путем? Не опасаетесь ли, что это станет позицией комитета кредиторов, и она будет озвучена конкурсным управляющим «Инкома»?

А.К.: Если Финский так считает – вопросов нет, пусть доказывает это в судебном порядке. Мы же считаем, что все сделали законно. После сделки по покупке акций «Рот Фронта» мы неоднократно обращались к конкурсному управляющему Инкомбанка Алексееву с предложением направить нам претензии по факту приобретения акций. Однако прошло более года, а никаких претензий выдвинуто не было.

«У «Рот-Фронта» будет новый гендиректор...»

«Ко»: Артем Владиславович, а зачем «Госинкор-Холдингу» понадобилось срочно переизбирать совет директоров? Почему вы не ввели ни одного своего представителя в совет сразу после того как стали владельцем контрольного пакета «Рот-Фронта»?

А.К.: Тогда мы не видели в этом необходимости. Все, что происходило на предприятии, представлялось нам понятным, и мы решили, что на данном этапе нецелесообразно напрямую участвовать в управлении. Нас полностью устраивало то, как руководит фабрикой ее генеральный директор Виктор Силюков. Он готовил программу модернизации и развития фабрики, которую мы были готовы финансировать как акционеры. Но в конце прошлого года мы обнаружили, что между Силюковым и советом директоров назревает конфликт, что он может быть отстранен от управления. Тогда мы решили созвать внеочередное собрание и переизбрать совет директоров. Сейчас мы имеем информацию, что на предприятии проводятся разные незаконные действия. Это и вывод оборотных средств, и закредитовывание, и схемы по увеличению себестоимости. Возможно, Силюков пытался противодействовать запуску этих операций, за что и был смещен со своей должности (5 марта этого года – «Ко»). Но мы должны еще раз проверить эту информацию.

«Ко»: Что вы можете сказать про нынешнего гендиректора «Рот-Фронта» Константина Пензина? Намерены ли вы его заменить?

А.К.: Пензин – доверенное лицо Невежина. Он никогда не занимался управлением кондитерским производством. Его кандидатура не была согласована с акционерами. И мы будем настаивать на его отставке. Кандидатуру нового директора мы обязательно согласуем с правительством Москвы, так как это один из крупнейших акционеров «Рот-Фронта». У нас в списке несколько человек, в их числе Силюков. Мы надеемся, что в ближайшее время на предприятие придет профессиональный управленец с опытом работы в пищевой промышленности. 

«Нам потребуется около $20 млн...»

«Ко»: Что «Госинкор-Холдинг» как основной акционер будет дальше делать с «Рот-Фронтом»?

А.К.: У нас есть инвестиционная программа, рассчитанная примерно на два года. За основу мы взяли проект, подготовленный Силюковым. Если на фабрике сейчас не начать модернизацию, то «Рот-Фронт» будет терять конкурентоспособность и свою долю на рынке. В прошлом году фабрика выпустила почти 40 тыс. тонн продукции, хотя ее мощности позволяют производить 60 тыс. тонн. Мы собираемся заменить изношенное оборудование, перепрофилировать часть мощностей на выпуск более рентабельной продукции, обновить инфраструктуру фабрики – в частности, думаем создать на «Рот-Фронте» свое производство по выпуску упаковки.

«Ко»: Когда программа будет начата, какова ее общая стоимость и как она будет финансироваться?

А.К.: Надеемся начать в августе этого года. По предварительным расчетам, нам потребуется около $20 млн. Из них примерно $5 млн будут выделены «Госинкор-Холдингом», остальные средства будут получены по целевым кредитным линиям от наших партнеров – испанских и итальянских банков. Деньги холдинга пойдут в основном на пополнение оборотного капитала «Рот-Фронта», кредиты – на закупку оборудования.

«Ко»: На какой срок окупаемости инвестиций вы рассчитываете?

А.К.: Деньги холдинга должны вернуться примерно через 3 – 4 года, кредиты – в соответствии с оговоренными сроками. Некоторые кредитные линии открыты сроком на семь лет.

«Ко»: Как известно, модернизация сама по себе не обеспечивает рост продаж...

А.К.: Разумеется, мы будем проводить рекламные кампании. Начнем, видимо, уже осенью этого года. Бюджет точно еще не определен, могу сказать, что это будет несколько миллионов долларов. Что касается сбыта, то мы намерены предложить концерну «Бабаевский» договориться о сотрудничестве между нашими торговыми сетями – мы продаем их продукцию, они нашу. Мы обдумываем и такой вариант сотрудничества: в случае полной загрузки мощностей «Рот-Фронта» по какому-то виду продукции размещать заказы на «Бабаевском» и принимать подобные заказы от них. 

«Мы интересуемся мясом, молоком, зерном...»

«Ко»: Артем Владиславович, разъясните, почему «Госинкор-Холдинг» решил так серьезно взяться за кондитерское производство? Насколько я знаю, до сих пор основными направлениями в холдинге были финансовые и риэлторские услуги, строительство и торговля...

А.К.: На пищевую отрасль мы обратили внимание после кризиса 1998 года, когда раздумывали, куда теперь стоит вкладывать деньги. В «пищевке» быстрая оборачиваемость средств, а начавшееся импортозамещение способствовало повышению рентабельности этого производства. Мы запланировали создать собственный пищевой бизнес как отдельное направление в структуре холдинга. «Рот-Фронт» – это первый шаг. Если в течение трех-четырех месяцев мы благополучно завершим изменения на «Рот-Фронте», то уже в этом году купим несколько пищевых предприятий.

«Ко»: Это также будут кондитерские фабрики или предприятия из смежных отраслей?

А.К.: Нет, создавать кондитерское объединение вокруг «Рот-Фронта» мы не планируем. Нас сейчас интересует мясопереработка, молочное и зерновое производство. Мы присмотрели предприятия в Московской, Тульской и Ярославской областях.

«Ко»: А холдинг сможет самостоятельно финансировать этот бизнес?

А.К.: Покупать акции мы будем на собственные средства, модернизировать предприятия – на заемные.

«Ко»: Вы не опасаетесь высокой конкуренции на всех названных сегментах пищевого рынка? Сейчас там работают очень сильные игроки, а у вашего холдинга практически нет опыта управления пищевыми предприятиями...

А.К.: «Госинкор-Холдингу» не так много лет, и везде мы начинали с нуля. Думаю, и здесь мы сможем привлечь опытных менеджеров и совместными усилиями создать пищевой холдинг.  

Еще по теме