Top.Mail.Ru
архив

Магазин за углом

Розничные компании как будто следуют мимолетной моде. Какое-то время назад все участники рынка бросились строить гипермаркеты. Следующим поветрием стали оптовые магазины формата cash & carry. Теперь, похоже, настал черед малых форм.

 

Несмотря на бурное развитие торговых сетей, в Москве до сих пор много районов, где нет ни «Перекрестков», ни «Рамсторов», ни «Седьмых континентов». Заполнить продовольственный вакуум в таких местах могут небольшие магазины «соседского»формата(их еще называют «магазины возле дома»).

По мнению экспертов, такая форма торговли будет особенно востребованной в ближайшее время. Особенно если учесть, что за рубежом conveniencestores («удобные магазины») давно стали столь же неотъемлемой частью розничных компаний, как обычные супермаркеты. Маленькими магазинами несложно управлять, поэтому их без особого риска можно открывать по франчайзингу. Даже крупнейший в мире розничный оператор – Wal-MartStores не гнушается «соседским» форматом, не говоря уже о том, что ему принадлежит фирма McLaneCompany – самый большой в США дистрибутор товаров для conveniencestores.

Считается, что формат этот зародился в 1927 году в Далласе. Магазин фирмы Southland Ice Company, позднее переименованной в 7-Eleven, предлагавший посетителям мороженое и замороженные продукты, для повышения прибыли начал торговать еще и молоком, хлебом и яйцами, причем в те часы, когда остальные бакалейные лавки города закрывались – по вечерам и в воскресенье. Покупатели оценили нововведение, продажи значительно выросли, а опыт был подхвачен конкурентами. Конек «удобных магазинов» – их домашняя атмосфера (иногда они совмещены с маленькими кафе), тщательно подобранный под постоянных клиентов ассортимент (молочные продукты, свежий хлеб), часто – дополнительные услуги (факс, ксерокс, банкомат). Сейчас продажи сети 7-Eleven превышают $27 млрд, у нее 21 000 магазинов в 18 странах, больше половины открыты по франчайзингу.

В Москве, где торговля до сих пор развивалась экстенсивно, участникам рынка не было надобности распыляться по мелочам. Однако постепенно найти помещение под крупные магазины стало непросто: цены на отдельно стоящие универсамы, до сих пор не входящие в сети, завышены. Как и цены на целые сети, готовые сменить владельца. В то же время мест под магазины мелкого формата в Москве предостаточно. «В городе тысячи таких помещений. Для прежних владельцев они, как правило, на грани убыточности или убыточные», – говорит Валентин Запевалов, заместитель гендиректора компании «Седьмой континент», собирающейся в ближайшее время открыть первые два магазина «соседского» формата в жилых домах.

«Помещения под малый формат действительно легко найти, – соглашается Дмитрий Митрохин, генеральный директор компании «ТиК Продукты», управляющей сетью «соседских» магазинов под маркой «Магнолия». – После повышения ставок Мосгоримущества в январе этого года предложение по аренде увеличилось».

Еще одна причина привлекательности формата – отсутствие конкуренции в этой нише. «Соседские» магазины не чета супермаркетам. «У них другой покупатель, – говорит Владислав Егоров, председатель совета директоров сети универсамов «АБК». – В наши универсамы, расположенные рядом с домом, люди ходят в среднем три – пять раз в неделю: за товарами повседневного ассортимента. Конкуренцию мы почувствуем только в том случае, если рядом с нашим универсамом откроется магазин такого же формата. Но Москва – огромный город, и пока он еще не насыщен «соседскими» универсамами до такой степени, чтобы приходилось тесниться». По словам Егорова, разбросанные по столице продуктовые киоски не мешают развитию «соседских» магазинов, поскольку уступают им по ассортименту.

При небольших затратах на открытие ($120 000 – $150 000 вместе с ремонтом, оборудованием и оформлением) «магазин возле дома» при грамотном управлении показывает хорошую доходность. По словам Митрохина, пока финансовые показатели магазинов «Магнолия» этого формата соответствуют бизнес-плану: их среднесуточная выручка составляет порядка $3000.

Опять же, мелкие магазины нужны многим производителям. «Люди предпочитают покупать молоко недалеко от дома и при хорошем предложении «магазины возле дома» могут обеспечить спрос, – говорит Олег Морозов, начальник отдела сбыта Центрального региона компании «Вимм-Билль-Данн». – Их характерная черта – узкий ассортимент и предпочтение одного поставщика, закрывающего все ассортиментные позиции. Процентов 10 – 15 от оборота по молочной продукции они будут пропускать всегда, поэтому при грамотной работе с ними это гарантированный канал сбыта».

«Инвестиционная привлекательность сетей convenience stores явно недооценена: ведь, по статистике, суммарный оборот всех магазинов нашего формата в развитых странах лишь в 1,5 раза меньше, чем у всех гипермаркетов и в два раза меньше, чем у лидеров рынка – супермаркетов, – отмечает Егоров из «АБК». – Эффективность вложений в сеть «соседских» магазинов не меньше, чем эффективность вложений в гипермаркет».

С последним утверждением, правда, можно поспорить. «Выгодно делать сеть из 40 – 50 магазинов в хороших местах, – говорит Кирилл Терещенко, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами компании «Дэнди Дистрибьюшен». – Но, чтобы быстро развивать сеть такого формата, нужны «длинные» деньги». А по мнению Натальи Осиповой, ритейл-директора компании Colliers International, прибыль магазинов «соседского» форматане слишком высока, в связи с чем им гораздо тяжелее платить высокую арендную ставку по сравнению с операторами других профилей.

Решить проблему высоких платежей могло бы объединение «соседских» магазинов в сеть или создание таких сетей при участии крупных розничных операторов. Что, собственно, и происходит. Под концепцию «соседского» скорректировала формат сеть «Самохвал» (бывшая «Стопка»), имеющая 66 магазинов. Летом 2002 года компания отошла от торговли только напитками и расширила ассортимент прочими продуктами повседневного спроса. «Седьмой континент» в следующем году собирается открыть еще 10 – 15 маленьких магазинов. Схожие планы есть и у «Перекрестка».

Примечательно, что развитие мелких сетевых магазинов совпало по времени с экспансией иностранных сетей. Например, по словам Митрохина, его компания выбирала формат, сознавая, что не обладает финансовыми ресурсами для конкурентной борьбы в тяжелой весовой категории – в сегменте супермаркетов и гипермаркетов. Алексей Куроедов, директор по продажам компании «Сервис Плюс», специализирующейся на автоматизированных системах для торговли, уверен: магазины «соседского» формата выживут в любой конкурентной среде. «Их преимущество – душевное общение, – говорит он. – Сейчас даже крупные магазины, делающие деньги на потоке, перенимают у conveniencestores приемы повышения лояльности и «учат» свои кассовые узлы анализировать корзину, отслеживать, что берут разные члены семьи, и даже напоминать, не забыл ли посетитель купить «памперсы».

Года через два-три проблем с покупкой хлеба возле дома в Москве не будет. Но вот кто станет этот хлеб продавать – филиалы крупных отечественных сетей, семейные магазинчики или западные компании – вопрос открытый.

Еще по теме