Top.Mail.Ru
архив

Магазины без пафоса

Слово "дискаунт", обозначающее особый формат торговли, в последний год звучит в России все чаще. Дискаунты, широко распространенные на Западе, появляются и в России. Возможно, дискаунтам удастся завоевать нишу low end, которую сегодня занимают продовольственные и вещевые рынки.

Пионеры формата

Специалисты по розничной торговле и владельцы магазинов начали активно обсуждать дискаунты как формат после прошлогоднего августовского кризиса. Обороты супермаркетов падали, желающие вложить деньги в розничную торговлю не знали, что делать. Дискаунт в такой ситуации выглядел привлекательно. Во-первых, за счет минимизации издержек он способен конкурировать по цене с оптово-розничными рынками; во-вторых, он не требует слишком больших вложений. Формат дискаунта не подразумевает дорогого ремонта и оборудования - товар выставляется на полках, на поддонах, в коробках. Закупки также не требуют больших оборотных средств, поскольку в дискаунтах, как правило, продается небрэндовый, хотя и качественный, товар.

Пионером в области продовольственных дискаунтов стал "Перекресток". Пилотный магазин открылся на Симферопольском бульваре и назывался "Котомка". Создан он был совместно с мэрией. Впоследствии дискаунты "Перекрестка" сменили марку, поскольку название "Котомка" вызывало у покупателей негативные ассоциации с нищенской долей. Сейчас в сети два дискаунта, действующих под маркой "Мини-Перекресток". Однако следует заметить, что дискаунты "Перекрестка" менее успешны, чем его же супермаркеты. Возможно, причиной тому недостаточное финансирование. Как известно, компании пришлось развивать сеть дискаунтов без обещанной материальной поддержки московского правительства.

Зато у "Перекрестка" есть другое преимущество перед компаниями, пожелавшими развивать новый для рынка формат, - собственный распределительный центр. Большие объемы продаж в целом по сети (включая и супермаркеты, и дискаунты) обеспечивают "Перекрестку" значительные скидки от поставщиков. Именно благодаря таким скидкам дискаунты во всем мире способны поддерживать низкие цены.

Несмотря на сомнения в эффективности работы "Мини-Перекрестков", высказываемые некоторыми экспертами рынка, Александр Косьяненко, генеральный директор ЗАО "Торговый дом "Перекресток", объявил о планах компании по расширению сети дискаунтов минимум до 30 магазинов. Причем эту сеть "Перекресток" будет развивать как за счет создания собственных магазинов, так и по схеме франчайзинга. Напомним, что "Перекресток" предлагает во франчайзинг технологии работы и в формате супермаркета, и в формате дискаунта.

В числе первых стала осваивать формат дискаунта и компания "Дикси". В ее сети пока только два магазина, но в отличие от "Мини-Перекрестков" за дискаунтами "Дикси" не стоит распределительный центр с огромными оборотами.

"Копейка" не скупится

Наиболее перспективным среди московских продовольственных дискаунтов является сеть магазинов "Копейка". Это мнение разделяют профессионалы рынка, об этом же свидетельствуют и высокие темпы развития сети. Руководство "Копейки" по примеру западных сетей дискаунтов воздерживается от общения с прессой, однако достоверно известно, что к открытию "Копейки" причастны топ-менеджеры ЗАО "Кофейная фабрика "Селект". Сейчас в сети восемь магазинов. По информации "Ко", до конца 2000 года их будет тридцать.

Первая "Копейка" открылась в августе 1998-го в Крылатском. Последняя - в августе нынешнего года в Матвеевском. Все "Копейки" оформлены строго, в едином стиле - белого цвета здание с красной крышей, подобное ангару. Вопреки принципам западных дискаунтов внутри достаточно дорогое оборудование и достойный ремонт. Возможно, затраты на открытие следующих дискаунтов сети будут снижены в дальнейшем, когда и формат, и торговая марка уже раскрутятся на российском рынке.

"Копейки" высокотехнологичны. "Магазины этой сети сделаны очень грамотно, там толковый менеджмент", - говорит о "Копейке" президент Национального альянса управляющих и консультантов Андрей Масалович. Строго выверен ассортимент - в магазине в Матвеевском представлено 28 товарных групп, максимальное количество наименований: 15 видов кондитерских изделий, 5 видов соков, 7 видов минеральных вод. Это намного меньше, чем в западных дискаунтах, но вполне достаточно для покупателя. К тому же в российских супермаркетах количество наименований тоже отличается от ассортимента западных магазинов аналогичного формата. Основной принцип дискаунтов - оптимизация и минимизация ассортимента - соблюдается неукоснительно. При этом товар выставлен на полках так, чтобы у покупателя складывалось ощущение изобилия.

Производительность труда в "Копейках" приближена к западным стандартам. Большие сумки покупатель сам оставляет при входе в камере хранения и сам закрывает ячейку на ключ. Небольшой торговый зал с невысокими полками хорошо просматривается - нет нужды в большом количестве охранников. Действует система самообслуживания, товара не слишком много, ценники непосредственно на полках дублируются крупными ярко-желтыми табличками, расположенными над товаром. Соответственно не нужны продавцы-консультанты в зале. Как тренируют в "Копейке" персонал - неизвестно, но сотрудница в зале постоянно следит за выкладкой продукции и своевременно открывает новые коробки, передвигает банки, вызывает, если нужно, уборщицу.

Схема расположения оборудования и товаров, модель кассовых аппаратов и организация труда повышают пропускную способность магазина - это очень важно для дискаунта. Того же принципа придерживаются в дискаунтах всего мира: обслуживание без задержек большого потока посетителей.

"Копейка" не поскупилась и на достойное программное обеспечение. Однако вполне возможно, что в новом году у нее появятся достойные конкуренты.

Дискаунтный бум?

В декабре планирует открыть свой первый магазин-дискаунт ООО "Золотое лето". Сейчас в спальных районах Москвы ведется ремонт на четырех объектах. Как сообщил корреспонденту "Ко" директор ООО "Золотое лето" Евгений Эйкенрот, в создаваемой компанией розничной сети будет как минимум 10 дискаунтов: "Хотелось бы успеть открыть пару магазинов уже в этом году, и еще 12 - 15 в течение 2000 года. Наша сеть охватит те районы, где есть подходящие по цене и площади объекты недвижимости. Что-то будем брать в аренду, что-то выкупать".

В компании обсуждают вопрос о работе по франчайзингу с "Перекрестком". Это позволит без привлечения дополнительных средств решить проблему распределительного центра. "Пока нам выгоднее работать с "Перекрестком", у которого большие скидки от производителей. Будут ли это просто оптовые поставки из их распределительного центра, или мы приобретем франшизу - еще не решено. В любом случае предлагаемую технологию можно улучшить. Все тонкости нам известны, надо только скрупулезно проработать отдельные моменты. Основной для дискаунтов вопрос - распределительный центр и логистика".

Компания "Золотое лето" планирует снижать затраты на дискаунт, не только оптимизируя технологию, но и приобретая оборудование на основе лизинга, в кредит. По мнению Евгения Эйкенрота, формат дискаунта очень привлекателен: "Как показывает европейский опыт, такой формат требует меньше инвестиций и меньше персонала. Удачно созданный дискаунт по прибыли не уступает супермаркету. В Москве дискаунт будет интересен тем, кто имеет возможность открыть сразу порядка пяти магазинов. По нашим расчетам, дискаунт окупается в течение полутора лет"

На рынке ходят слухи о том, что уже в декабре в Москве появится еще одна крупная сеть дискаунтов, превосходящая все нынешние дискаунтные сети по количеству одновременно открываемых магазинов. Название компании в слухах не фигурирует.

Планируют внедрять формат дискаунта и в регионах. В частности, оптовая компания "Сладкая жизнь" собирается создавать в Нижнем Новгороде сеть магазинов, в числе которых непременно будут и дискаунты.

Однако не все относятся к дискаунтам с оптимизмом. Владимир Карнаухов, генеральный директор ОАО "Столичные гастрономы "Смоленский", "Центральный", "Охотный ряд" и другие", подтвердил корреспонденту "Ко", что в планах развития "Седьмого континента" проектов по дискаунтам нет.

Сомневается в перспективности открытия дискаунтов в нынешней ситуации и Олег Ермаков, генеральный директор ООО "Русская линия", специализирующейся на консалтинге в розничной торговле: "При нынешнем налогообложении (дороги, НДС, жилищный фонд и т.д.) дискаунты невыгодны. До 80% вашего дохода уйдет в виде налогов государству".

Тем не менее дискаунты появляются не только в продовольственном секторе.

Обувь в коробке

Промтоварные дискаунты - совершенно отдельная тема. И потому, что товары в них не первой необходимости, а также потому, что цены здесь очень отличаются от "лужниковских". Однако некоторые общие с продовольственным рынком тенденции все же просматриваются.

Во-первых, увеличивается число отдельных магазинов, стремящихся работать в режиме дискаунта. В магазине "Фабрик-дисконт" на Нахимовском проспекте, например, затраты на торговый зал минимальны, поскольку располагается он в полуподвале, интерьер аскетичен, обувь выставлена прямо в коробках. Товар - не раскрученные, но качественные марки российского производства, а главное - без большой наценки.

Во-вторых, появляются сети. В августе открылся первый магазин "Модный базар", где со значительными скидками продают коллекционную одежду, обувь и аксессуары ведущих европейских домов моды и престижных марок. Сейчас в сети два магазина, в течение ближайших 8 месяцев планируется открыть еще семь. "Эта услуга после кризиса востребована, - уверен Михаил Филимонов, генеральный директор управляющей проектом компании "АБМ-Холдинг". - За счет сети мы имеем лучшие условия от поставщиков и большее количество товара, закупаемого как у отдельных московских одежных сетей, так и у производителей".

Как и в продовольственном секторе, основное отличие дискаунта от традиционных форматов - в методах управления. В частности, у фирменных и дисконтных магазинов разные технологии работы с ассортиментом. Михаил Филимонов считает, что конкурентам сети "Модный базар" - если они, конечно, появятся - будет трудно. За спиной топ-менеджеров "АБМ-холдинга" работа в сети "Партия". Сам Филимонов был генеральным директором и "Партии", и "Домино".

Развитие дисконтных сетей сильно влияет на рынок в целом. Владельцы магазинов традиционных форматов в продовольственном и в других секторах начинают пересматривать собственные технологии. "Экономичные супермаркеты уже повлияли на обычные магазины: там тоже начинают задумываться о собственных марках, укрупняют схему снабжения, - считает Олег Войцеховский, начальник проектного бюро компании "Русский проект". - Прослеживается и тенденция к аскетизации супермаркета. Теперь средства стремятся вкладывать не в ремонт, а в повышение пропускной способности магазина".

К тому же, если сетям дискаунтов удастся разрушить сложившийся в сознании москвичей стереотип, что на рынке дешевле, выиграют магазины всех форматов.

Еще по теме