Top.Mail.Ru
архив

Меню доходности

Половина изысканных ресторанов в Москве построена в соответствии с эстетическими и гастрономическими пристрастиями их владельцев. Многие известные бизнесмены в качестве хобби уже попробовали себя в роли инвесторов на проектах, связанных с общепитом. Новый всплеск интереса к ресторанному бизнесу связан с желанием вкладывать деньги в рост и диверсифицировать риски.

 

По сведениям «Ко», клуб Stone меняет владельца. Топ-менеджеры «Интерроса», по слухам имеющие отношение к созданию модного заведения на месте бывшего подвала, не окупили своих вложений. Проект, стоивший около $3,7 млн, продают за $1 млн. В то же время Александру Мамуту, видимо, инвестировать в ресторанный бизнес понравилось. Он участвовал в проекте элитного Snobs, а сейчас переоборудует клуб «Мост». Менеджеры компании ТНК причастны к созданию светских заведений BadCafé и Letrange. Совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман с друзьями (в частности, с Александром Гафиным) открыл пьяно-бар «Цвет ночи» на Патриарших. При отсутствии посторонних посетителей олигарх иногда музицирует на рояле.

Большинство ресторанных проектов, созданных на деньги топ-менеджеров крупных компаний, преследуют одну цель – удовлетворить личную потребность бизнесменов в поисках такого места в столице, где воплотились бы все их требования по дизайну, кухне и атмосфере заведения.

 

По кайфу

 

Основным мотивом для инвестиций бизнесменов в ресторан было и пока остается желание сделать все по-своему. Зачастую итальянского шеф-повара выписывают не ради абстрактного потребителя, а исходя из собственного стремления вкусно есть. Так, например, поступил владелец ресторана «Лалуна» – по некоторым сведениям, нефтяник. Он живет рядом, питается и назначает деловые встречи исключительно в своем заведении. Обстановка в «Лалуне» максимально располагает к уютному отдыху: здесь можно смотреть гонки Формула – 1 и кино. Большинство совладельцев ресторанов используют проекты как «парадный» офис.

«Рестораны – самый востребованный покупателями бизнес, – отмечает Михаил Николаев, вице-президент фирмы «Бизнес-Гарант», специализирующейся на покупке/продаже существующих бизнесов. – Соотношение между компаниями и частными лицами, желающими купить ресторан, примерно 50 на 50. Как правило, к нам обращаются топ-менеджеры крупных компаний либо собственники, отошедшие от оперативного управления. Сейчас у россиян стало больше денег. В США каждый 150-й житель имеет миллион долларов, у нас таких людей меньше, но все равно они есть». После ресторанов по привлекательности идут автосервисы, аптеки и салоны красоты. Их можно дарить женам и детям.

Мнения по поводу количества ресторанов и их среднегодового оборота сильно расходятся. По статистике консалтинговой группы «Магазин готового бизнеса», в Москве действует более 2600 ресторанов, не считая буфетов и кафе в театрах, музеях, вузах, на вокзалах и т.д., а их годовой оборот превышает $980 млн. Сами рестораторы считают, что зарабатывают гораздо больше.

«Если считать приближенно, то думаю, что оборот ресторанного бизнеса в Москве – не менее $1,5 – 2 млрд. Рентабельность растет, этот рынок – один из самых динамичных, и он будет перспективен еще по крайней мере 7 – 10 лет», – говорит Михаил Зельман, генеральный управляющий компании «Арпиком» (рестораны «Белуга», «Колбасофф», «Борго», стейк-хаусы Goodman, сеть кафе «Ле Гато»).

По данным президента маркетингового агентства MagramMarketResearch Марины Малыхиной, каждый месяц в столице открывается как минимум десять новых ресторанов в различных ценовых сегментах. Она отмечает, что, несмотря на увеличение количества различных точек питания, ресторанный рынок столицы еще далек от насыщения. «Тенденция роста числа ресторанов в столице сохранится еще как минимум в ближайшие три – пять лет», – уверена Малыхина.

Многие бизнесмены, первоначально рассматривавшие инвестиции в ресторан как хобби, увлеклись этим. По оценкам Романа Семчишина, консультанта «Магазина готового бизнеса», около 40% столичных рестораторов – люди, пришедшие в этот бизнес из других отраслей экономики и сохранившие свои интересы в них. «При этом доля ресторанных групп увеличивается. В Москве они владеют 35 – 40% рынка. Впрочем, до 30% таких групп создавалось не рестораторами, а инвесторами из других сфер бизнеса», – отмечает Семчишин.

Например, владельцы группы «Столичные рестораны» (рестораны «Семь пятниц», «Черная кошка», «Ходжа Насреддин в Хиве», «Цимес») имеют интересы в нескольких отраслях. А Михаил Зельман ранее занимался бизнесом, связанным с таможней. В свой первый ресторан «Сан-Мишель» он инвестировал как частное лицо (сейчас на месте «Сан-Мишеля» открылся стейк-хаус Goodman, и эту концепцию планируют тиражировать).

 

Как на дрожжах

 

Некоторым повезло меньше. По данным «Магазина готового бизнеса», больше 70% новых московских ресторанов закрываются или меняют владельца, не проработав и двух лет. В 2002 году на продажу было выставлено 16 ресторанов (только московских), в 2003-м – 180 заведений (из них 40 – региональные проекты), а за восемь месяцев 2004 года – более 250 ресторанов (не менее 60 – региональных).

Кажущийся простым лишь на первый взгляд, бизнес требует профессионального подхода. Семчишин отмечает, что рестораны, созданные профессионалами, окупаются за 1 – 1,5 года, а любителям чаще всего приходится ждать дольше – до 2,5 лет. «Решающую роль здесь играют контакты профессиональных рестораторов с поставщиками, кадровыми агентствами, наличие квалифицированных менеджеров и возможности вкладывать дополнительные средства в рекламу», – отмечает консультант.

Как и для розничной торговли, скорость развития стала иметь для рестораторов значение. Растущая платежеспособность привела к росту спроса на услуги общепита. Существующие точки не в состоянии его удовлетворить – очереди к столикам в пятничный вечер о том свидетельствуют. Марина Малыхина отмечает, что наиболее активный рост будет сопутствовать сетевым ресторанным концепциям преимущественно в нише качественной недорогой кухни (средний размер счета $25 – 50 на человека). «На российский рынок еще не вышли международные сети, а до их прихода успешными будут те игроки, которые планируют сетевое развитие», – утверждает она.

«Сети позволяют прочно закрепиться на рынке, особенно если речь идет о развитии в регионах, – говорит Карина Погосова, пресс-секретарь компании «Бразерс и Ко» (сеть «Сбарро»). – Развитие сетей национального масштаба позволяет привлечь большее внимание инвесторов».

Рестораторы идут за инвестициями, а инвесторы ищут тех, кто умеет качественно воплощать идеи – риски инвестиций в компанию, а не в отдельный ресторан гораздо ниже.

Ради повышения собственной инвестиционной привлекательности рестораны ускоряют развитие и выходят в регионы. Группа «Веста-Центр-Интернешнл» вложила в прошлом году в развитие концепций «Ги-но Таки» и «Якитория» около $1 млн. Компания «Бразерс и Ко» до конца 2004 года планирует открыть не менее 10 – 15 ресторанов (в 2003-м новых пиццерий было всего 7). К концу года число точек должно составить 45 – 50.

По мнению Михаила Зельмана, через три-четыре года лидерами на рынке будут именно компании, а не отдельные проекты: при наличии управляющей структуры темп развития быстрее. Компания «Арпиком» в этом году рассчитывает вдвое увеличить оборот по сравнению с 2003 годом. В прошлом году она открыла 6 точек, в нынешнем – еще 10, в следующем планирует открыть 20. «Рассматривается возможность приобретения нескольких существующих сетей с уточнением их концепции. За два ближайших года мы хотим запустить 12 новых сетевых концепций. Сил хватит. Есть соглашение с «САН Интербрю», предусматривающее их помощь в пивных проектах», – говорит Зельман. Упоминает он и о стратегическом соглашении с некой ФПГ, отказываясь пока сообщать какие-либо подробности о сделке.

По мнению Алексея Панферова, заместителя председателя правления МДМ-банка, в ресторанном бизнесе как в средстве диверсификации заинтересованы многие в России. «Нефтяные, газовые, металлургические прибыли могут и не напрямую идти в этот бизнес. Иностранные прямые инвесторы тоже будут вкладывать туда деньги. Ресторанный бизнес понятен большинству инвесторов, поэтому и диапазон их групп широк», – считает он.

По словам участников рынка, несколько западных фондов уже ведут переговоры с рядом российских игроков.

 

Кто денег даст

 

По мнению Михаила Зельмана, появившаяся в середине 1990-х ресторанная индустрия ни по технологиям, ни по персоналу, ни по организации бизнеса не была готова к тому, чтобы в нее пошел крупный капитал. Динамичное развитие сетевого ресторанного бизнеса началось в 2000 году, когда посещение ресторана вошло в образ жизни среднего класса.

«Ростик Груп» и «Тинькофф» размещали облигации на ММВБ. Обе компании анонсировали планы выхода на IPO. Впрочем, как и в случае с розницей, о стремлении к бирже вслед за пионерами стали говорить и другие игроки. «Если на бирже появится хоть одна ресторанная компания, то следующим выходить будет легче. Фондовым инвесторам нужен повод, чтобы обратить внимание на этот сектор», – отмечает старший аналитик ФК «Уралсиб» Марат Ибрагимов. По его мнению, пока для портфельных инвесторов рестораны неинтересны.

Со стратегическими дело обстоит прямо противоположным образом. Как отмечает Роман Семчишин из «Магазина готового бизнеса», спрос на рестораны превышает предложение – в этом году в компанию поступило более 700 обращений от потенциальных инвесторов.

«Я знаю немало людей, у которых все отлажено в основном бизнесе и которые рассматривают рестораны как объект инвестиций. Если покупать единичный магазин, то он не выживет, с рестораном все более понятно», – говорит Сергей Моисеев, коммерческий директор компании «Интерфуд», поставляющей оборудование для розницы и общепита.

По словам Зельмана, если ресторанный проект сделан грамотно, его доходность до налогообложения – порядка 36 – 40%. «Инвесторы оценивают наш бизнес по тем же показателям, что и все остальные бизнесы – доход, динамика, прозрачность, менеджмент», – говорит генеральный управляющий «Арпикома».

А по оценкам Семчишина, доходность инвестиций в покупку действующих ресторанов находится примерно на одном уровне: 30 – 50% годовых для бизнесов, имеющих в собственности недвижимость, 60 – 80% годовых для компаний, арендующих помещения.

Иными словами, таперством в собственном ресторане Михаил Фридман может заработать не меньше, чем на традиционных для «Альфа-групп» бизнесах.

 

Еще по теме