Top.Mail.Ru
архив

Мердок выходит на улицы России

Медиа-магнат Руперт Мердок повторно штурмует рекламный рынок России. На этот раз он купил контрольный пакет акций ведущего оператора наружной рекламы России. Мердок дает понять, что услуги Бориса Березовского ему больше не нужны. Имя главы News Corp. Руперта Мердока вновь на устах у российских бизнесменов. Совсем недавно все говорили о Мердоке как о возможном инвесторе канала НТВ. Но пока человек, который построил крупнейшую транснациональную медиа-корпорацию, стал обладателем контрольного пакета акций лидирующего оператора наружной рекламы – APR-City. Точное количество акций, приобретенных News Corporation Europe, как и сумма сделки, которая состоялась в конце 2000 года, не разглашается. Известно лишь, что пакет акций превышает 51%. То, что общественность узнала об этом только сейчас, связано, по словам исполнительного директора APR-City Сергея Железняка, с длительным юридическим оформлением сделки со стороны News Corp. Ближайшее следствие этого события – переименование в середине лета APR-City в News Outdoor. Об этом уже успел заявить Максим Ткачев, председатель совета директоров рекламного агентства, в котором четыре места теперь принадлежат представителям News Corp. Компания, которая фактически перешла под контроль Мердока, является, пожалуй, самым крупным игроком рынка наружной рекламы России. Из $150 млн, заработанных агентствами на наружке в прошлом году, $25 млн рекламодатели заплатили APR-City. Конкуренты уже спешат поздравить Максима Ткачева с удачной сделкой и ожидают дополнительных инвестиций в компанию. Появление новых акционеров, как заявил исполнительный директор агентства Сергей Железняк, «даст компании больше возможностей для развития». Мартин Помпадур, президент News Corporation Europe, фактически подтвердил слова Железняка, сказав, что будет происходить увеличение инвестиций с «привлечением дополнительных участников бизнеса под эгидой APR-City». Характерно, что в качестве таковых он видит российские компании. Российской стороной уже объявлено, что News Corp. готова инвестировать в новый капиталоемкий проект компании AdNet, совмещающий в себе наружную рекламу, телевидение и Интернет. В нынешнем году в проект вложено $2 млн из собственных средств APR-City. В 2002-м планируется инвестировать еще $10 млн. Если на презентации AdNet в прошлом месяце говорилось, что проект будет реализовываться на территории России, то теперь уже появились основания говорить о том, что плазменные экраны с рекламой могут быть размещены не только в российских супермаркетах, но и в других восточноевропейских странах – например, в Румынии и Польше. Со слов Мартина Помпадура стало известно, что в этих странах News Corpor уже фигурирует среди игроков рынка наружной рекламы.

Миллиарды Мердока

Если попытаться формально позиционировать корпорацию Мердока на международном рынке, то можно сказать, что его ниша – производство и продажа новостей, информации и развлечений. Общие активы The News Corporation Limited по состоянию на конец марта текущего года оценивались приблизительно в $39 млрд. Медиа-империя Мердока является одной из самых крупных в мире. Свои щупальца она протянула в США, континентальную Европу, Великобританию, Австралию, Латинскую Америку, страны Тихоокеанского бассейна. Транснациональные операции довели обороты этой корпорации до $14 млрд в год. Умелые манипуляции с прибылями и убытками компаний, входящих в концерн, позволяют Мердоку в некоторых случаях минимизировать налоговые выплаты до нуля. Между тем различные источники периодически заявляют, что медиа-империя австралийского магната – колосс на глиняных ногах. Долги корпорации давно превысили ее стоимость, и удержаться на плаву Мердоку удается лишь благодаря своему политическому влиянию. Действительно, влиятельность человека, который в 1953 году унаследовал бизнес отца – австралийскую газету Adelaide News, за прошедшие годы значительно возросла. На родине Мердок контролирует приблизительно 70% рынка национальной прессы. В США ему принадлежит влиятельная «желтая» газета New York Post. В Старом Свете, где Мердок помог прийти к власти Маргарет Тэтчер, поддержав ее предвыборную кампанию, на него работают The Times, The Sunday Times, The Sun, News of the World. В свое время миллиардер прикупил несколько газет в Новой Зеландии, Тасмании, на Фиджи и даже в Папуа – Новой Гвинее. В общей сложности Мердок контролирует 175 газет и десятки журналов. News Corp. занимается и издательской деятельностью. Во главе этого направления деятельности корпорации стоит один из крупнейших издательских домов мира – HarperCollins Publishers. Особое место в империи Мердока занимают кино и телевидение. Благодаря широкой сети дистрибуции, созданной магнатом, корпорация ежегодно получает от этого вида деятельности $9 млрд доходов. Во владении News Corp. находится 83% акций Fox Entertainment Group. Только в США вещают более 20 телевизионных станций этой группы; платными абонентами кабельных телевизионных сетей империи Мердока являются 400 млн человек. News Corp. разрабатывают и продает популярные он-лайновые программы. По мнению экспертов, если Мердоку удастся привести свои разрозненные СМИ в соответствие с новыми технологиями, они смогут охватить почти миллиард зрителей. По своей сути корпорация Мердока является вертикально интегрированным холдингом, позволяющим производить продукцию и реализовывать ее собственными силами.

Измена Мердока

На российском рынке Руперт Мердок не новичок. В 1998 году на паритетных началах с Борисом Березовским австралийский медиа-магнат создал компанию «ЛогоВАЗ – News Corporation» (LNC), которая учредила радиостанцию «Наше радио». Вслед за этим была создана звукозаписывающая компания Real-records. В мае прошлого года стало известно, что компания Мердока – Березовского владеет и 9-процентным пакетом акций американской Story First Communications, которой, в свою очередь, принадлежит 25% телекомпании СТС. В конце 2000 года начало свое вещание «Радио Ультра», также находящееся под патронажем российских представителей Мердока. Закрепиться на российском рекламном рынке австралийский медиа-магнат пытается также не впервые. В 1999 году он хотел установить контроль над рекламой, размещаемой на ОРТ, создав для реализации этой задачи крупное медиа-байинговое агентство Professional Media Partners. Но эксклюзивное право распоряжаться рекламным временем крупнейшего российского канала, вещающего и на значительную часть СНГ, получило тогда агентство «Видео Интернэшнл». Компанию Professional Media Partners пришлось расформировать. То, что Мердок теперь обратил внимание на рынок наружной рекламы, вполне объяснимо. «Выкупая APR-City, News Corp. получает доступ практически ко всем регионам России», – говорит Андрей Березкин, генеральный директор маркетингового агентства «Эспар-Аналитик». Ближайшие конкуренты APR-City не могут похвастать столь же обширной региональной сетью: рекламные конструкции APR-City размещены во всех городах-миллионниках. Всего рекламной сетью APR-City охвачено более 80 городов. Специалисты рекламного дела утверждают, что индустрия outdoor бурно развивается и текущий год может оказаться «урожайнее» 2000-го. Несмотря на разговоры о снижении эффективности outdoor, заполняемость рекламных поверхностей приближается к 90%. В любом случае инвестиции в компанию, которая, по утверждению некоторых менее успешных операторов наружки, состоит в более чем хороших отношениях с властью, – дело выгодное. Так что с точки зрения стратегии построения бизнеса Руперт Мердок верен себе. Для владельца транснациональной корпорации приобретение контроля над лидером рынка наружной рекламы России выглядит вполне логичным. Но вот с точки зрения тактики Руперт Мердок, похоже, изменил себе. С момента появления LNC все интересы транснациональной корпорации в России представляла именно эта компания. С чего это вдруг в случае с APR-City Мердок действовал напрямую? Финансовый директор LNC Яна Ладжу попыталась объяснить это тем, что наружная реклама никогда не входила в сферу интересов компании, и, вероятно, поэтому News Corp. и действует напрямую. Но причина, скорее всего, кроется в другом. Приобретение крупнейшего игрока наружки структурой, аффилированной с Березовским, в настоящий момент просто неосуществима в силу крайне негативного отношения властей к Борису Абрамовичу. Во всяком случае, Мартин Помпадур заявил буквально следующее: «Отношения News Corp. с LNC в России не являются эксклюзивными».