Мердок выходит на улицы России
Миллиарды Мердока
Если попытаться формально позиционировать корпорацию Мердока на международном рынке, то можно сказать, что его ниша – производство и продажа новостей, информации и развлечений. Общие активы The News Corporation Limited по состоянию на конец марта текущего года оценивались приблизительно в $39 млрд. Медиа-империя Мердока является одной из самых крупных в мире. Свои щупальца она протянула в США, континентальную Европу, Великобританию, Австралию, Латинскую Америку, страны Тихоокеанского бассейна. Транснациональные операции довели обороты этой корпорации до $14 млрд в год. Умелые манипуляции с прибылями и убытками компаний, входящих в концерн, позволяют Мердоку в некоторых случаях минимизировать налоговые выплаты до нуля. Между тем различные источники периодически заявляют, что медиа-империя австралийского магната – колосс на глиняных ногах. Долги корпорации давно превысили ее стоимость, и удержаться на плаву Мердоку удается лишь благодаря своему политическому влиянию. Действительно, влиятельность человека, который в 1953 году унаследовал бизнес отца – австралийскую газету Adelaide News, за прошедшие годы значительно возросла. На родине Мердок контролирует приблизительно 70% рынка национальной прессы. В США ему принадлежит влиятельная «желтая» газета New York Post. В Старом Свете, где Мердок помог прийти к власти Маргарет Тэтчер, поддержав ее предвыборную кампанию, на него работают The Times, The Sunday Times, The Sun, News of the World. В свое время миллиардер прикупил несколько газет в Новой Зеландии, Тасмании, на Фиджи и даже в Папуа – Новой Гвинее. В общей сложности Мердок контролирует 175 газет и десятки журналов. News Corp. занимается и издательской деятельностью. Во главе этого направления деятельности корпорации стоит один из крупнейших издательских домов мира – HarperCollins Publishers. Особое место в империи Мердока занимают кино и телевидение. Благодаря широкой сети дистрибуции, созданной магнатом, корпорация ежегодно получает от этого вида деятельности $9 млрд доходов. Во владении News Corp. находится 83% акций Fox Entertainment Group. Только в США вещают более 20 телевизионных станций этой группы; платными абонентами кабельных телевизионных сетей империи Мердока являются 400 млн человек. News Corp. разрабатывают и продает популярные он-лайновые программы. По мнению экспертов, если Мердоку удастся привести свои разрозненные СМИ в соответствие с новыми технологиями, они смогут охватить почти миллиард зрителей. По своей сути корпорация Мердока является вертикально интегрированным холдингом, позволяющим производить продукцию и реализовывать ее собственными силами.Измена Мердока
На российском рынке Руперт Мердок не новичок. В 1998 году на паритетных началах с Борисом Березовским австралийский медиа-магнат создал компанию «ЛогоВАЗ – News Corporation» (LNC), которая учредила радиостанцию «Наше радио». Вслед за этим была создана звукозаписывающая компания Real-records. В мае прошлого года стало известно, что компания Мердока – Березовского владеет и 9-процентным пакетом акций американской Story First Communications, которой, в свою очередь, принадлежит 25% телекомпании СТС. В конце 2000 года начало свое вещание «Радио Ультра», также находящееся под патронажем российских представителей Мердока. Закрепиться на российском рекламном рынке австралийский медиа-магнат пытается также не впервые. В 1999 году он хотел установить контроль над рекламой, размещаемой на ОРТ, создав для реализации этой задачи крупное медиа-байинговое агентство Professional Media Partners. Но эксклюзивное право распоряжаться рекламным временем крупнейшего российского канала, вещающего и на значительную часть СНГ, получило тогда агентство «Видео Интернэшнл». Компанию Professional Media Partners пришлось расформировать. То, что Мердок теперь обратил внимание на рынок наружной рекламы, вполне объяснимо. «Выкупая APR-City, News Corp. получает доступ практически ко всем регионам России», – говорит Андрей Березкин, генеральный директор маркетингового агентства «Эспар-Аналитик». Ближайшие конкуренты APR-City не могут похвастать столь же обширной региональной сетью: рекламные конструкции APR-City размещены во всех городах-миллионниках. Всего рекламной сетью APR-City охвачено более 80 городов. Специалисты рекламного дела утверждают, что индустрия outdoor бурно развивается и текущий год может оказаться «урожайнее» 2000-го. Несмотря на разговоры о снижении эффективности outdoor, заполняемость рекламных поверхностей приближается к 90%. В любом случае инвестиции в компанию, которая, по утверждению некоторых менее успешных операторов наружки, состоит в более чем хороших отношениях с властью, – дело выгодное. Так что с точки зрения стратегии построения бизнеса Руперт Мердок верен себе. Для владельца транснациональной корпорации приобретение контроля над лидером рынка наружной рекламы России выглядит вполне логичным. Но вот с точки зрения тактики Руперт Мердок, похоже, изменил себе. С момента появления LNC все интересы транснациональной корпорации в России представляла именно эта компания. С чего это вдруг в случае с APR-City Мердок действовал напрямую? Финансовый директор LNC Яна Ладжу попыталась объяснить это тем, что наружная реклама никогда не входила в сферу интересов компании, и, вероятно, поэтому News Corp. и действует напрямую. Но причина, скорее всего, кроется в другом. Приобретение крупнейшего игрока наружки структурой, аффилированной с Березовским, в настоящий момент просто неосуществима в силу крайне негативного отношения властей к Борису Абрамовичу. Во всяком случае, Мартин Помпадур заявил буквально следующее: «Отношения News Corp. с LNC в России не являются эксклюзивными».