$ 63.45
 68.77
£ 82.78
¥ 57.80
 64.71
Нефть WTI 60.33
GOLD 1487.50
РТС 1524.82
DJIA 28429.40
NASDAQ 8924.95
стиль

Сладкие голоса и миллионы в пачках

 Опера «Путешествие в Реймс» Россини, одна из самых дорогих и зрелищных постановок «Золотой маски». Фото: Дамир Юсупов / Большой театр Опера «Путешествие в Реймс» Россини, одна из самых дорогих и зрелищных постановок «Золотой маски». Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

В Москве стартовал главный российский театральный фестиваль «Золотая Маска»: в программе более сотни лучших спектаклей из десятков российских городов. Итоги минувшего театрального сезона подведут 15 апреля, когда в торжественной обстановке назовут победителей.

Самые дорогие спектакли фестивальной афиши с точки зрения производства — это опера и балет. Более 70 % бюджета постановок приходится на декорации, костюмы, свет и видеопроекции, без которых сегодня не обходится ни один спектакль, а вот гонорары, даже у мировых звезд, фиксированы. Top fee — максимальная ставка за выход оперного певца первого ряда — 15 тыс. евро. За частные выступления гонорар артиста может составить и сотни тысяч долларов, но к театральным постановкам это не имеет отношения.

Бюджет средней европейской оперы колеблется в диапазоне от 600 тыс. до 1 млн евро. Но бывает и значительно выше. Так, четыре спектакля вагнеровского «Кольца нибелунга» в Метрополитен-опере в Нью-Йорке стоили больше 20 млн долларов.

Бюджеты российских оперных и балетных постановок сопоставимы с бюджетами спектаклей европейских театров класса А, а порой и превышают их. В Европе снизить затраты получается при помощи копродукции, когда для создания многомиллионного проекта собираются несколько театров. В России этот тренд появился недавно. Опера «Путешествие в Реймс» Россини, одна из самых дорогих и зрелищных постановок «Золотой маски», — вариант такого рода творческого и финансового сотрудничества.

Это копродукция Большого театра, Нидерландской национальной оперы, Королевской датской оперы и Оперы Австралии. Премьера состоялась в Амстердаме в 2015 году, потом постановка шла в Копенгагене, а после Москвы едет в Сидней.

«Компания» отобрала топ-пять самых грандиозных и дорогих музыкальных проектов нынешнего фестиваля «Золотая Маска».

«Зимняя сказка»,

  • композитор Джоби Тэлбот
  • Большой театр
  • 29 февраля, 1 марта
  • Большой театр, Историческая сцена
Зимняя сказка «Зимняя сказка». Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

4 номинации балет/спектакль, в том числе за лучшую женскую партию номинирована Евгения Образцова, продемонстрировавшая свой драматический талант в последнем фильме режиссера Андрея Смирнова «Француз».

Постановщик Кристофер Уилдон долго не решался ставить Шекспира, и наконец его выбор пал на «Зимнюю сказку». Спектакль, который британец поставил в Королевском театре в Ковент-Гардене, прогремел на весь мир. Большой театр приобрел уже готовый хит.

Председатель музыкального экспертного совета «Золотой Маски» Анна Гордеева: «"Зимнюю сказку" Кристофера Уилдона Большой театр купил у Королевского балета Великобритании — триумфальная премьера была именно там пять лет назад. Тот редкий случай, когда Шекспир ничего не теряет при изложении его истории языком танца, а поразительная работа сценографа и выдающиеся актерские работы делают спектакль событием десятилетия».

«Три сестры»

  • композитора Петера Этвёша
  • «Урал Опера Балет», Екатеринбург
  • 3 марта
  • Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Три сестры «Три сестры». Фото: Елена Лехова

10 номинаций опера/спектакль. За режиссуру номинирован Кристофер Олден, за работу дирижера — Алексей Богорад и Оливер фон Дохнаньи. На приз за лучшую женскую роль претендуют Ольга Тенякова и Надежда Бабинцева, а среди певцов члены жюри отметили Владислава Трошина и Алексея Семенищева. Это первая российская постановка «Трех сестер», ставшая последней значительной оперой ХХ века. Венгерский композитор Петер Этвёш написал ее в 1997 году по заказу Лионской оперы. В опере задействованы два музыкальных коллектива: ансамбль из 18 человек в оркестровой яме и оркестр из 50 музыкантов на сцене. Каждый из инструментов ансамбля закреплен за конкретным персонажем: флейта и альт-флейта характеризуют Ольгу, гобой и английский рожок — Ирину, фагот — Андрея, разновидности кларнетов — Машу и Кулыгина, сопрано-саксофон — Наташу, контрабас — Анфису, а многочисленные ударные — Солёного.

Анна Гордеева: «Опера сложно придумана и дорога в эксплуатации. На сцене жалуются на жизнь, надеются на лучшее и с трудом выносят соседство с вульгарной женой брата три сестры — при этом существуют они одновременно в три разные эпохи. Британский режиссер Кристофер Олден решил, что это свойство России — жить во всех временах одновременно. Брат Андрей ходит с магнитолой, а Солёный очевидно служит в НКВД. Мировая премьера "Трех сестер" была в начале века, а сейчас Уральская опера смогла купить право на сочинение, ставшее сенсацией. Обошлось это театру в копеечку, но дело того стоило».

«Баядерка»

  • композитор Людвиг Минкус
  • Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь
  • 1 апреля
  • Большой театр, Новая сцена
Баядерка «Баядерка». Фото: Антон Завьялов

У спектакля всего 7 номинаций. На приз за лучшую работу дирижера претендует Артём Абашев, который в этом году номинирован еще и за одноактный балет «Шахерезада».

«Баядерку» Людвига Минкуса в 1877 году поставил Мариус Петипа, пленившийся историей любви храмовой танцовщицы Никии. С тех пор это один из самых любимых классическим музыкальным театром балет. Позже хореографию Петипа интерпретировали многие постановщики, в том числе Агриппина Ваганова и Рудольф Нуреев. Главный хореограф Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко, виртуозно работающий с классическим репертуаром, этой постановкой эффектно завершил празднование 200-летия Петипа. 

Анна Гордеева: «"Баядерка", поставленная в Перми, замечательна прежде всего художественным решением. В хореографии и в музыке великих новшеств нет, это все тот же знаменитый спектакль Мариуса Петипа, сотворенный в позапрошлом веке. А вот декорации сделаны заново и поражают воображение. Таинственный храм, дворец раджи, гималайские горы прорисованы с деталями, с завитками и сложнейшими узорами. А какие в этом спектакле костюмы! Сила и слава традиции русского балета во всей красе!»

«Приказ короля»

  • композитор Анатолий Королёв
  • «Урал Опера Балет», Екатеринбург
  • 7 апреля
  • Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко 
Приказ короля «Приказ короля». Фото: Елена Лехова

8 номинаций балет-современный танец / спектакль. Вячеслав Самодуров поборется за звание лучшего балетмейстера, а Павел Клиничев — дирижера.

Спектакль обращается ко времени Людовика XIV, версальским балетам-маскарадам, в которых король участвовал лично. «Приказ короля» — первая балетная партитура профессора Петербургской консерватории Андрея Королева.

Анна Гордеева: «Екатеринбургский театр сотворил еще одну большую премьеру — на этот раз в балете и совсем "с нуля". Партитуру балета "Приказ короля" сочинил по заказу театра Анатолий Королёв. Балет под таким названием поставил когда-то Мариус Петипа, но от того спектакля вообще ничего не осталось. Худрук уральского балета Вячеслав Самодуров придумал оригинальную историю, посвятив ее Королю-Солнце и Мариусу Петипа. Над сценой летает дирижабль, одетый в золото двор танцует аллеманду, и спектакль демонстрирует наилучший способ сосуществования балетных мифов и современности».

«Русалка»

  • композитор Антонин Дворжак
  • Большой театр, Москва
  • 8 и 9 апреля
  • Большой театр, Новая сцена
  • 7 номинаций опера/спектакль
Русалка «Русалка». Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

Оперу Антонина Дворжака, близкую по сюжету к сказке Андерсена и европейской Ундине, в мире знают лучше, чем романтическую оперу Даргомыжского на стихи Пушкина. Тимофей Кулябин, приглашенный для первой постановки оперы Дворжака на сцене Большого театра, объяснил, что ему было важно, чтобы характер Русалки развивался и менялся от действия к действию. В результате в этом спектакле появились три очень разных акта. Необычно и то, что «Русалка» звучит на родном языке чешского композитора. 

Анна Гордеева: «Режиссер Тимофей Кулябин превратил "Русалку"» Дворжака в историю о мечте. Теперь в Большом театре есть абсолютно сказочный спектакль о том, что сказок вообще-то не бывает. Действие происходит одновременно и в сказке, где есть Русалка и Принц (и там есть дремучий лес, и такой водопад, что даже из первого ряда партера кажется настоящим), и в сегодняшней реальной жизни, где есть деревенская девчонка и сынок городского начальника».