$ 76.84
 87.04
£ 104.61
¥ 67.13
 83.85
GOLD 1813.78
РТС 1367.45
DJIA 35368.47
NASDAQ 14506.90
BTC/USD 42425.30
технологии и наука

Мир с приставкой «мета»

Фото: Yichuan Cao / Sipa USA / Legion-Media Фото: Yichuan Cao / Sipa USA / Legion-Media

Прошедший год среди прочего запомнится нам популяризацией нового термина — «метавселенная». Миллионы людей по всему миру узнали о нем, после того как глава Facebook Марк Цукерберг рассказал о планах компании построить «объемный интернет» и переименовал IT-гиганта в Meta. Общепринятого определения метавселенных пока нет, но их созданием в том или ином виде уже занялись многие (в том числе Microsoft и Epic Games). В том, зачем человечество устремилось в матрицу, для чего это нужно и когда может произойти переход в новый мир, разбирался журнал «Компания». 

Хотя активно обсуждать метавселенные начали лишь в 2021 году, говорить о том, что это новый термин, не приходится. Его создание приписывают фантасту Нилу Стивенсону, который впервые употребил это слово в своем киберпанк-романе «Лавина». Писатель определил метавселенную как всемирное виртуальное пространство, в котором люди взаимодействуют друг с другом при помощи цифровых аватаров. В этом мире они могут общаться, ходить по магазинам, работать и даже умереть (при этом в реальном мире смерти не случится).

В метавселенной Стивенсона люди могли стать кем угодно. Если в реальной жизни главный герой романа — разносчик пиццы, то в метавселенной он известный хакер и воин-самурай. Правда, Стивенсону такой мир видится антиутопией, в которую, по задумке автора, мир погрузится в XXI веке (кажется, не соврал!).

Иные версии метавселенных появлялись и в других книгах. В русскоязычной литературе эту идею развил Сергей Лукьяненко в серии книг «Лабиринт отражений». В ней рассказывается о людях, которые живут, работают и проводят свободное время в виртуальном городе Диптауне, попасть в который может любой желающий. 

В фильмах метавселенные тоже оставили свой след — например, во всем известной «Матрице», «Первому игроку приготовиться» по роману Эрнеста Клайна и в «Бегущем по лезвию». Нечто похожее показано в недавнем фильме «Главный герой» с Райаном Рейнольдсом. В нем персонаж голливудского актера, работающий обычным кассиром в банке, вдруг узнает, что весь окружающий мир — это видеоигра, а затем пытается спасти своих друзей от ее удаления. 

От художественного вымысла к реальности 

По сути, единого определения метавселенной пока нет — каждый, кто прикладывает руку к ее развитию, определяет ее по-разному. Марк Цукерберг называет метавселенную просто — «воплощенным интернетом, на который вы не просто смотрите, а внутри которого находитесь».

Еще до Цукерберга детальное описание новой версии интернета дал Мэтью Болл, венчурный инвестор и по совместительству один из ключевых идеологов метавселенных. В своем эссе он выделил семь ключевых черт этого мира:

  • Связь между «цифрой» и реальностью. Метавселенная — это не отдельный мир, а дополнение реального.

  • Устойчивость и бесконечность. Никаких перезагрузок или пауз в метавселенной быть не может — это бесконечный, имманентный мир.

  • Синхронность и работа в реальном времени. События в метавселенной должны происходить как в реальной жизни — одновременно для всех пользователей.

  • Отсутствие ограничений на число пользователей. Каждый может подключиться к метавселенной и принять участие в событиях внутри нее в любой момент.

  • Внутренняя экономика. В метавселенной люди смогут не только тратить деньги, но и зарабатывать, инвестировать, открывать свой бизнес и продавать.

  • Совместимость данных, контента, цифровых активов. Внутри метавселенной можно будет использовать контент, созданный на разных платформах. Например, одежду, купленную в игре, можно будет использовать в других играх и приложениях.

  • Открытость для создателей контента. Метавселенная должна приветствовать всех авторов и создателей контента, которые хотят создавать новые «экспириенсы» внутри нее.

Но вернемся к Цукербергу. По словам главы Facebook, смыслом метавселенной будут новые пути взаимодействия людей друг с другом. Благодаря этому миру и технологиям можно будет делать практически все: собираться с семьей и друзьями, работать, учиться, делать покупки, творить и играть. Человек сможет в виде голограммы телепортироваться в офис, оставаясь в реальности дома. Также можно будет перенестись на концерт любимого исполнителя или в гости к родителям. 

Определяющим свойством метавселенной будет ощущение присутствия — человек сможет прийти в настоящую кофейню в очках дополненной реальности, взять свой напиток и одним взмахом руки открыть перед собой рабочие мониторы или пригласить за стол коллегу, даже если он находится на другом конце света. При этом можно будет отправиться туда, где ты никогда не был и вряд ли в ближайшем будущем побываешь, например перенестись с друзьями на виртуальную МКС. 

По словам Цукерберга, метавселенная позволит людям легко «перемещаться между впечатлениями». Если человек не захочет полностью отключаться от реального мира, он сможет надеть очки дополненной реальности, если хочется полностью погрузиться в виртуал — обратиться к технологиям VR. За счет этого человек сможет не только получать новый опыт быстрее, но даже заботиться о природе (выбросы углекислого газа сократятся, если вместо поездок на работу вы просто наденете специальные очки).

«Речь идет не о том, чтобы проводить больше времени за экранами, а о том, чтобы сделать время, которое мы тратим на ту или иную деятельность, качественно лучше», — уверяет Цукерберг. 

Другие взгляды на метамир 

Если глава Facebook рисует нам картину фантастического VR-мира, то Microsoft Сатьи Наделлы подходит к этому вопросу практичнее и работает над «корпоративной метавселенной». На первом этапе компания внедрит в свой сервис видеоконференций новые функции, среди которых — трехмерные аватары и виртуальный рабочий стол. В этом Microsoft поможет созданная недавно платформа Mesh. Она позволяет людям работать вместе в виртуальном пространстве, наложенном на реальный мир. По сути, цель метавселенной Microsoft — улучшить производительность компаний.

Еще один двигатель метаидеи — разработчик компьютерных игр Epic Games. Компания позиционирует как метавселенную одну из своих самых известных игр Fortnite. Из игры она давно превратилась в площадку, куда люди заходят пообщаться, а бренды и артисты активно в нее интегрируются. Так, в прошлом году в игре состоялся концерт рэпера Трэвиса Скотта, который одновременно смотрели свыше 12 миллионов человек, а рок-группа Weezer создала в Fortnite остров, на котором игроки могли эксклюзивно послушать ее новый альбом.

Кино в Fortnite тоже интегрируется. Например, Disney показывал в игре отрывок из девятого эпизода «Звездных войн» и проводил в ней живое интервью с режиссером фильма Джей Джей Абрамсом. Кстати, позже это событие упомянули в фильме.

При этом Fortnite отвечает и другим правилам, которые вывел инвестор Мэтью Болл: в ней пересекаются разные вселенные, события ограничены по времени и происходят одновременно для всех игроков, а сами пользователи могут создавать в Fortnite свой контент и получать за это деньги (например, придумывать костюмы, игровые механики и целые миры).

О негативных сторонах всей этой виртуализации, конечно, тоже говорят. На конференции Facebook у разработчиков спрашивали, не приведет ли уход в метамир к окончательному разрыву связи людей с реальностью. В ответ техдиректор лаборатории Reality Labs заявил, что проблемы надо решать по мере их поступления. «Я думаю, лучше всего подождать, пока этот вред проявится. <...> Люди очень плохи в предсказаниях», — отметил он.

Еще один вопрос, который волнует будущих пользователей, — потеря приватности. Сегодня искусственный интеллект обучается с помощью сенсоров на умных очках и VR-продуктах. Для этого собираются самые различные данные, например об окружающем пространстве, людях и объектах. 

Цукерберг, разумеется, эти опасения не разделяет и всячески успокаивает тех, кто их высказывает. По словам главы Facebook, приватность и безопасность будут встроены в метавселенную с первого дня.

прочитать весь текст

Метавселенная — наше скорое будущее? 

Говорить о том, когда мы сможем полноценно погрузиться в мир, которым грезит Цукерберг, пока рано, однако инвестиции Facebook в этот проект говорят о решительном настрое компании. Только в 2021 году IT-гигант пообещал вложить в разработку метавселенной 10 млрд долларов. Над разработкой необходимых устройств уже работают больше 10 тысяч сотрудников, причем компания планирует удвоить эту цифру в ближайшие годы. 

Глава Facebook закладывает на создание метамира пять лет. В Microsoft говорят, что инструменты корпоративной метавселенной станут доступны пользователям уже в 2022 году. Однако, чтобы создать по-настоящему бесшовный мир с бесконечными возможностями, от конкурирующих IT-гигантов потребуется кооперация — в противном случае людям будут доступны лишь отдельные закрытые мирки.

«Есть причины, почему мы не называем Facebook и Google интернетом. Это лишь направления и экосистемы, которые через браузер и смартфон дают доступ ко всему интернету в целом», — пояснял Мэтью Болл. С ним согласен основатель Epic Games Тим Суини. По его словам, создание метавселенной — это творческая работа миллионов людей, и именно в этом единении и есть ее сила.

Топ-менеджер Epic Games Марк Петит говорит, что пока человечество как ребенок приближается к метавселенной маленькими шажками. Кажущуюся со стороны масштабной работу IT-гигантов он сравнил с откусыванием крошечных кусочков от большого пирога. 

Так или иначе, в облегченной форме, но будущее из романа Стивенсона уже наступило. То, о чем когда-то можно было прочитать лишь в книге, сегодня медленно внедряется в реальный мир. Так что не исключено, что через какие-то несколько лет поход на виртуальный концерт любимой группы или совещание с коллегами в интерьерах МКС станет для нас чем-то обыденным вроде переписки в Facebook или онлайн-шопинга.

Еще по теме