Top.Mail.Ru
архив

Мне бы в небо

11.10.201500:00

Кто-то продает хлеб, кто-то – имидж и статус, кто-то торгует возможностями, ну а TFT.aero зарабатывает на мечте. Современный мир открыт для любопытных: можно попробовать себя в роли повара, балерины, мультипликатора или даже крупного фермера. Но есть профессии, остающиеся за романтической завесой тайны. Никто и ни за какие деньги не даст возможности поуправлять «Боингом» (компьютерные игры не в счет!), а  TFT.aero именно этим и занимается. Компания продает полеты на тренажерах – прототипах реально существующих воздушных судов.

Тренажеры полностью имитируют не только картинку за стеклом кабины, но и тактильные ощущения, а также физические ощущения взлета, маневрирования, посадки, полета в зоне турбулентности. Почувствовать себя пилотом гражданской авиации – удовольствие недешевое, даже по московским меркам: час полета стоит 8000 рублей. И за этот час едва ли можно разобраться в деталях управления самолетом.

Стоит отметить, что тренажеры TFT.aero хоть и повторяют полностью кабины самолетов, но это не учебные тренажеры. Их цель – развлечение. «Развлекательные авиатренажеры все-таки сильно упрощены по сравнению с учебными, – поясняет управляющий партнер агентства Intelligence (сопровождают проект Sukhoi SuperJet 100) Екатерина Толкунова. – На примере Full Flight Simulator для SuperJet 100, запуск которого мы сопровождали в России, могу сказать, что сам пилотажный тренажер стоит $12–14 млн». Стоимость тренажеров TFT.aero как минимум на несколько порядков ниже. По словам представителей компании, кроме TFT.aero, в России никто такими развлечениями не занимается. А началось все, как это часто бывает, с увлечения.

Видимость нулевая – идем по приборам

В 2000 г. группа инженеров создала фирму, которая осуществляла поставки оборудования для физиков-ядерщиков и прочих ученых с большой буквы. В нулевые экономика страны потихоньку привыкала к постсоветской действительности, и бизнес даже начал стремиться к цивилизованности. Опытные инженеры успешно наладили поставки из-за рубежа сложного оборудования для фундаментальных исследований. Дела шли неплохо, к 2007 г. оборот компании достиг 25 млн руб. и спокойно рос бы дальше, если бы не увлечение одного из соучредителей компании, Евгения Юшкина, самолетами. Именно он предложил попробовать самостоятельно сконструировать авиатренажер. Затея изначально не была дешевой, но тренажер все-таки решили сделать. Надо отметить, что значительную часть работ выполнили итальянские инженеры, первый тренажер обошелся в 90 000 евро.

В 2007 г. этот тренажер появился в Шереметьево, но через какое-то время его убрали – как показала практика, «игрушку» мало поставить, на ней еще надо научиться зарабатывать. С этого и началась компания TFT.aero, единственным учредителем которой и стал Евгений Юшкин.

Тренажер в Шереметьево был пробным шаром. Технику решено было усложнить. Евгений Юшкин всерьез занялся проектом, и уже в 2009 г. TFT.aero показала свой тренажер на авиасалоне «МАКС». «Тренажер мы решили сделать для гостей МАКСа бесплатным – хвоста очереди не было видно, – рассказывает Евгений Юшкин. – Так мы поняли, что спрос на такое развлечение будет. Но одно дело – увидеть, что спрос есть, и совсем другое – выбрать ценовую политику. На это у нас ушло некоторое время. Более того, как выяснилось, мы продвигали на рынок совершенно новую услугу – такого вида развлечения не было, и нам приходилось долго рассказывать, чем мы отличаемся от компьютерных авиастимуляторов и за что в итоге клиент платит деньги». Инвестиции в создание тренажера составляли уже порядка $500 000. Средства использовались в основном свои. Окупились вложения в среднем через 2,5 г. В 2011 г. выручка компании равнялась 303 300 евро, в 2012-м достигла 409 500 евро.

Относительно быстро TFT.aero определила свою целевую аудиторию: все желающие. Кто-то может легко потратить несколько тысяч рублей за удовольствие порулить «Боингом» или «Эйрбасом», кто-то сознательно копит на это деньги – летать на тренажерах приходят совершенно разные люди. «Есть люди, которые хотят научиться водить самолет (тренажер дает такую иллюзию, после нескольких часов «полета» некоторым начинает казаться, что управлять реальным самолетом не так уж и сложно), – делится наблюдениями Евгений Юшкин. – Есть клиенты, которым просто любопытно полетать в кабине пилота. А есть аэрофобы. Как правило, это люди, которые привыкли все контролировать, поэтому для них мучительна пассивная роль пассажира. Занимаясь на тренажере, они начинают понимать все процессы и перестают бояться летать. Например, многие аэрофобы во время полета прислушиваются к работе двигателя и начинают паниковать, если звук вдруг меняется. Наши инструкторы (все они пилоты) объясняют, почему меняется звук и почему самолет может спокойно лететь даже на одном двигателе».

В 2014 г. выручка компании составила 548 600 евро. У руководства компании уже появилось четкое понимание ценовой политики, рекламных каналов, маркетинговых инструментов… и осознание того, что развивать этот бизнес надо, но не в России.

Ваше благородие, госпожа чужбина

В конце этого года TFT.aero собирается привезти свои тренажеры в Лондон и Париж. Создание тренажерного центра в Лондоне происходит в информационном сотрудничестве с ПАО «Аэрофлот» и дополнительно преследует цель популяризации трансконтинентальных перелетов авиакомпании.

«Лондон, как и Париж, – это туристические города, – поясняет Евгений Юшкин. – Туда люди ездят за развлечениями и готовы тратить на них деньги. Туристические агентства проявляют высокую активность в поиске новых развлечений для клиентов. Соответственно мы можем рассчитывать на хороший трафик. Кроме того, в Европе хорошо развита система профориентации для школьников: они чуть ли не каждую неделю знакомятся с новыми профессиями. В Лондоне два агентства едва не подрались за право возить к нам школьные экскурсии».

По словам Евгения Юшкина, в России, к сожалению, заинтересованности нет ни у туристических агентств, занимающихся досугом иностранных граждан в Москве, ни у школ. И тут дело не в том, что дорого. Экскурсия стоимостью 25 000 руб. на класс из 20 человек вряд ли бы отпугнула родителей. Агентства не хотят работать с новым и достаточно сложным продуктом, а у TFT.aero, возможно, не хватает ресурсов, чтобы стучаться в закрытые двери. Тут стоит отметить, что интерес к тренажерам не проявляют и города-милионники. «Один тренажер мы продали в Санкт-Петербург, – рассказывает Евгений Юшкин. – И поняли, что продажами именно таких тренажеров мы больше заниматься не будем. Потому что тренажер надо обслуживать, а нам в таком случае выгоднее быть совладельцами и партнерами, чем обслуживающей компанией».

По словам игроков индустрии развлечений, спрос на полеты есть. Но бизнес выбирает относительно бюджетные варианты: аэротрубы, воздушные шары или парашюты. Вкладывать средства в дорогостоящие тренажеры рискованно. «Туристические агентства просто ленятся создавать новые креативные продукты, вследствие чего страдает туристическая отрасль в целом, – комментирует CEO рекомендательного сервиса в сфере развлечений и путешествий по городам России Localway.ru Ирина Ерохина. – Им проще продавать тот же самый продукт, что и в прошлом году, внеся в него небольшие изменения. Достаточно просто практику российских агентств и их зарубежных коллег, и все станет очевидно»

Есть и еще одна веская причина для дальнейшего развития за рубежом. «Все тренажеры разрабатываются в России, – рассказывает Евгений Юшкин. – Тренажеры сложные, многокомпонентные. Какие-то узлы мы делаем здесь, но поскольку производственных компаний мало, а из тех, что есть, многие сильно завышают цены (на одном из производств нам предложили сделать одну деталь по цене всего нашего тренажера), что-то приходится делать за границей. И начинаются проблемы с таможней, которая часто не понимает, что именно мы везем, и требует все новых и новых объяснительных документов. Плюс налоги. Никаких послаблений за высокотехнологичность мы не получаем, потому что это не военпром. Наши тренажеры могли бы служить для профориентации школьников,как в Лондоне, и тогда мы претендовали бы на социальную ориентированность компании. Но, как уже говорилось, школам неинтересны профориентационные экскурсии. И получается, что развивать компанию выгоднее в Европе».

Все ходы посчитаны

К выходу в Европу в TFT.aero подготовились основательно, учтя опыт работы в России. Всего компания планирует сделать 69 тренажерных центров в 23 странах Евросоюза. «В отличие от Москвы, европейским посетителям будут предлагаться стандартизированные типы полетов, – рассказывает Евгений Юшкин. – Подобный подход позволит повысить качество услуги и упорядочить рекламную кампанию. Отзывы посетителей станут более формализованными и легче поддающимися статистическому анализу. Что касается финансирования, то текущая динамика развития показывает верность венчурного подхода. Так или иначе, партнерами становятся люди, связанные с авиацией. Среди них молодые пилоты, планирующие со временем перебраться в Европу, предприниматели с интегрированным в Европу бизнесом, специалисты, постоянно проживающие за рубежом».

В рамках партнерского соглашения происходит учреждение юридического лица (оператора) с долевым распределением капитала и прибыли (50% у TFT.aero и 50% у партнера при стандартных условиях), зарегистрированного в юрисдикции расположения тренажерного центра. По условиям договора, оператор имеет неограниченное и бессрочное право использования тренажеров, а управляющая компания TFT.aero обязуется обеспечить бесперебойную эксплуатацию тренажеров. Кроме того, как европейская компания (а управляющая компания по всем документам будет европейской), TFT.aero рассчитывает получать принятые в Европе гранты для высокотехнологичных компаний.

«TFT.aero вполне может рассчитывать на налоговые льготы за рубежом, – считает член совета московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов. – Это если мы говорим о государственной поддержке. Кроме того, компании, занимающиеся высокотехнологичным производством, теоретически могут получать субсидии от частных фондов».

Дальнейшее расширение TFT.aero планируется в Германию – в начале следующего года. Не меньший инвестиционный интерес представляют крупные города стран Персидского залива, в частности, Дубай. По словам аналитиков TFT.aero, маркетинговые инструменты позволяют рассчитывать на очень высокую всесезонную загрузку тренажеров. «Основными критериями выбора новых точек является доходность от эксплуатации, которая значительно превышает привычную европейскую, при этом оборудование в собственности партнеров позволяет вести гибкую маркетинговую политику в каждом месте установки», – поясняет Евгений Юшкин.

Заявленная для потенциальных партнеров в Европе прибыльность – 25%. «Точно такого же уровня тренажеров больше нигде нет, – заявляет Евгений Юшкин. – В Европе есть компания iPilot, но ее тренажеры не оснащены подвижным основанием. По сути, это усовершенствованный компьютерный авиастимулятор. В любом случае наличие iPilot существенно облегчает нам жизнь – европейские клиенты уже знают о таком развлечении, как авиатренажеры».

Впрочем, по мнению финансовых аналитиков, развивать бизнес можно было бы и в России. «Индустрия развлечений – это сегмент, где спрос будет всегда, – утверждает управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин. – Безусловно, он также страдает от падения доходов россиян в условиях кризиса и, вероятно, его рост окажется в ближайшие годы значительно меньше потенциального. Согласно прогнозу PwC, в среднем глобальный рынок развлечений и медиа будет расти на 5,1% в год в течение следующих пяти лет, что означает увеличение совокупной выручки этого сегмента экономики с $1,74 трлн в 2014 г. до $2,23 трлн в 2019 г. В России темпы будут ниже, тем не менее они достаточно стабильные. И на этом фоне спрос на новое, а особенно масштабное и интересное, как предлагаемые тренажеры, будет сохраняться».

Поддерживают коллег-практиков и ученые-финансисты. «Оборудование, которое предлагает данная компания, можно отнести к разряду высокотехнологичных, соответственно в настоящее время существует большое количество различных программ государственной поддержки, – говорит проректор по научной работе института «Мирбис» Александр Соломатин. Наиболее интересной является, например, «Национальная технологическая инициатива», которую реализует АСИ. Она включает более 20 направлений, внутри которых разрабатываются инструментальные меры поддержки данных предприятий, – это приоритетное государственное направление, задуманное с целью вывода российских компаний на внешние рынки. Если говорить более глобально, впоследствии ее участники должны стать лидерами на одном из таких рынков, выводя соответственно в лидерство Россию. Для участия любой российской компании нужно лишь отправить заявку или предложить инициативу. Кроме того, Российская венчурная компания (РВК) выделяет финансирование под инновационную деятельность и поддерживает массу различных проектов в этом направлении. А например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с нуля выводит предприятие на внешние рынки (в рамках программ «Кооперация» и «Интернационализация»), и, естественно, такие проекты получают финансирование. Но на этом льготы не заканчиваются – существуют программы по импортозамещению, развитию наукоемких производств, стимулированию экспортнориентированных компаний и т.д».

Впрочем, в TFT.aero, уже, кажется, все для себя решили. Тренажеры – «Боинги» и «Эйрбасы» – твердо держат курс на Запад.

Еще по теме