Top.Mail.Ru
lifestyle

«Мое лучшее творение еще впереди»

Фото: Foreign and Commonwealth Office Фото: Foreign and Commonwealth Office

В ходе своей коронации британский монарх Карл III будет передвигаться по лондонским улицам в карете Britannia, украшенной золотом и бриллиантами. Ее стоимость, по разным оценкам, достигает 5 миллионов долларов. Эта карета была изготовлена к 60-летнему юбилею правления Елизаветы II, и ее официальное название — Государственная карета Бриллиантового юбилея. Создал ее Джим Френклингтон в своей мастерской в Сиднее. Проект прошел утверждение в Букингемском дворце и был реализован под надзором супруга королевы принца Филиппа. 

Эксперты считают, что Френклингтон — единственный человек в мире, способный изготовить такую карету. Над созданием шедевра мастер с помощниками работал 10 лет. Несмотря на наличие нескольких спонсоров, ему пришлось заложить собственный дом, чтобы реализовать мечту и преподнести в дар королеве шедевр своего мастерства. Создатель кареты Britannia считает себя романтиком и преданным сторонником британской монархии. Ирине Островской — лингвисту, кандидату филологических наук, преподавателю Финансового университета — удалось познакомиться с Джимом Френклингтоном и побеседовать с этим удивительным человеком. 

Готовясь к интервью, я с удивлением обнаружила, что в русскоязычном интернете о вас мало информации. Как бы вы познакомили себя с русской аудиторией, что бы вы рассказали о себе и о том, как началась ваша карьера каретчика?

— Я живу в Австралии, все мое детство прошло на ферме в окружении домашнего скота. У нашей семьи были овцы, крупный рогатый скот и две лошади. Я хотел ездить верхом, но наши лошади были слишком большими для меня, поэтому наша семья решила взять шетлендского пони, чтобы я вместе с другими детьми с нашей фермы мог беспрепятственно упражняться в верховой езде.

Звали этого пони Черная Красавица. Она была немолода, из-за чего на ней было достаточно сложно передвигаться. Когда Черная Красавица видела препятствия, будь то дерево или забор, она резко останавливалась. Каждый раз мне приходилось слезать с нее и обходить препятствия. И тут мне в голову пришла идея сделать небольшую тележку, чтобы с комфортом передвигаться по ферме. Так началась моя карьера каретчика.

Сколько вам тогда было лет?

— Мне было около 8 лет. К сожалению, у меня не осталось фотографий того самого пони, но моя первая каретка-тележка до сих пор стоит у меня в мастерской, напоминая мне о моем детстве.

Как вы оказались в Великобритании и познакомились с королевой Елизаветой II?

— Когда я вырос, началось мое путешествие за границу. Началось все с Канады, куда я отправился, когда мне было 20 лет. Я объездил пол страны, проехал вплоть до полярного круга.

Арктика стала моим центром притяжения на целых 3 летних сезона. Там мне удалось найти незаурядную работу в 100 километрах от Северного полюса, на которой приходилось трудиться с тяжелой техникой, строя авианосцы и военные самолеты.

Очень необычно, что из теплой Австралии вы отправились в путешествие в холодную Канаду. Почему именно Канада и Северный полюс?

— Я поехал в Канаду, потому что хотел поменять что-то в своей жизни, пойти навстречу приключениям, и я это сделал, о чем не жалею до сих пор.

В один из летних сезонов мы с товарищами по работе поехали в Англию. По счастливой случайности, мне удалось договориться, и я увидел Букингемский дворец изнутри, смог посмотреть на королевские кареты и лошадей. В королевских конюшнях я познакомился с несколькими работниками, с которыми мы быстро подружились.

На следующий год я вернулся в канадскую Арктику, а потом — опять в Англию, где встретился с моими друзьями из королевских конюшен. Они рассказали мне, что один из королевских конюхов уходит, и предложили устроиться на его место. После поездки домой в Австралию на Рождество я решил вернуться в Лондон с намерением работать в королевских конюшнях. Я успешно прошел собеседование, и меня приняли на работу. Только подумать, это было 48 лет назад!

Первое время я был одним из тех, кто присматривает за лошадьми супруга королевы Великобритании Герцога Эдинбургского Филиппа в королевских конюшнях. Позже я смог устроиться в сам Букингемский дворец, где находились все королевские кареты. Моими рабочими днями были среда и четверг, днем между 13:00 и 14:00 я работал там, общаясь с посетителями музея. Это были туристы из разных стран мира, которые желали полюбоваться королевскими каретами и лошадьми.

Позднее, в 1977 году, королева любезно дала мне свое согласие на отправку нескольких карет на выставку в Австралию. Одной из них была карета, которая была задействована на свадьбе принца Чарльза и принцессы Дианы в 1981 году.

На выставке в Австралии я понял, как много людей любят кареты, а мастеров каретного дела в мире нет. Их перестали изготавливать, потому что в начале XX века произошел технологический перелом и большинство людей захотели иметь машины, каретчиков становилось все меньше и меньше, а вскоре они и вовсе исчезли.

Я чувствовал, что кареты всегда будут востребованы в Великобритании, потому что британцы — чудесные и особенные люди, которым важны традиции и эстетика.

Кареты со временем стареют, и после моей просьбы Ее Величество дала согласие, чтобы я сделал новую карету для королевской семьи.

Я изготовил ее в Австралии, а потом отправил карету в Лондон, с гордостью представив королеве Елизавете II и принцу Генри. Королева использовала ее на церемониях открытия парламента и на прочих значимых для Британии государственных событиях.

Джим ФренклингтонДжим Френклингтон (справа) после вручения награды от британской королевы. Фото из личного архива
Перед тем, как сделать первую в своей жизни карету, не считая той тележки из детства, делали ли вы какие-то чертежи и наброски или же вы представили ее у себя в голове и воплотили в жизнь, основываясь на своем воображении? Согласовывали ли вы дизайн кареты с королевой Елизаветой II? Что представлял собой процесс создания той кареты?

— Ее дизайн был схож со старинными каретами, которые хранились в Букингемском дворце. Я пытался сделать ее более удобной и практичной. Это было особенно важно, я хотел поменять отношение людей к каретам, сделать этот транспорт более современным, ведь кареты имеют репутацию неудобного транспортного средства. Я сделал вентиляционную систему, чтобы сохранить тепло в холодный день и прохладу в жаркий, модернизировал подвеску и другие элементы. Я мечтал о том, что в один прекрасный день королева сможет с комфортом прокатиться в карете, которую я построил своими руками.

Эта карета сильно отличалась от тех, что стоят в музеях?

— Да, безусловно. Это как со старыми машинами — некоторые из них комфортны для езды, но не так, как современные автомобили, которые могут оставаться удобными в любых условиях, и мои кареты точно такие же.

Это была не единственная карета, которую вы сделали для королевского двора?

— Да, затем я создал еще одну карету, превосходящую по многим параметрам предыдущую. Я говорю о Государственной карете Бриллиантового юбилея, которую можно назвать капсулой времени британской истории — в ее корпусе заключены сотни фрагментов исторических зданий. Эта карета не похожа ни на одну другую, созданную ранее. Она воплощает в себе историю Великобритании, уходящую вглубь почти на тысячу лет.

Это всего вторая королевская карета, построенная за 100 лет.

Карета Britannia запрягается шестеркой лошадей и оснащена современными техническими средствами: подогревом сидений в салоне, кондиционером, стеклами с электроподъемниками и гидравлическими амортизаторами, обеспечивающими плавность хода.

Журналисты назвали карету «мобильным музеем британской истории». В оформлении кареты использовались подлинные фрагменты исторических зданий Великобритании: Вестминстерского аббатства, Собора Святого Павла, Виндзорского и Эдинбургского замков; дерева, под которым сделал свое открытие Исаак Ньютон; военного корабля Генриха VIII; металлическая часть ружья с поля битвы при Ватерлоо; древесина с корабля адмирала Нельсона; Камня судьбы, который является священной реликвией Шотландии.

Золотые дверные ручки изготовлены новозеландским ювелиром, который украсил их 24 бриллиантами и 130 сапфирами. Фонари сделаны вручную шотландскими стеклодувами из эдинбургского хрусталя. Изнутри салон обит натуральным шелком.

Панорамная видеокамера, которой оснащена карета, позволяет сидящей в ней королеве видеть все, что происходит снаружи, и наблюдать, как ликует народ на улицах по пути следования кортежа.

На дверцах изображен герб королевства, а крыша драгоценной повозки по периметру украшена золотыми розами. В ее центре располагается большая золотая корона — символ власти монарха.

прочитать весь текст
Что собой представляют эти фрагменты, это мозаика? Из какого они материала?

— По большей части я получаю маленькие кусочки древесины, взятые с исторических зданий Британии.

Такие здания обычно разбросаны по всей стране, и в одиночку собирать фрагменты — задача не из легких. Как вы их доставали, у вас были соратники в этом деле?

— Обычно за подобными зданиями кто-то присматривает. Я выяснял, кто они, звонил им и просил о помощи. Почти все шли мне навстречу и с радостью присылали ко мне в мастерскую кусочки дерева заказным письмом.

Вам просто их дарили?

— Да, я получал их как подарок. В России, как и в других странах, есть «капсулы времени», закопанные в землю, когда они откроются, многих из нас здесь уже не будет. Все, что я хотел сделать, — создать подобную временную капсулу, но не закопав ее в землю, а сделав частью кареты.

Сколько лет самому старому фрагменту в этой необычной капсуле времени? Какие здания поучаствовали в строительстве этой кареты?

— Стоит сказать, что некоторым таким кусочкам по 1000 лет. Например, замок Эмбер, но я использовал не только кусочки зданий, в карете есть также части от самолетов, например, от истребителя «Хоукера Харрикейн» или бомбардировщика «Ланкастер», которые участвовали во Второй мировой.

Это не только символ вечности, но в каком-то смысле и учебник истории, напоминающий о больших исторических событиях.

Как вы понимаете, какой фрагмент чему принадлежит, что этот кусочек дерева взят с собора Святого Павла, а этот — из Вестминстерского аббатства?

— Отправляя мне фрагмент, люди прилагали к нему сопроводительное письмо, подтверждая, что этот кусок взят именно с этого здания. Когда мне в Австралию приходила посылка, я все тщательно проверял и уже после этого соединял реликвию с каретой, подписывая, откуда она взята.

Как вы выбирали события, достойные оказаться на карете? По какому принципу вы отбирали объекты? Важны лишь шедевры мировой архитектуры или есть еще что-то?

— Важны не только шедевры, но и люди, которые делали что-то великое для нации.

Почему вы создаете кареты, в чем настоящая причина?

— Сегодня люди могут не понять, почему я выбрал такое необычное ремесло и что мной движет, когда я создаю карету. Попытаюсь объяснить. Когда я знакомлюсь с историями творческих людей, которые создали нечто великое единожды, но остались в истории на века, и даже спустя 3000 лет мы вспоминаем о них с гордостью, моя душа наполняется радостью, и я осознаю, что живу в мире без границ, где я могу создавать такие же великие вещи.

Как один из примеров могу привести работы Страдивари, который был настоящим гением в своем ремесле. Его знают многие как человека, создавшего идеальную скрипку. Его работ в мире осталось не так много, и чем их меньше, тем меньше людей могут ими наслаждаться. Таких примеров много. Я восторгаюсь Фаберже. Он создал нечто уникальное, что никто не смог повторить, — его знаменитые яйца. Я большой поклонник яиц Фаберже, и недавно я решил создать свое яйцо. Я посвятил его королеве Елизавете II. Я пытался сделать его схожим с яйцом, которое Фаберже подарил российскому императору.

На нем изображен портрет Ее Величества королевы Елизаветы II на одной стороне, а на обратной — Герцог Эдинбургский Филипп. Яйцо тоже отображает часть истории Великобритании — корона на верхней части яйца — копия короны, которую королева надевала в день коронации. Средняя часть яйца оформлена как платье, это то самое платье, в котором королева также была в день коронации. Внутри располагается золотая карета, которая является репликой бриллиантовой юбилейной государственной кареты, созданной мной.

Кто вам помогал с этой огромной работой?

— Я нашел лучших ювелиров Англии, которые помогали мне на каждом этапе создания яйца. Дизайн создал я, но без профессиональных ювелиров я бы не справился.

Вы работаете в команде или создаете все в одиночку десятилетиями?

— Я должен быть наставником мирового стандарта в этом ремесле. Невозможно создавать кареты в одиночку, так же как невозможно производить лучшие в мире автомобили. Ни один человек в мире не сможет сделать Rolls Royce самостоятельно. Каждый должен заниматься своим делом: изготавливать стекло, шить салон, работать над каркасом будущего автомобиля. Понимая это, я ищу лучших в своем деле мастеров, чтобы после совместной работы мы оставляли творение высокого качества, которое мы только могли смастерить.

Карета Бриллиантового юбилеяГосударственная карета Бриллиантового юбилея (Britannia). Фото: Grahamedown / Public domain
Может, у вас есть ученики, как у Сократа или Платона, которые так же ходят за вами по пятам и вслушиваются в каждое слово, чтобы однажды превзойти учителя?

— У меня есть лучшие мастера, но у меня нет никаких учеников на постоянной основе. Я работаю с молодыми людьми, они мне помогают, и они невероятно образованны, так что в целом, если захотят, они всегда будут знать, как продолжить мое дело в будущем. Кареты, которые я делаю, останутся на множество последующих веков. Но я считаю, что все виды искусства в мире должны быть сохранены, и неважно, что обязательно должен существовать ученик мастера. Как в Китае или в Японии, где есть люди, которые куют самурайские мечи, я пытаюсь заниматься тем же самым. Стараюсь сделать что-то особенное. Независимо ни от чего, я буду делать что-то особенное для человечества, пока жив.

Мы договорились, что не будем раскрывать тайны проекта, над которым вы работаете сейчас, однако считаете ли вы, что уже создали свое лучшее творение или мы его все еще ждем?

— Я надеюсь, что лучшее все еще впереди.

Допустим, что правительству любой страны захотелось приобрести карету, как им заказать ее? Выполняли ли вы когда-нибудь подобные заказы для других стран?

— Нет, я никогда этого не делал. Мне предлагали, но я бы не получил от этого такого удовольствия, которое получаю, когда отправляю их в Англию, потому что уверен, что они попадут в хорошие, заботливые руки. Что с ними будет, когда они попадут в любую страну, если это не Англия, я не знаю, поэтому и не делаю.

В России есть музеи, где хранятся кареты русских царей и императоров. Но кто-то должен поддерживать их в хорошем виде, проводить восстановительные работы и реставрировать их. Вы когда-либо принимали участие в реставрации старинных карет по всему миру?

— Я знаю, что в России есть коллекция очень красивых карет, хранящаяся в Оружейной палате и Эрмитаже. Я видел их своими глазами, когда путешествовал по России. За ними хорошо ухаживают, как мне показалось. Если бы у меня попросили помощь по реставрации, ассистировать, давать советы по хранению, я был бы только рад помочь. Я не могу представить, что кто-то в будущем сможет создать подобное тому, что хранится в Оружейной палате и в Эрмитаже, поэтому я считаю, что за ними нужен эталонный уход.

Много ли в мире каретчиков, людей, которые могут проделывать эту работу — создавать и реставрировать старинные кареты?

— На самом деле, я не знаю больше никого на планете, кто бы занимался этим ремеслом. Мне кажется, что я единственный человек с практическим знанием в этой области. Конечно, есть люди, которые говорят, что могут строить кареты, но есть разница между тем, чтобы сказать, что ты можешь, и действительно их создавать. И нужно различать: я создаю их на века, используя самые качественные материалы и задействуя лучших мастеров, а остальные заявляют, что они могут, желая обогатиться.

В мире существует много состоятельных семей и людей, которые могут позволить себе карету, так почему каретами активно пользуется только британская королевская семья? Почему Великобритания остается единственной страной, где новые кареты до сих пор появляются?

— Я предполагаю, что это так из-за моей идеи. Моя идея заключается в том, что кареты должны оставаться современными. И если вы поднимете старые записи, то сможете увидеть, что все старинные кареты безобразны в плане комфорта. Еще одной причиной, по которой кареты и в XXI веке остаются востребованными в Британии, это традиции, которые уже давно переросли в туристическую достопримечательность. Как я уже говорил, британцы великолепны, и, когда дело доходит до церемониальных событий, это видно особенно: породистые лошади, запряженные в изящную карету, неспешно плывут по центральным улицам — такого нет больше нигде в мире.

Невозможно подсчитать, сколько дохода государственные праздники приносят Великобритании. В далеком 1953 году 2 миллиона человек приехали в Англию на коронацию.

Кареты притягивают внимание к празднествам, которые, на первый взгляд, кажутся не столь интересными для туристов.

У нидерландской королевской семьи тоже есть замечательная карета, которую они на данный момент восстанавливают, в Голландии. В Марокко, Японии и других странах правительство использует кареты, отчасти чтобы привлечь внимание туристов. Правительство Дании, например, задействовало карету для открытия парламента, они вывезли особую карету ради этого события. Это их, как и наша, давняя традиция, и я думаю, что эта традиция будет существовать еще долгое время.

Насколько важно сохранять традиции и использовать для них роскошные атрибуты, усыпанные драгоценностями? О чем вы думаете, когда производите свои шедевры — о вечности, искусстве или деньгах?

— Традиции зародились очень давно, все особенные торжества в Лондоне, как, например, королевская свадьба и коронация, считаются самыми важными событиями Англии. В пример могу привести награждение мисс Дерби в 1966 году (победительница конкурса красоты «Мисс мира» 1966 года — Прим. ред.). Тогда она носила самую потрясающую одежду, которая только была в то время в Англии. Надевали ее только по особым случаям, например, на церемонию награждения, потому что люди хотели сохранить историческую традицию таких торжеств — это всегда было так.

Чаще всего такие события сопровождали и сопровождают до сих пор красивые украшения, а иногда и кареты. В лондонском Тауэре хранится много королевских украшений: короны, ювелирные изделия для монархов и другие чудесные вещи. Но экспонаты, заслуживающие отдельного внимания, — одни из самых больших бриллиантов на земле. Многие люди испытывают большое наслаждение от того, что могут лицезреть эти сокровища Англии.

Чтобы участвовать в церемониях и ходить на торжества, обязательно ли иметь какие-то специальные атрибуты и вещи, чтобы покорять собой людей?

— Да, я считаю, что вся одежда создана для определенных мест и событий. Одежда должна быть особенной, если ты надеваешь ее на торжества. Наряды на людях делают событие еще более значимым. Одежда сама по себе — это особое изобретение, которое идеально подчеркивает любой событие, способное вызвать восторг, смущение, раздражение или любую другую эмоцию.

А если традиции исчезнут?

— Если будущие правители, будь то новый король или королева, захотят отойти от вековых традиций, то, конечно, люди перестанут одеваться в помпезные наряды. Но, если подобное произойдет, это можно будет назвать одной из самых больших ошибок. Зачем тогда строить столько красивых зданий, если ходить в них в рабочей одежде? Будет негармонично, например, если прийти в большой театр как к себе в мастерскую.

А как вы выбираете, какую одежду надеть, это чаще простая одежда или дорогие помпезные наряды?

— Это зависит от ситуации, в которой я нахожусь. Каждый день, когда я иду в мастерскую, я надеваю самую обычную одежду, но, когда я иду на какие-то торжественные мероприятия, я надеваю свой лучший наряд.

Когда одежда не соответствует месту, куда вы пришли, это моветон. Если человек решил не следовать традициям — не надевать дорогие наряды, кольца, часы, серьги и так далее, а просто надеть самую повседневную одежду?

— Каждый человек особенный, все мы имеем самые разные убеждения и привычки.

Не так важно держать в своем шкафу изящные наряды на любой случай, гораздо важнее иметь возможность пойти на торжество, а если повезет, конечно, надеть свой лучший фрак.

Почему у вас нет своей кареты? В России есть такая пословица — сапожник без сапог, которая хорошо отражает вашу ситуацию.

— Я не король и не принц, чтобы разъезжать в карете. Это не наша австралийская традиция — иметь свою собственную карету. Мое призвание — творить, создавать и улучшать, а не ездить на том, что сделал сам. Приятнее подарить свое творение, нежели оставить его себе.

У вас есть какой-то склад, в котором бы хранились все ваши шедевры, чтобы в будущем кто-то смог на это взглянуть, вдохновиться и попытаться повторить?

— В Австралии у меня ничего нет. Когда наша команда только приступает к работе над проектом, на полу, как и на бумаге, мы рисуем, чертим и пишем — сменяется много идей, но я не храню чертежи и начальные наброски, все это быстро исчезает.

Все художники имеют альбомы творчества: Пикассо, Моне и многие другие. У меня много таких книг с работами творцов, есть ли у вас собственный альманах?

— К сожалению, у меня нет такого альбома, но у меня есть сайт с моими работами. Мне гораздо больше нравится заглядывать в энциклопедии и объединять фото своих работ с историями фрагментов исторических объектов, которые я использовал.

В чем уникальность, философия старинного дерева для вас?

— Главная философия в том, что у старинной древесины есть память, она помнит все, что с ней приключилось, она излучает энергию, не сравнимую ни с чем. Эти маленькие кусочки дерева путешествовали по планете сотни лет, десятки раз они пересекали Атлантику и способны обо всем этом поведать человеку, главное — прислушиваться.

Как обустроено ваше рабочее пространство? У вас в мастерской идеальный порядок или творческий хаос с разбросанными повсюду инструментами?

— Я стараюсь не разводить беспорядок, потому что много людей посещают мою мастерскую, и я хочу, чтобы им было приятно по ней ходить.

А кто приходит к вам в мастерскую?

— Тысячи людей со всего мира, которые приходят, чтобы посмотреть на мое рабочее место. Но это невозможно, если я работаю над проектом, потому что всегда тяжело сосредоточиться на работе, когда вокруг много людей. Например, сейчас я не принимаю у себя гостей.

А как много времени у вас уходит на создание одной кареты?

— Это зависит от сложности работы. Большую часть времени я трачу на подбор дерева для будущей кареты. Иногда уходят годы, чтобы выбрать правильные материалы. Обычно на создание кареты я трачу в среднем 3–4 года.

А что самое сложное и трудоемкое в процессе вашей работы?

— Самое долгое и сложное — это придать дереву нужную форму. Несмотря на то что древесина — податливый материал, чтобы придать ей нужную форму, приходиться изрядно потрудиться.

Расскажите о своей родине — Австралии. Как она выглядит в ваших глазах?

— Эта страна вечного лета, а для меня важно, чтобы там, где я живу, было тепло. Австралия — прекрасная страна, но самое красивое место в нем — Сидней, за всю жизнь я не посетил места прекраснее.

Для меня моя родина — крепость, потому что безопасности здесь уделяют особое внимание, я могу не думать о том, что меня могут ограбить или убить. Пандемия коронавируса только подтвердила все это. Страна прекрасно справилась с этой заразой. В Америке и Англии умерли сотни тысяч человек, как и во многих европейских странах, а в Австралии дела с этим обстоят гораздо лучше, и это весьма показательно.

Но главное чудо Австралии — это люди, которые здесь живут. Я посетил много разных мест, но таких добрых и отзывчивых людей не встречал.

Есть ли в вашей жизни человек, которого вы можете назвать своим учителем?

— У меня было много учителей. Нет кого-то одного, кого бы я выделил среди остальных и сказал, что именно он сделал меня таким, какой я есть сейчас. Я путешествую по миру ради людей, которые могли бы стать моими учителями и научили меня тому, чего я не знал до этого.

Какой самый ценный совет вы получили в своей жизни и кто вам его дал?

— Очень сложно ответить. Наверное, это совет моей мамы, моей замечательной мамы. Однажды она сказала мне: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе, будь доброжелательным ко всем вокруг». Я следую этому совету всю жизнь и ни разу об этом не пожалел.

Да это действительно хороший совет. А есть ли что-то, о чем вы не рассказывали вашим родителям, скрывали от них, то, о чем они так и не узнали?

— Нет, я всегда был с ними честен и ничего от них не скрывал.

Чего вы боитесь и что для вас главное в жизни?

— Я боюсь немногих вещей. Но есть одна вещь, которую я действительно боюсь. У каждого из нас есть амбиции, что-то, к чему мы стремимся, однако иногда мы не понимаем, как далеко заходим в погоне за своей мечтой. Я считаю, что мы не должны поддаваться соблазну сделать что-то очень плохое, начать лгать и совершать другие ужасные вещи ради достижения своей цели.

А главное в жизни для меня — это оставаться здоровым. Здоровье — это главное счастье в нашей жизни. Если мы больны — мы несчастны, это моя правда.


Еще по теме