На границе Таможенного союза и стран ЕС образовались очереди из грузовиков
В декабре на границах Таможенного союза и стран ЕС образовались километровые заторы. Электронные очереди превращаются в живые. Поставщики стараются заполнить склады заранее, опасаясь запрета на вывоз товаров из Европы, который может быть введен с 8 января, выяснила «Компания».
Высокий сезон
Декабрь — один из самых сложных месяцев для транспортно-логистических компаний. В этот период грузопоток традиционно увеличивается на 40-80%, сообщила «Компании» директор ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова. Этот год не стал исключением. Однако если в прошлом декабре перевозка занимала от трех до четырех дней, сегодня сроки доставки из Европы могут доходить до десяти дней.
Одной из причин подобных заторов служат дополнительные досмотры, которые могут занимать 7-10 часов. В течение этого времени перевозчик на другой стороне погранпоста ожидает, когда иностранный грузовик пропустят для перегрузки и перецепки, поясняет директор департамента международной логистики «Аривист» Станислав Тобин.
Сегодня на границе Таможенного союза со странами Европы действует 17 погранпереходов, оборудованных для перецепки и перегрузки. По последним данным, самыми низкозагруженными являются пограничные пункты между Россией, Эстонией и Финляндией. Самые протяженные очереди находятся на выезде из Беларуси.
«Погранслужбы Польши фактически саботируют свои обязанности по пропуску транспорта на нейтральную территорию для перегрузки. Такое отношение приводит к незапланированным простоям на выезде из страны», — комментирует генеральный директор «Рустранс-Спедишн» Кондратий Гайкевич.
При этом самая напряженная ситуация наблюдается на МАПП «Каменный Лог — Мядининкай» (Беларусь — Литва). По состоянию на вторник, 13 декабря, в очереди находилось 1130 грузовиков. За сутки пересечь границу смогли лишь 104 перевозчика, что составляет всего 21% от дневной нормы на пропуска.
Говоря о прямой доставке грузов, самые большие заторы образуются на границе Латвии и России, подчеркнули в ПЭК. Здесь ожидание может достигать семи дней. Кроме того, логистическое плечо при доставке напрямую увеличивается на 10-30%.
Конкуренция под санкциями
В октябре правительство России ввело запрет на перевозку грузов по территории страны транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам из недружественных государств. Срок действия ограничений был установлен на период с 10 октября по 31 декабря 2022 года. Соответствующий документ подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Постановление опубликовано на официальном портале правовой информации. Этот шаг стал ответом России на пятый пакет санкций ЕС, который включил в себя запрет российским и белорусским перевозчикам на проезд по территории стран Евросоюза.
Решение о запрете на въезд грузовиков из Европы в Россию имело положительный эффект, говорится в релизе ПЭК. Во-первых, этот шаг привел к снижению стоимости доставки импортных товаров. Раньше европейский перевозчик доставлял груз до точки назначения в России и ехал в обратном направлении «пустым», выставляя заказчику ставку за весь пробег как за груженый. С такой схемой оплаты тарифы на перевозку грузов из Европы в РФ в июне – августе достигали 15 тысяч евро. Сейчас российское плечо — на отечественном поставщике. Во-вторых, при передаче товаров для ввоза в Россию европейские партнеры не отказываются взять на терминале прицеп с экспортным грузом. В результате отечественные экспортеры получили больше возможностей доставить товар до своих иностранных клиентов.
Тем не менее неравные конкурентные условия среди отечественных и иностранных перевозчиков все еще сохраняются, сообщил руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов. По его словам, на практике только 10% иностранных фур ежедневного грузопотока заезжают для перегрузки, перецепки и таможенной очистки на склады временного хранения. Остальные продолжают доставлять товары напрямую по территории России.
«Нам необходимы две вещи. Первое — время. Подобные процессы не организовываются за сутки, количество партнерских связей и логистических цепочек растет со временем, новым процедурам надо дать время “прижиться”, частые изменения нормативных документов тут идут во вред. С другой стороны, важна гибкость и чуткость со стороны регулятора. Вот посередине между этими двумя противоречащими друг друг принципами и надо нащупать разумный баланс», — заключили в «Рустранс-Спедишн».