Top.Mail.Ru
технологии и наука

На ПМЭФ определили новую небесную архитектуру

Фото: ГК «Геоскан» Фото: ГК «Геоскан»

Беспилотная повестка 10 лет назад была фантастична, 8 лет назад — маргинальна, 5 и 3 года назад — по-прежнему маргинальна, и вдруг в 2023-м догнала по популярности футбол. С дронами связаны новые страхи, надежды и бизнес-амбиции. Что сделать, чтобы беспилотники не повторили путь отечественной футбольной сборной, говорили на ПМЭФ-2023. 

Отрываться от земли люди начали около 120 лет назад. За это время технологии освоения неба существенно эволюционировали, но все равно содержали один изъян — человека. Сегодня фактически стартовала новая эра — аэрократия, которую, по словам спецпредставителя президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, предопределили два фактора: электропереход и появление искусственного интеллекта.

Это существенно изменило и архитектуру неба. «На коротком отрезке, до 2035 года, мы видим в новой небесной архитектуре как минимум четыре этажа», — говорит Песков.

На первом, который находится ниже 800 метров и является фактически границей между зоной полетов гражданской авиации и автомобилями, дроны становятся полноправными хозяевами. Прогнозируется, что в ближайшее время страна перейдет от единиц машин, находящихся в воздухе, к миллионам.

На втором этаже беспилотники будут сосуществовать с гражданской авиацией.

Третий уровень — тропосфера, в которой беспилотник с хорошим аккумулятором и солнечными батареями будет летать месяцами.

«Четвертый этаж, который мы сейчас нагло называем не ближним космосом, а дальним небом, — царство спутников, которые по своей сути совсем не отличаются от дронов: они проектируются и эксплуатируются одинаково, бизнес-кейсы одни и те же», — подчеркивает Песков.

По его словам, новую небесную экспансию определяют несколько факторов: во-первых, технологический прыжок, обусловленный СВО, который в мирное время, по мнению Дмитрия Пескова, был практически невозможен. Второй фактор — необходимость оперативно решить вопрос безопасности. Третий — развитие сценариев гражданского применения.

В Москве, например, с помощью коптеров был создан цифровой двойник столицы. Как рассказал руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский, благодаря высоким в буквальном смысле технологиям инвентаризацию столицы, которую 150 специалистов проводили бы 20 лет, осуществили за полгода. За это время было совершено свыше 200 тысяч обследований земельных участков.

Мегаполис, по словам Овчинского, более 6 лет занимается «беспилотьем», сейчас реализуется проект по мониторингу ДТП, что гораздо дешевле анализа дорожной ситуации по видеопотоку. На очереди — мониторинг лесных пожаров и перевод части напряженного московского автомобильного трафика в небо.

Для Сахалинской области воздушные трассы зачастую единственные. Этот регион входит в число зон с экспериментальными правовыми режимами, где отрабатывают правила беспилотного движения. По словам зампреда правительства Сахалинской области Вячеслава Аленькова, беспилотные технологии — базовая часть управления в регионе. Здесь коптеры уже не только ведут мониторинг лесных пожаров, но и готовятся их тушить.

«Список проектов большой, но важно, кто их будет реализовывать. Для решения этого вопроса во всех школах региона, начиная с 5-го класса, вводятся уроки по беспилотным технологиям — учат сборке, программированию, эксплуатации и анализу данных», — говорит Аленьков.

Регион заинтересован в организации собственного производства летательных аппаратов. На Сахалине есть небольшое конструкторское бюро, сейчас в регион идет поставка двух тысяч конструкторов дронов. Расширение проекта планируется на базе нового аэропортового комплекса. Также рассматривается вопрос о подключении к проекту авиакомпании «Аврора».

И взлетим, и поплаваем

Бизнес все активнее использует новые технологии. Объем инвестиций в беспилотники  к 2030 году оценивается в сумму от 200 млрд до 1 трлн рублей. Рынок, по мнению гендиректора Группы Т1 Игоря Калганова, очень привлекательный. При этом его сложно назвать новым: это скорее технологичное видоизменение традиционных сегментов со снижением порога в них. Так, в ряде кейсов коптеры вполне способны заменить гражданскую авиацию. Например, осуществлять грузовую доставку вместо вертолетов. Такой проект Т1 уже пилотирует в Ненецком автономном округе.

Наиболее интересные перспективы для беспилотников, по словам Игоря Калганова, открываются в агроиндустрии.

«При большом объеме пахотных земель мы используем только несколько десятков дронов на всю страну против сотен тысяч в Индии или Китае. Являясь лидерами по экспорту сельхозкультур, благодаря беспилотникам мы можем еще на десятки и сотни процентов повысить урожайность», — уверен глава ИТ-холдинга.

По мнению Игоря Калганова, востребован будет и необычный сценарий использования беспилотников, например, при добыче рыбы и морепродуктов.

«Раньше никому не приходило в голову ловить рыбу с подводной лодки, но электрические дроны, которые смогут опускаться на глубину и доставать оттуда рыбу и другие природные ресурсы, — это большая экспортная ниша», — говорит он.

Для того чтобы удовлетворить потребности рынка, Т1 стала резидентом московской ОЭЗ «Руднево», где разворачивает конструкторское бюро и собственное производство целой линейки беспилотников — от легких мониторинговых дронов до тяжелых грузовых коптеров. 

«Также мы замахиваемся на целый ряд авантпроектов, связанных с солнечными самолетами, со спутниковой группировкой», — подчеркивает Калганов.

Эти намерения подтверждают старт эры частных орбитальных группировок в России. Помимо Т1, о планах вывести на орбиту восемь спутников до конца года объявил председатель правления ГК «Геоскан» Алексей Семенов. Компания работает преимущественно с беспилотниками и космическими аппаратами зондирования Земли для сбора данных, а также смотрит на рынок логистики и агро.

Как отметил Дмитрий Песков, в планах различных компаний до 2030 года отправить не менее 1000 машин на орбиту. «Скорее всего, цифру превзойдем», — прогнозирует спецпредставитель президента. И делает оговорку: «Если преодолеем узкое место — с доставкой аппаратов». Впрочем, и с выводом на орбиту бизнес не уповает исключительно на государство. В рамках ПМЭФ Т1 объявила о подготовке частного космического старта: планируется, что первая ракета-носитель взлетит в октябре.

Кроме того, бизнес принимает активное участие в разработке новых правил движения в небе, в создании инфраструктуры для взаимодействия летательных аппаратов друг с другом и с наземными объектами.

Как подчеркивает заместитель гендиректора НИЦ «Аэроскрипт» Андрей Яблоков, новая небесная архитектура выстраивается на цифровом фундаменте, в разработке которого принимает участие компания. Этот набор протоколов позволяет интегрировать беспилотники разных производителей в одну систему, облегчать запуск страховых и лизинговых программ и запускать работу небесных регулировщиков.

«Чем четче будет система регулирования, тем активнее пойдет в новую отрасль бизнес, — уверен председатель совета директоров “ВессоЛинк” Олег Бадера. — Компаниям нужны понятные правила игры: небесные дороги, регулировщики, “светофоры”…» На подготовку инфраструктуры, при условии, что ею будут заниматься компании в кооперации с властями регионов, он отводит около пяти лет.

Еще по теме