Top.Mail.Ru
архив

Нет, весь я не умру…

На петербургском рынке пейджинговой связи минувшим летом начались системные сдвиги. В июле компания ВВG communications передала свою абонентскую базу компании «Экском», а в августе о слиянии заявили компании «ПейджЛинк» и «Петерком». Впереди – новые альянсы. Бизнес мелких операторов становится нерентабельным, пейджинговые компании испытывают давление со стороны сотовых операторов и вынуждены объединяться, чтобы выжить. «ПейджЛинк» и «Петерком» объединились не от хорошей жизни. По словам заместителя генерального директора компании «Петерком» Александра Краснова, главная цель слияния объединения состоит в том, чтобы снизить накладные расходы. Правда, Краснов не говорит, насколько именно снизятся издержки – по словам менеджера, эти расчеты еще только готовятся. «Слияние компаний – во многом вынужденная мера. «Петерком» крепко стоял на ногах, у «ПейджЛинка» положение было несколько хуже. Однако мы прогнозировали возможное ухудшение ситуации на рынке и решили пойти на превентивные меры», – говорит Краснов.

На грани По словам председателя совета директоров компании «ПейджЛинк» Бориса Лившица, последний год перед слиянием компания работала на грани рентабельности. Виной тому – усилившаяся конкуренция со стороны сотовых операторов. «Цены на рынке постоянно снижаются. Сейчас бизнес с абонентской базой объемом 3 тыс. человек еще вполне рентабелен, но в скором времени работать рентабельно смогут только операторы, у которых 4 – 5 тыс. пользователей», – предполагает Александр Краснов. Компании «Петерком» и «ПейджЛинк» уже объединили свои офисы, операторские и технические службы. Процесс юридического преобразования займет несколько месяцев. Базироваться новая компания – она получила название «Петерком-ПейджЛинк» – будет в офисе «Петеркома». Число ее абонентов превысит 5 тыс. человек (к моменту слияния «Петерком» имел 2,7 тыс. абонентов, а «ПейджЛинк» – около 2,5 тыс.), и по количеству пользователей новый оператор войдет в пятерку лидеров пейджингового рынка Петербурга. Сейчас в городе работают 14 пейджинговых компаний, которые обслуживают 60 тыс. человек. Таким образом, «Петерком-ПейджЛинк» займет 8% рынка. Возможно, при слиянии операторы потеряют часть абонентов, поскольку тариф объединенной компании будет несколько выше прежних тарифов. Впрочем, «Петерком-ПейджЛинк» при этом планирует ввести новые услуги – в частности, бесплатный дозвон с городского таксофона и услуги электронной почты. Кроме того, существенно – вплоть до Выборга – расширится зона охвата. Объединение компаний повлечет за собой и структурные изменения: грядет сокращение сотрудников, поскольку держать два штата нерентабельно. В новой компании останутся только лучшие специалисты. Наконец, будет реформирована сеть агентов и расширена дилерская сеть. По мнению конкурентов, альянс двух операторов никак не изменит расстановку сил на пейджинговом рынке Петербурга. Директор петербургского отделения компании «Вессолинк» Алексей Томилин говорит: «Сейчас на питерском рынке пейджинга пять компаний-лидеров. При этом разрыв в абонентской базе между первой тройкой (в которую входит «Вессолинк») и остальными очень существенный. У нас более 8 тыс. абонентов, так что новый игрок на расстановку сил в первой тройке не повлияет».

Удар ниже пейджера Краснов предполагает, что давление на рынок пейджинга со стороны операторов сотовой связи будет только усиливаться. Однако менеджер исключает возможность полного вытеснения пейджинговых услуг с рынка. Даже если операторы GSM внедрят бесплатные услуги, определенная часть населения все равно продолжит пользоваться услугами пейджинга. «Вымпелком» сделал бесплатными входящие звонки в Москве, но столичные пейджинговые операторы до сих пор чувствуют себя нормально. Конечно, некоторые абоненты уйдут из сектора пейджинга в сектор мобильной связи, но у пейджинга в любом случае останутся свои пользователи», – уверен Александр Краснов. Но так считают далеко не все. Петербургская компания BBG communications, к примеру, решила полностью свернуть свой пейджинговый бизнес и сосредоточиться на IP-телефонии. Ее абонентская база по итогам тендера перешла к компании «Экском». Сумму сделки представители «Экскома» не разглашают. Эксперты связывают это решение BBG с растущей конкуренцией со стороны операторов сотовой связи. В 2001 году на петербургский рынок должен выйти второй оператор GSM – компания МТС. Ее появление приведет к удешевлению сотовой связи, что неблагоприятно скажется на бизнесе пейджинговых компаний. Однако коммерческий директор компании «Экском» Максим Жуков с экспертами не согласен. Он считает, что решение BBG о передаче абонентской базы не следует напрямую связывать с жесткой конкуренцией со стороны операторов GSM. Жуков смотрит на перспективы пейджингового бизнеса с оптимизмом: «Абоненты BBG без дополнительных затрат перейдут к новому оператору и получат более широкий набор услуг, предлагаемых «Экскомом».

Выживают крупнейшие По мнению Бориса Лившица, тенденция к объединению в ближайшие два года станет определяющей на пейджинговом рынке: «Сейчас большинство пейджинговых компаний находятся на грани выживания. Можно ожидать, что через полтора-два года число пейджинговых операторов в Петербурге сократится до четырех-пяти. Останутся только крупные компании, способные предоставлять широкий спектр услуг». С этим согласны и представители других операторов. «Пейджинговая услуга имеет свою себестоимость. В случае снижения тарифов работа мелких компаний становится нерентабельной. Только крупные игроки имеют возможность снижать оплату, сохраняя при этом рентабельность», – говорит Алексей Томилин. «Рентабельно могут работать компании с абонентской базой не менее 4 тыс. клиентов. Компании с абонентской базой менее 2 тыс. человек сегодня работают только на голом энтузиазме. Рынок очень узок, и 14 операторам на нем делать нечего», – считает Игорь Иванов, директор по маркетингу компании «ПТ пейдж». По мнению Иванова, реально конкурируют друг с другом только три-четыре компании, остальные просто «тянутся за паровозом». В будущем, считает Иванов, у мелких компаний только два пути: либо сливаться, либо уходить с рынка. «Если сотовые компании введут бесплатный входящий звонок, умрет добрая половина пейджинговых компаний. Но остальные выживут – хотя придется им несладко», – говорит Иванов. Алексей Томилин тоже уверен, что, несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны операторов GSM, услуги пейджинговой связи останутся востребованными. Развитие пейджингового рынка Томилин связывает с возможностью введения новых услуг. Одну из таких услуг вводит «Вессолинк-информ»: теперь по пейджеру можно будет получать самую разную информацию – от расписания поездов до репертуара кинотеатров. «Это своеобразная «газета», передаваемая по пейджеру», – сообщил Томилин. Для расширения пакета услуг компания должна вкладывать деньги в техническое развитие, но рассчитывать при этом операторам приходится только на самих себя. Делать ставку на привлеченные инвестиции невозможно. «Инвестиций в пейджинг ждать не следует. Я на 95% уверен, что за последние несколько лет финансовых вливаний в пейджинг не было – эта отрасль уже не столь рентабельна, как пять лет назад, поэтому не слишком привлекательна для инвесторов», – утверждает Томилин Игорь Иванов, в свою очередь, полагает, что «потенциального абонента больше интересует определенный набор базовых услуг – информационных каналов. Ради дополнительных услуг клиент подключаться не станет».

Еще по теме