Top.Mail.Ru
архив

Обложили!

Многолетняя борьба вокруг уплаты НДС получила на прошлой неделе новое продолжение. Федеральная налоговая служба (ФНС), не раз выступавшая за отмену этого труднособираемого налога, по-своему прочитала поправки в законодательство, касающиеся правил сбора и возврата НДС. Согласно трактовке ФНС, с 1 января 2006 года все экспортеры, не связанные с резидентами особых экономических зон, лишатся возможности вернуть НДС.

Взрыв возмущения предпринимателей в этом случае будет обеспечен, особенно принимая во внимание, что сейчас возмещение НДС и так на 90% происходит с помощью судебных разбирательств. Однако это одновременно станет для фискальных органов, уставших гоняться за фирмами-однодневками, дополнительным поводом поднять вопрос о целесообразности НДС.

В принципе, во всем мире НДС считается одним из самых эффективно собираемых налогов, если, конечно, в стране грамотно построено администрирование. В России же бюджет ежегодно недополучает около $6,5 млрд из-за фирм-однодневок, с помощью которых предприниматели уходят из-под налогообложения. Победить этот теневой сектор чиновники не могут, несмотря на многочисленные законодательные инициативы. Поэтому их желание вообще избавиться от НДС вполне понятно. 

Однако такая перспектива вряд ли может обрадовать Минфин, который упорно отстаивает право данного налога на жизнь и считает его едва ли не самым важным для бюджета. Именно НДС обеспечивает львиную долю налоговых поступлений в казну (62,4%) – в этом году, например, планируется собрать свыше 1,6 трлн руб. (6,5% ВВП). Неудивительно, что практически сразу после того, как ФНС «прочитал» поправки, представители Минфина выступили с разъяснениями, согласно которым всем экспортерам, как и прежде, будут возвращать НДС. По крайней мере, поводов для народных волнений нет, успокаивают чиновники. 

Зато повод задуматься о будущем появился у российских финансистов, которые прежде никогда не облагались НДС. В проекте бюджета на 2006 год минфиновцы указали, что государство из-за налоговых льгот недополучает около 899 млрд рублей, причем большая часть этих потерь связана с услугами банков, страховых и инвестиционных компаний. Саму идею обязать финансистов платить НДС большинство респондентов «Ко» считают абсурдной. «Рассчитать НДС для финансовых услуг просто нереально, ни в одной стране мира это не практикуется», – говорит исполнительный директор ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Минфиновцы сразу же заявили, что не будут вводить столь экзотичный налог для финансистов, однако осадок все равно остался: всуе в проекте бюджета никого не помянут. Вполне возможно, что, насчитав более $30 млрд недополученных налогов, чиновники просто пытаются подстраховаться от возможного снижения сборов НДС в будущем. По мнению первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова, не исключено, что «если так пойдет дальше, мы придем к одному: возмещаемые (по экспортному НДС. – Прим. «Ко») суммы сравняются с начисленными, а может, и превзойдут их».

 

Еще по теме