Развод ради дружбы
Неисповедимы пути российской банковской розницы. В апрельском интервью «Ко» председатель правления МДМ-банка Андрей Савельев называл «крайне успешным» проект размещения операционных касс на базе супермаркетов «Седьмой континент». А уже в августе банк решил отказаться от этого решения, сокращая свою сеть продаж как минимум на 50 точек.
«В случае продления договора и открытия новых отделений чистые убытки составили бы до $5 млн ежегодно», – цитируют информационные агентства вердикт зампредседателя правления МДМ Владимира Изутина, который с весны курирует в банке розничное направление.
Ради профессиональной самореализации своего нового сотрудника (которого, кстати, некоторые коллеги считают скорее технологом, нежели стратегом) МДМ отказался от многого. В Гута-банк (ныне – Внешторгбанк 24) ушла Ирина Бушева, занимавшаяся розницей до приглашения Изутина. Было проведено масштабное сокращение бэк-офиса. Теперь настала очередь «Семерки».
Но альянс МДМ с крупнейшим российским ритейлером не был сугубо технологическим. Заключенное в конце 1999 года соглашение скреплено подписями собственников МДМ-банка и «Седьмого континента» – Андрея Мельниченко и Владимира Груздева. Со временем сотрудничество этих бизнесменов стало настолько тесным, что в 2002-м Груздев даже вошел в совет директоров «Группы МДМ». В банковских кругах поговаривали, что основатель «Седьмого континента» имеет пакет акций МДМ-банка.
Правда, IPO «Семерки» в прошлом году организовал не МДМ (имеющий довольно сильный инвестдепартамент), а «Объединенная финансовая группа». Вполне возможно, что, выбирая андеррайтера «со стороны», Груздев пытался подчеркнуть абсолютно рыночный характер предстоящего размещения.
Комментируя журналистам нынешний «развод», Владимир Груздев утверждает, что «МДМ-банк более универсальный, нежели розничный», а «Седьмому континенту» скорее нужен партнер «с агрессивной розничной программой».
В 1999-м практически полное отсутствие у МДМ ритейла не помешало заключению ныне расторгаемого соглашения. С другой стороны, розничный проект ВТБ 24, который Груздев называет в качестве возможной альтернативы МДМ, был запущен менее месяца назад. В этом банке еще полностью не сформирована управленческая команда. А тот факт, что президент ВТБ 24 Михаил Задорнов еще и заседает в совете директоров «Семерки», едва ли существенно поспособствует практической реализации их кобрендингового проекта. Поскольку трудно предположить, что бывший министр финансов и член бюджетного комитета Госдумы одинаково хорошо разбирается в тонкостях банковской и торговой розницы.
Столь же маловероятным кажется и предположение о том, что Владимир Груздев решил сменить партнерский банк исключительно из-за симпатий к Ирине Бушевой, а МДМ пытается представить дело так, будто бы сам поставил вопрос о «разводе» с «Семеркой».
Зато примечательно появление на центральных столичных улицах билбордов, недвусмысленно свидетельствующих о том, что кто-то начал кампанию по дискредитации совладельца «Седьмого континента» Александра Занадворова. Недоброжелателей у бывшего председателя правления Собинбанка, который успел «засветиться» и в нашумевшем «деле BankofNewYork», и в истории с созданием Инвестиционной группы «АЛРОСА», превратившейся впоследствии в главного финансового агента алмазной компании, наверное, немало. Видимо, Занадворов пытается искать защиты под крылом государственного ВТБ, отдавая под его розничные проекты свой главный сегодняшний актив – «Семерку».
А МДМ ничего не остается, как пойти навстречу пожеланиям еще одного давнего приятеля Андрея Мельниченко, попутно сэкономив $5 млн.