Хоть шерсти клок
Ликвидация последствий энергоаварии в столице превращается в очередной инструмент передела собственности. Правительство Москвы оценило убытки города от отключения электричества 25 мая в 1,7 млрд руб. Официальных исков к «Мосэнерго» отцы города пока не предъявили, однако устами анонимного источника в московском правительстве объявили о намерении всеми способами добиваться компенсации за понесенный городом ущерб. Из опубликованных рядом СМИ намеков следует, что мэрия готова вместо денег получить активы, выделенные из реорганизованного «Мосэнерго».
Городские власти ведут борьбу за усиление своих позиций в столичной электроэнергетике очень давно. Сильнейшего накала она достигала уже несколько раз. Например, осенью 2001 года, когда мажоритарный акционер «Мосэнерго» – РАО «ЕЭС России» – сместил с поста гендиректора энергокомпании Александра Ремезова. Лояльный мэру Юрию Лужкову менеджер был заменен Аркадием Евстафьевым, человеком из команды главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса. Или два года спустя, когда Чубайс в обмен на поддержку в Думе со стороны лужковской «Всей России» пакета законов об энергореформе был вынужден заключить с мэром «пакт» о будущей судьбе «Мосэнерго». Не имея возможности получить все энергоактивы реформируемой компании, чиновники согласились на их часть, но весьма важную – предполагалось, что в собственность города перейдут инфраструктурные объекты, то есть энергопередающие сети. Однако по прошествии еще двух лет оказалось, что около 8% акций «Мосэнерго», находящихся под контролем правительства Москвы, для установления права собственности на сетевое хозяйство все же не хватает.
Как видно, подчиненные Лужкова вновь стали придумывать схемы и рассматривать варианты. Решение проблемы подсказала майская авария, которая, кстати, уже принесла мэрии определенные бонусы – сразу после масштабного отключения электричества в городе Евстафьев ушел в отставку.
Оставляя за скобками обоснованность претензий и перспективы их удовлетворения, обратим внимание на два эпизода. Рабочая группа Госдумы (в которой Лужков уже не имеет прежнего веса) предварительно оценила убытки от энергокризиса в 0,6 – 1,2 млрд руб. Обсуждая возможные последствия аварии, руководитель отдела исследований ИК «РИ-Менеджмент» Михаил Армяков предположил: «Реформа будет тормозиться многочисленными проверками, которые идут в «Мосэнерго» и в РАО «ЕЭС», а также политиками, которые, зная отношение людей к главе РАО «ЕЭС», будут пытаться пересмотреть ход реформы». После обнародования результатов проверки мэр незамедлительно высказал недоверие к оценкам комиссии, выдвинув версию о причастности к аварии самого Чубайса.
В ответ Анатолий Чубайс заявил о том, что с целью застраховаться от аварий следует передать 110-киловольтные сети в 100-процентную «дочку» РАО – «Федеральную сетевую компанию» (ФСК). По нынешнему плану реформы «Мосэнерго», ФСК должны отойти московские сети в 500 и 220 кВ, сети же меньшего напряжения должны войти в «Московскую электросетевую компанию». Управлять ею будет созданная на днях «Московская управляющая энергосетевая компания», принадлежащая энергохолдингу и правительству Москвы на паритетных основаниях. Со стороны происходящее очень похоже на торг по одному и тому же предмету.