Top.Mail.Ru
архив

Офшорный ад

25.03.201300:00
офшор, Кипр

Количество полетов частных самолетов с Кипра в различные страны (январь 2012 г. - февраль 2013 г.)

Греция - 382

Россия - 375

Израиль - 344

Великобритания - 245

Ливан - 222

Франция - 209

Германия - 170

Италия - 150

ОАЭ - 121

Украина - 108

Источник: Spiegel.de

Обычно количество рейсов частных самолетов тесно зависит от состояния торговых отношений, т.к. менеджеры используют их для перелетов на переговоры. Поэтому на Грецию, на долю которой приходится 20% экспорта и импорта Кипра, приходится 12% всех перелетов. В случае с Россией, доля которой во внешнеторговом обороте Кипра составляет в лучшем случае 1%, речь может идти только о денежных потоках.

Да, по существу, на спасение закачавшихся структур направили те же народные средства, но не напрямую из кармана каждого, а из общей бюджетной копилки, что было воспринято не так болезненно. Кипр нынче, оказавшись на грани дефолта, решил сделать то же самое. Страна отказалась от намерения "подрезать" банковские депозиты, от чего пострадали бы некоторые российские вкладчики, бизнесы и банки, в обмен на кредит от РФ, то есть на средства всех россиян из той же самой казенной копилки.

Но разворот на 180 градусов уже ничего не изменит к лучшему. Заявив о возможности конфискационных мер в принципе, государство и его банки лишились доверия. Кипрская гавань капиталов уже никогда не станет прежней, и нашим банкам, компаниям, вкладчикам придется постараться обезопасить свои активы, что, учитывая вскрывшиеся масштабы российской финансовой интервенции на Кипр, будет трудно. Наверняка и сами киприоты постараются пристроить свои сбережения понадежней, что чревато бегством вкладчиков со всеми вытекающими последствиями. Есть и еще один нюанс: продемонстрировав крепкую дружбу "против" ЕС, Кипр и РФ укрепили подозрения остального мира в том, что лучше всего их финансовые отношения характеризуются формулой "рука руку моет". Впрочем, сильно подмоченной оказалась в итоге и репутация ЕС, еврозоны и европейских банков.


"Олигархи, бизнесмены, мафиози"

Возможно, никто лучше россиян не понимает, что именно довелось пережить на прошлой неделе клиентам кипрских банков. Со средствами граждан у нас, так или иначе, наигрались достаточно. Вспомним хотя бы носившие конфискационный характер реформы - павловскую 1991 г. и реформу 1993 г., а также дефолт 1998 г., сопровождавшийся девальвацией национальной валюты и массовым невозвратом банковских вкладов. После этого в РФ пережили потерю доверия, бегство вкладчиков, накопления "под матрацем". Отчасти следствием всего этого уже в наше время и стала тяга к иностранным юрисдикциям и тамошним банкам.

И особенно к банкам Кипра. Во-первых, на острове не задавали слишком много вопросов касательно происхождения денег, а во-вторых, создавали для капитала - личного и корпоративного - хорошие условия. Например, 10-процентный корпоративный налог, который теперь ЕС требует повысить до 12,5%, соглашение с РФ об избежании двойного налогообложения. В стране сформировался целый сегмент обслуживания российского бизнеса: не требовалось даже приезжать на Кипр, все документы "под ключ" могло оформить доверенное лицо, клиенту оставалось лишь получить электронный пароль для доступа к счету.

В 2011 г. директор Sapienta Economics Фиона Маллен предоставила данные о роли российского бизнеса в кипрской экономике. Согласно им, ежегодно отечественный бизнес приносит острову доход в 2,1 млрд евро, что равноценно 12% ВВП страны. По актуальным расчетам рейтингового агентства Moody's, $12 млрд из $31 млрд российских денег на Кипре приходится на наши банки. В результате в непростой ситуации оказались ВТБ (имеет на Кипре дочерний Russian Commercial Bank), Сбербанк, Номос-банк, Газпромбанк, которые, согласно информации Moody's, активно кредитуют местные компании. К концу 2012 г., по данным Forbes, объем таких кредитов составлял $30-40 млрд.

Немало средств оказалось заморожено и на счетах российских компаний, особенно тех, что практикуют сначала вывод денег на Кипр, а потом возвращение их в РФ. По оценкам, объем трансферов туда и обратно за год превышает $200 млрд. Какие именно компании могли оказаться затронуты? Эксперты говорят о "Русале", ТМК, ЛУКОЙЛе, "Башнефти", "Новатэке".

Нельзя не видеть, что по сравнению с расходами на поддержание на плаву Греции или - потенциально - Италии и Испании на затраты на спасение от неконтролируемого дефолта островка с населением менее 1,5 млн человек не так и велики. И средства у ЕС обязательно нашлись бы безо всяких драконовских мер. Вот только на Западе очень сильно подозревают, что значительная часть денег на вкладах российского происхождения на Кипре - капиталы, нажитые неправедным путем и укрытые на острове от внимания правоохранителей. Немецкий еженедельник Der Speigel, например, цитирует некий доклад спецслужб, предполагающих, что основными бенефициарами спасения Кипра за счет еврозоны стали бы "русские олигархи, бизнесмены и мафиози". Отсюда и решение вынудить Кипр запустить руку в карман клиентов банков.

Впрочем, наиболее прозорливые из них, как выясняется, почувствовали неладное более года назад, и меры предприняли. Среди новых адресов льготно-вольготного существования российских финансов вне России - Сингапур, Дубай, Латвия.


Робин Бобин. И Тобин

Западные власти в принципе имеют более или менее успешный опыт мягких или не очень мягких конфискаций. Много занимались этим вопросом итальянцы. Они ввели налог на капиталы в 1920 г., причем его ставка варьировалась от 4,5 до 50% (срок выплаты можно было растянуть при этом более чем на двадцать лет). В те же годы подобные налоги по разным схемам вводились в Австрии, Венгрии, Германии. В 1936 г. с налогом на депозиты экспериментировала Норвегия, и дело тогда кончилось массированным выводом из страны наличности. В июле 1992 г. о налоге на банковские вклады вспомнил итальянский премьер (кстати, социалист) Джулиано Амато. Правда, по сравнению с предполагавшейся кипрской налоговой шкалой налог Амато всего-то в 0,6% представляется мизерным. Впрочем, и он оставил на теле финансовой системы страны долго не заживавшие раны. Упертые британцы много лет обсуждали идею налога на вклады, но так ее ни разу и не реализовали.

Знание этой истории помогает не удивляться тому, что европейцы, и это тоже надо иметь в виду нашим бизнесам, готовятся и дальше изыскивать лазейки, помогающие властям залезать в чужой карман, как в свой. Предполагается, что уже с 1 января 2014 г. минимум 11 стран еврозоны, уже заявившие о своем согласии, смогут взимать налог с ряда трейдинговых операций. Речь фактически идет о введении так называемого налога Тобина. названного по имени экономиста Джеймса Тобина, предлагавшего в 1971 г., после того, как доллар фактически отвязали от золота, ввести налог на валютные операции, дабы ограничить спекуляции. Не платить налог смогут лишь финансовые компании, зарегистрированные в других странах и не ведущие никаких финопераций в 11 странах еврозоны. Предполагается взимать налог в размере 0,1% по сделкам с акциями и облигациями и 0,01% по сделкам с деривативами, проводимым финансовым институтом со штаб-квартирой в одной из 11 стран новой налоговой зоны. Налог также возьмут, если акция, облигация или дериватив выпущены в странах налоговой зоны, а сама сделка производится в Азии, США или Великобритании. За счет "налога Тобина" планируют собирать дополнительно примерно 30-35 млрд евро в год.


Как отразился финансовый кризис на Кипре на бизнесе российских предпринимателей

Давид Якобашвили, основатель компании "Вимм-Билль-Данн":

"На моем бизнесе проблемы на Кипре никак не отразились. Мы использовали иногда офшорные компании, но это было давно, и денег там никогда не держали. Потому что банки медленно работали, не вовремя перечисляли, показывали перевод денежных средств и т.д.

Обидно и неприятно, что европейское сообщество толкает кипрское правительство совершить такой непонятный шаг, как экспроприация чужих денежных средств".


Роман Рожниковский, ресторатор:

"Мой бизнес не пострадал, потому что никак не связан с Кипром. Но вокруг много друзей и знакомых, которые, по всей видимости, пострадают. Для них это обычные расчетные деньги. Я изучал Кипр с точки зрения возможного кредитования, но в хорошем смысле не успел. С началом кризиса это стало неактуально, а до того можно было получить довольно дешевые деньги".


Андрей Рябинский, председатель совета директоров ГК "МИЦ":

"Что происходит на Кипре, пока еще цветочки. У нас не было денег на Кипре, но
из-за финансового кризиса едва не сорвалась сделка по покупке достаточно дорогого объекта недвижимости. Один из участников сделки - кипрская компания, принадлежащая нашим оппонентам, и сам платеж осуществлялся через Кипр. Успели провести сделку буквально за пару дней до заморозки активов. Проскочили, что называется.

Кипрский кризис отразится на всех нас позднее. Там будут нарастать проблемы экономического плана из-за того, что парламент отклонил закон об "обрезании" счетов. Кипру придется объявлять дефолт или с кем-то договариваться. Наверняка последуют волнения на биржах, падение рейтингов и т.д.".


Дмитрий Потапенко, управляющий партнер ГК Management Development Group:

"Не коснулись, и коснуться не могли. Мы в этом неофшорном офшоре никогда не регистрировались. Все нормальные люди знали, что Кипр принадлежит нашим нефтегазовым компаниям и госбанкам. У меня оборот по прошлому году $312 млн. Кто я по сравнению с ними такой? Даже не мелкий лавочник, а пыль под ногами.

У Кипра не будет проблем. Россия выделит кредит, транш подпишут - и первый, и второй. И все утихнет".


Владислав Кочетков, президент - председатель правления инвестиционного холдинга "Финам":

"У нас есть кипрский офис. Это компания WhoTrades Ltd, которая обслуживает порядка 30 000 клиентов, торгующих через кипрскую юрисдикцию в России, Германии, на рынке Forex. Но эта компания не имела депозитов на Кипре, все деньги находятся в бизнесе, а Кипр для клиентов использовался как транзитная юрисдикция и по факту клиентские средства находятся в Германии, Дании, России и других странах. Санкции, если будут вводиться, их не затронут.

Компания продолжает работать. Мы сумели оперативно изменить схему работы через дублирующие каналы, например через прибалтийские банки, которые мы смогли быстро подключить. За счет этого смогли предоставить нашим клиентам полноценную возможность торговать на биржах, заводить и выводить денежные средства".


Кирилл Подольский, совладелец Valars:

"Все счета заблокированы. Что еще обсуждать. Даже не хочу говорить на эту тему".


Сергей Филатов, глава представительства компании "Пафилия Проперти Девелоперз Лимитед" в Москве:

"В связи с тем, что банки на Кипре будут закрыты до понедельника, наша компания на Кипре, как и любая другая, испытывает трудности по проведению взаиморасчетов с поставщиками услуг и материалов. Конечно же сложившуюся ситуацию на Кипре можно рассматривать как форс-мажор в договорных рамках, тем не менее замедление бизнес-процессов очевидно. Мы строим недвижимость, и у нас есть обязательства по срокам сдачи объектов перед нашими клиентами".


Еще по теме