Top.Mail.Ru
архив

Охотники за головами

 

Первого февраля в сеть «Эльдорадо» перешел экс-менеджер «Евросети» Артем Перевозчиков, заняв место директора по развитию компании. Ранее он был на позиции первого вице-президента по стратегическому развитию «Евросети» в России, СНГ и Восточной Европе. Сеть магазинов техники не поскупилась на такого специалиста, и это говорит о том, что пришла пора развиваться. Настал момент, когда после застоя 2008–2010 гг. у компаний появился интерес не только к деньгам, но и к росту.

Как правило, владельцы бизнеса обращаются к хедхантерам в двух случаях: когда дела идут плохо, например, жестокие реалии рынка заставляют компанию закрывать или перестраивать целые направления своей деятельности, либо, наоборот, хорошо – фирма развивается очень быстро, и нехватка сотрудников становится главным тормозом для ее дальнейшего роста. Но существует и третий  вариант, когда надо не просто найти необходимый персонал, но и вдобавок ослабить непосредственного конкурента, переманив к себе его ключевых работников. Сложностью в подобной ситуации является то, что потенциальные кандидаты сами практически никогда – ни активно, ни пассивно – не ищут работу. При этом операция по переманиванию ценного кадра должна быть проведена в условиях строжайшей тайны. Любая утечка информации равноценна провалу и гарантированно означает потерю клиента. «Мы как саперы: ведь влияем не просто на кадровую политику компании, а на ее бизнес в целом», – говорит частный хедхантер Алена Владимирская.


Ценные кадры

ОАО «Русское море» (один из самых крупных импортеров и переработчиков рыбы в России) потеряло несколько своих ведущих менеджеров, в том числе и из коммерческого отдела. Все они сразу же перешли к конкуренту, другому «рыбному» лидеру – ОАО «Меридиан». Выручка «Меридиана» за прошедший год по сравнению с 2009-м выросла на 33%, в то время как у «Русского моря» продажи упали до 3,78 млрд руб., то есть на 9,3%.


 

Шпионский чемоданчик

Правильный хедхантер чем-то похож на врача или психотерапевта. Ему доверяют тайны бизнеса. Ведь чтобы подобрать нужного человека на ключевой пост, необходимо разбираться не только в людях, но и в том, как тот или иной бизнес функционирует. «Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда клиенты, зная, что мы работаем с их конкурентами, пытаются у нас выведать детали того, что происходит в соперничающей компании внутри. Иногда за это даже предлагают деньги. Но это абсолютное табу», – рассказывает частный хедхантер Михаил, специализирующийся на подборе менеджеров для ритейла.

Переговоры с потенциальным сотрудником – тоже дело непростое. Они могут тянуться месяцами. В одном случае встречи с кандидатом продолжались полтора года, прежде чем он согласился перейти на другую работу. Кроме этого, часто человек выдвигает ряд условий. Например, самое распространенное – поиск другой кандидатуры на свой текущий пост. Руководитель направления бизнеса в крупной компании не может позволить себе уйти просто так, хлопнув дверью. Он стремится аккуратно передать дела, чтобы от его ухода не осталось неприятного осадка и не портилась его репутация на рынке.

Также среди главных принципов работы хедхантера – абсолютная бизнес-эрудиция и свободная навигация по рынку. Обычно охотники имеют множество связей и знакомств, которыми обзаводятся на всевозможных конференциях или же участвуя в жизни интернет-сообществ. Таким образом они отслеживают наиболее успешных с точки зрения результата сотрудников других компаний. Нередко охотник за головами годами следит за карьерным ростом молодых специалистов. Кто-то из них со временем может стать той самой идеальной кандидатурой на замещение одной из топовых вакансий. Но наиболее частым результатом работы хедхантера становится «умыкание» качественного спеца у конкурирующих с заказчиками компаний. Мотивации при переходе вполне заурядные: деньги или статус. При этом самим «перебежчикам» это не всегда на руку. Некоторые работодатели относятся к «скачущему» персоналу весьма негативно. «Если ко мне перебежит сотрудник от конкурента, я, естественно, задумаюсь, – рассуждает генеральный директор компании «Метапроцесс» Кирилл Лятс. – Ведь при следующем появлении хедхантера на горизонте он, возможно, так же с радостью уйдет и от меня».


Рынок рекрутинга

Мировой доход рынка рекрутинга за 2010 г. оценивается приблизительно в $12 млрд. Из них на долю соотечественников приходится около $300 – 400 млн в год, что немало для сравнительно молодого рынка. На 2011 г. прогнозы также оптимистичные – тенденция будет сохраняться.


 

«Все средства хороши»

Существует понятие черного хедхантинга, но оно довольно размыто. Вообще, все, что связано с переманиванием специалистов из компании в компанию, можно назвать черным хантингом, так как зачастую эти действия плохо сказываются на бизнесе коммерческой структуры, из которой сотрудник «убежал». Так, к примеру, в январе 2011-го руководитель коммерческого департамента проекта «Одноклассники» Татьяна Хандурова заняла место коммерческого директора самого популярного блогхоста России LiveJournal. Пока еще рано судить о будущих потерях социальной сети, из которой ушел топ-менеджер, но для «Живого журнала» это повод для радости – их новый управленец обладает огромным опытом работы в области рекламы, так что свои лидирующие позиции сервис только укрепит. В то время как для «Одноклассников» это немалая проблема: ресурс не лидер и занимает вторую позицию, после сети «Вконтакте», причем со значительным отрывом.

Случаи с переходом ценных топ-менеджеров из одной компании в другую нередки. И это касается не только конкурирующих фирм. В конце января 2011-го «Тройка Диалог» сообщила о назначении нового директора по привлечению частных клиентов в Сибири. «Светлой головой», «отловленной» хедхантерами, оказался Евгений Гайслер, семь лет проработавший в ОАО «Белон». Как угледобывающая компания будет обходиться без директора по перспективному развитию с немалым опытом, никто не знает, ровно так же, как и о убытках, которые «Белон» в связи с этим понесет.
Однако эти случаи вовсе не дают гарантии, что хедхантер найдет того, кто нужен. Очень часто используются нечистые приемы для получения гонорара. Их суть заключается в том, что хедхантер может вступить в сговор с кандидатом, повысить его требования для выбивания договора на большую зарплату. «Нередки случаи, когда «охотники» работали с конкурирующими фирмами, то есть на два фронта, – рассказывает один из хедхантеров. – При этом они выдают конфеденциальную информацию, зарабатывая в два раза больше».

Иногда случаются ситуации, когда хантинг складывается неудачно для обеих сторон – действующего работодателя и предполагаемого. Кристина Игнатович, заместитель исполнительного директора по управлению персоналом ГК «Синтез», рассказывает: «Через одно из крупнейших и старейших хантинговых агенств в Москве был осуществлен поиск генерального директора на один из активов холдинговой компании. Кандидата, прошедшего все собеседования, нашли и все согласовали с другой компанией, так как поиск гендиректора осуществлялся на объединенную группу с двумя акционерами. Но сразу после того, как все необходимые согласования прошли, и кандидату сделали предложение, он пропал, перестал отвечать на звонки и SMS. Несколько позже он все-таки объявился и отказался от вакансии, сославшись на то, что получил контрпредложение от действующего работодателя. Для всех это просто шок, так как времени прошло много, согласование кандидатуры генерального директора шло на уровне государства, полномочия действующего гендиректора специально были прекращены под невышедшего нового». Эта история служит прекрасной иллюстрацией издержек привлечения внешних кадров, когда на сам процесс работодатель повлиять никак не может, да и хедхантер не всегда надежен, находя не того человека. Подобное отсутствие гарантий вызывает закономерный вопрос: можно ли рассчитывать на то, что специалист подойдет компании и не уволится в ближайшие месяцы?

Рассказывает Кирилл Лятс: «В начале 2000-х была неприятная история с Кахой Бендукидзе. Он искал руководителей на высшие посты, но никогда не пользовался услугами агентств и решил попробовать. Компания Ward Howell (крупнейшая в России) закрыла вакансии, и один из трех новых сотрудников предал «Уралмаш», узнав все внутренние секреты и потом продав информацию конкурентам. Отчасти и из-за этой истории Бендукидзе уехал в Грузию. При этом на репутации Ward Howell это никак не сказалось. Поэтому тут имеет место полное отсутствие каких-либо гарантий со стороны хантеров. Даже обращаясь к самой крупной компании по поиску кадров, можно серьезно «попасть».

Мир хедхантинга очень опасен. В нем действует жесткая конкуренция и правит закон джунглей – «выживает сильнейший». Именно поэтому в этом деле главное – скорость работы, осведомленность и налаживание контактов. Ведь чем больше людей, находящихся на рынке, ты знаешь, тем лучше для тебя. А если вовремя подсуетиться, всегда можно успеть оторвать кусок получше. Говорит Юлия Иванова, руководитель THI Selection: «К сожалению, никакой професииональной этики и солидарности в мире хедхантеров нет, тут действует правило «кто первый встал – того и тапки». Скорее, есть этика по отношению к клиентам, политика неразглашения. Но на практике далеко не все придерживаются и ее».


Кризисная охота

До финансового кризиса наблюдался перегрев рынка, и кадровый голод был столь значительным, что при найме топовых сотрудников хедхантер получал до 70% его годовой зарплаты. В течение 2008-го цены на услуги резко изменились, и заработок за привлечение одного кадра «похудел» до 1,5-месячной зарплаты. С 2010 года этот показатель слегка улучшился, составив 2–3 оклада, и продолжает расти.


 

Дичь для охотника

Для многих людей внезапный звонок охотника – лестное признание того, что ты многого добился и действительно чего-то стоишь. Сами рекрутеры тоже черезвычайно востребованы: приличный хантер – это лакомый кусочек для HR-отдела многих компаний, потому что он способен справиться с множеством задач. Ведь даже несмотря на все негативные моменты, хедхантинг помогает бизнесу вставать на ноги. Адвокат Александр Добровинский отмечает: «Хороший хедхантер – человек, который, безусловно, очень помогает развитию компании, и без него никуда. Не представляю себе развитие ни одной современной индустрии без этого. А то, что человек уходит из компании, это не их вина. На 20% это вина сотрудника и на 80% – вина работодателя. А если сотрудника все устраивает на работе, вряд ли предложение от хантера будет для него интересно».

Любой компании, которая не хочет становиться «донором» для конкурентов и агентств, надо продумывать правильную стратегию. Она включает в себя проработанную систему мотивации для ключевого персонала. При этом HR-отдел должен не только работать на привлечение сотрудников, но и следить за тем, чтобы у работников не возникало искушения уволиться. Компании, не переживающие за персонал, знают, что за кадры не стоит бороться – с ними нужно работать!


Еще по теме