Top.Mail.Ru
архив

Онлайн для малого бизнеса

27.09.201500:00

Бурное развитие онлайн-коммуникаций переводит на новые рельсы отношения банков и клиентов не только в розничном сегменте, но и в работе с малым и средним бизнесом. Предприниматели ожидают большего удобства, скорости и мобильности. Банки перестраиваются под новую реальность. Ареной конкурентной борьбы стал интернет- и мобильный банкинг.

Три-пять лет назад кредитные учреждения активно занимались развитием сетей терминалов и банкоматов, сегодня же фокус сместился. Интернет- и мобильный банкинг в России растут опережающими темпами. По прогнозу международной консалтинговой компании J'son & Partners Consultin, доля платежей через системы дистанционного банковского обслуживания в общем обороте электронных платежных систем увеличится с 35% в 2013 г. до 50% в 2018 г. Согласно исследованию британского банка TSB, наличие быстрого и легкого интернет-банкинга является самым важным фактором при выборе нового банка.

По данным опроса Национального агентства финансовых исследований, банковскими системами дистанционного обслуживания пользуется 56% частных российских компаний. Среди компаний, использующих банковские мобильные приложения,  преобладают относительно молодые предприятия малого и микробизнеса.

Что нужно малому бизнесу от интернет-банка? Удобство работы. Доступность приложений на разных браузерах, интеграция с сервисами «Мое дело» и «Контур», работа с бухгалтерскими программами – такими, например, как «1С». Опрошенные «Ко» предприниматели хотели бы еще управлять счетами нескольких компаний в «одном окне», к месту оказался бы дистанционный валютный контроль, а также функция sms-информирования об изменении статуса обработки документов, создания справок с предзаполненными полями и многое другое, что сильно упрощает работу компаний. Удобная опция – возможность в режиме онлайн размещать средства на депозитах на разные сроки, без подписания дополнительных бумаг и лишних трат времени, а также самостоятельно осуществлять контроль лицевых счетов сотрудников. Она не требует установки промежуточных программ и создания отдельных платежек. Еще из удобных функций можно отметить реализацию заявления на отзыв платежного поручения.

По данным НАФИ, системы дистанционного обслуживания — самая популярная банковская услуга среди юрлиц, ими пользуются 56% компаний. Малый бизнес требует от банков удобных, понятных и функциональных онлайн-сервисов. В «Альфа-бизнес онлайн», например, можно бесплатно получить подробную информацию о контрагенте.

Выйти победителем в конкурентной борьбе можно только за счет постоянного развития и модернизации системы. Так, Альфа-банк на прошлой неделе объявил о начале модификации интернет-банка для бизнеса «Альфа-бизнес онлайн», интегрировав в него новое приложение для работы с рублевыми платежными поручениями. Приложение, как его прозвали разработчики – «рублевка», позволяет значительно экономить время при отправке платежей.

Приложение сделало работу с «платежками» проще и удобнее: встроенные сервисы и подсказки помогают решать основные задачи, а простой интерфейс облегчает пользование программным обеспечением. «Если человек чего-то не знает – ему это подскажут, если он нам один раз дал какую-то информацию, впоследствии мы быстро ее предоставим», – рассказывает начальник управления развития электронных продуктов для корпоративных клиентов АО «Альфа-банк» Петр Диденко. Так, например, при вводе наименования контрагента или его ИНН система автоматически заполнит большую часть полей, клиенту останется только ввести БИК и расчетный счет получателя платежа. Быстрый поиск контрагента по ЕГРЮЛ позволяет найти компанию-партнера и заполнить данные по ней всего в три действия.

В «Альфа-бизнес онлайн» уже работает функция проверки контрагента. Когда клиент вводит ИНН компании при заполнении платежки, он получает много интересных фактов о контрагенте с помощью таких ресурсов, как база данных СПАРК. Предоставляется информация не только о том, где компания зарегистрирована и кто ее возглавляет, но и как часто, например, менялся гендиректор за последнее время или сколько в отношении этой фирмы возбуждено исполнительных производств, не зарегистрирована ли она по адресу массовой регистрации юрлиц и т. д. Все эти данные клиент получает бесплатно, и благодаря этой информации он может сделать вывод, как строить отношения с партнером и стоит ли это делать.

Кстати, интернет-банк «Альфа-бизнес онлайн» в этом году отмечен в числе лучших онлайн-сервисов для бизнеса в рейтинге аналитического агентства Markswebb Rank & Report. Предприниматели часто предпочитают пользоваться им в связке с приложением для мобильных телефонов – «Альфа-бизнес мобайл». Около 180 000 предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей используют эти сервисы банка. «Более 90% основных банковских операций наши клиенты совершают онлайн, в интернет-банке и мобильном банке. Мы делаем все, чтобы процесс был простым и удобным», – говорит руководитель блока массового бизнеса АО «Альфа-банк» Денис Осин.

«Главное удобство интернет-банка – в экономии времени на документооборот и на дорогу до офиса банка, платежные поручения и выписки можно выгружать себе на компьютер или в планшет», – отмечает представитель компании из сферы развлечений. Правда, по его словам, некоторые банки не работают в онлайн-режиме. Система «банк-клиент» обновляется только раз в сутки. Чтобы платежка исполнилась «день в день», ее надо оформить до обеда. «Если бы платежные поручения проводились банком так же быстро, как, например, переводятся деньги с карты на карту у физлиц, было бы очень хорошо, – отмечает генеральный директор ООО «Грим сервис» Олег Морозов. – Хотелось бы еще, чтобы в онлайн-банке присутствовала связь со специалистом, работало оповещение, что скоро заканчивается срок действия электронного ключа для входа в систему». Среди других крупных банков, последовательно развивающих свои дистанционные сервисы для малого бизнеса, такие структуры, как «ВТБ 24», Банк Москвы, Промсвязьбанк, УБРР, «Авангард» и др. – около 20 банков «ведут в счете», за ними подтягиваются и другие игроки.

«Мы сосредоточились на скорости проведения необходимых для юридических лиц платежей. Чтобы клиенты зашли в интернет-банк, совершили все нужные им действия как можно скорее, и вернулись к основной своей деятельности, – говорит Петр Диденко из Альфа-банка. – Банк сохраняет все сведения, которые пользователь доверил нашему приложению. Если ему потом потребуется какой-то счет или денежный перевод, то мы легко сможем восстановить все данные». Банк сохранит всю информацию о контрагентах, чтобы бухгалтеры могли быстрее проводить платежи, также сделан поисковик по бюджетным платежам. «Альфа-бизнес онлайн» интегрирован с основными российскими облачными бухгалтерскими сервисами, что позволяет клиентам не терять время на рутинные операции.

Если говорить о среднем бизнесе, то его потребности во многом схожи с представителями малых предприятий. Для них важны возможность контроля за платежами и одновременно разграничение полномочий между сотрудниками, а также обмен данными с внутренними системами. «Альфа-бизнес онлайн» позволяет выделить отдельные рабочие места казначея или бухгалтера при использовании дистанционных каналов доступа. Все услуги взаимосвязаны, крупные платежи в автоматическом режиме попадают на подтверждение к тем лицам, которые их одобряют. Кроме того, в «Альфа-бизнес онлайн» реализованы полнофункциональный сервис по валютному контролю и широкий функционал для поддержки внешнеторговой деятельности предприятий (переоформление паспортов сделок, получение справок, таможенных деклараций, конвертация). Предусмотрена возможность получать уведомления по электронной почте.

С внедрения «рублевки» стартует процесс поэтапного обновления «Альфа-бизнес онлайн», который завершится в 2016 г. Будут реализованы и модернизированы наиболее востребованные бизнесом функции и модули. В Альфа-банке пояснили, что много думают над тем, как сделать так, чтобы клиентам приходилось посещать отделения банка лишь в исключительных случаях. Многое здесь зависит от различных законодательных процессов. Вместе с тем, эксперты отмечают, что активность самих банков в развитии дистанционных сервисов способна в недалеком будущем еще больше облегчить жизнь предпринимателей.