Top.Mail.Ru
архив

Опасная связь

Государство начинает давить на частные телекоммуникационные компании. Интернет-провайдерам, операторам мобильной связи и представителям других перспективных направлений предстоит вынести на себе удар мощнейшего оружия – демпинга.

Связистам стоит насторожиться: есть ощущение, что независимым от государства операторам готовят тяжелое будущее. «Связьинвест», не сумев провести в конце прошлого года конкурс по продаже второго 25-процентного пакета акций, решил отыграться на всей отрасли связи, полностью сменив идеологию. Главная в прошлом задача - подороже продаться, очаровав инвесторов, - отошла на второй план. «Бумажный» холдинг, штат которого еще не так давно состоял из четырех человек, ныне замахнулся на захват всех мало-мальски прибыльных секторов российского рынка связи. Активизация «Связьинвеста» совпала с непонятной возней в высших кругах российской связи - слухами о грядущих отставках генерального директора холдинга Наиля Исмаилова и председателя Госкомсвязи Александра Крупнова. Думается, это совпадение не случайно.

Барбаросса-телеком

На прошедшем недавно всероссийском совещании коллегии Госкомсвязи руководство «Связьинвеста» как с цепи сорвалось, выдвигая одну за другой инициативы по захвату новых для региональных «Электросвязей» рынков. Застрельщиком стал генеральный директор холдинга Наиль Исмаилов. Высказав недовольство деятельностью существующих ныне операторов сотовой связи, он фактически поставил перед региональными операторами задачу либо самим заняться мобильной связью, либо усилить контроль над коммерческими сотовыми операторами, в которых они имеют долю участия. Исмаилов напомнил о недавно образованной дочерней компании холдинга «Мобител», которая должна объединить принадлежащие регионалам пакеты акций в учрежденных ими операторах сотовой связи популярных стандартов NMT-450 и GSM-900.

Генеральную линию поддерживает и первый заместитель Исмаилова Владислав Васин. Региональные операторы получили от него выговор за то, что доступ в глобальную сеть Интернет они покупают у коммерческих провайдеров, а не у «Ростелекома» (чей контрольный пакет принадлежит «Связьинвесту»). Г-н Васин искренне возмущен тем, что до сих пор у многих местных связистов отсутствуют договоры о предоставлении услуг Интернета через «Ростелеком». В результате регионалам чуть ли не запретили пользоваться услугами других провайдеров, сославшись на то, что те являются всего лишь посредниками, поскольку сами арендуют каналы у национального оператора дальней связи. Кроме того, регионалам попеняли, что-де еще не все «Электросвязи» сами предоставляют услуги доступа в Интернет.

Впрочем, этим «Связьинвест» не ограничился: местных операторов подвергли обструкции еще и за то, что те не успели выйти на рынок предоставления услуг последней мили, радиосвязи и других наиболее динамичных направлений. Похоже, в «Связьинвесте» решили ковать железо, пока горячо…

Приятного аппетита!

Напомним, что основной статьей доходов региональных «Электросвязей» до последнего времени являлась плата за местные телефонные переговоры - так называемая абонентская плата. После кризиса она не индексировалась. По словам замдиректора «Связьинвеста» Василия Сидорова, во многих регионах тарифы покрывают лишь 20% от себестоимости. Повысить тарифы регионалам мешало одно обстоятельство: размер абонентской платы утверждали местные органы власти, которые зачастую просто не хотели идти на столь непопулярную меру из политических соображений (к примеру, МГТС уже больше двух лет ждет, когда Юрий Лужков подпишет постановление о введении в Москве повременной оплаты местных телефонных разговоров). Только в самом конце прошлого года это препятствие было устранено: право утверждать тарифы передано Министерству по антимонопольной политике. Однако тарифы до сих пор остались неизменными.

Между тем у связистов мало времени: по признанию Исмаилова, уже через три месяца им никто не позволит увеличивать тарифы - скоро выборы. Учитывая сроки подготовки подобных постановлений (хоть Исмаилов и призвал чиновников работать в две смены), есть большие сомнения в том, что связистам позволят увеличить плату за телефон.

Осознав, что на предоставлении традиционных телефонных услуг много не заработаешь, связисты вспомнили о других видах связи. За время существования свободного рынка коммерческие операторы уже успели создать вполне приличный по обороту рынок новых телекоммуникационных услуг. Так почему бы теперь, когда рынок уже достаточно развит, на нем не появиться предприятиям «Связьинвеста»?

Стоит упомянуть, что руководство холдинга, призывая к завоеванию новых рынков, вряд ли имело в виду создание дочерних компаний, которые в конкурентной борьбе будут отвоевывать место под солнцем. Ведь это неминуемо потребует значительных затрат на маркетинг, рекламу и т.п. Словом, конкуренция с коммерческими операторами стоит очень дорого, а опыт и профессионализм находятся на стороне последних. Однако есть более эффективный способ борьбы - демпинг. Дело в том, что коммерческие операторы - к примеру, провайдеры Интернета - не имеют собственных сетей связи и вынуждены арендовать каналы у «Ростелекома», а номерную емкость - у местных связистов. Естественно, владельцы канала всегда имеют возможность назначить за него меньшую цену, чем частный оператор, который этот канал арендует. Кризис лишь ускорил процесс - у провайдеров уменьшился запас прочности, чем не преминули воспользоваться связисты.

Первыми пали старейшие провайдеры Интернета, успевшие обзавестить региональной сетью - «Совам Телепорт», «Деловая сеть», «Глобал Один» и др. Традиционные связисты перехватили у них местных провайдеров, предложив существенно более низкую цену, на которую те в силу стесненного материального положения не могли не пойти. Затем настала очередь и самих «перебежчиков». Сегодня клиенты провайдеров переходят к тем, у кого меньше цены, - в местные «Электросвязи» и городские телефонные сети. Впрочем, провайдерам, как правило, оставляют шанс выжить. Точнее, не самим фирмам, а их сотрудникам. Ведь они умеют делать то, чему местный связист никогда не учился, - работать с клиентами. Как рассказал пожелавший остаться неизвестным региональный провайдер, к нему уже приходили чиновники из местной связи с предложением присоединиться.

Провайдер осведомился: - Вы собираетесь нас купить? - Нет, мы предлагаем вам пойти к нам начальником отдела Интернета. Можете взять с собой кого-нибудь из вашей команды. А оборудование как-нибудь оформим... А если вы не согласитесь, то через месяц «умрете», а мы к тому времени найдем другого начальника отдела...

«Ростелеком» подминает под себя «Связьинвест»?

Между тем поеданием коммерческих операторов «Связьинвест» не ограничивается. В холдинге вспомнили об одной старой идее, благополучно похороненной еще в 1996 году, - о получении холдингом операторской лицензии. Раньше в «Связьинвесте» об этом предпочитали не говорить, справедливо опасаясь обвинений в монополизме и т.п. Теперь разговоры о лицензии вновь стали уместными. Кроме того, Наиль Исмаилов вдруг заявил, что победитель прошлого конкурса по «Связьинвесту» - компания Mustcom предложила ни много ни мало слить «Связьинвест» и «Ростелеком» в одну компанию. Примечательно, что в самом «Связьинвесте» мнения на сей счет сложились самые разные.

Генеральный директор Наиль Исмаилов: «Mustcom выдвинул такое предложение, но слияние совершенно невозможно».

Первый заместитель гендиректора Владислав Васин: «Это не только возможно, но и вполне логично и легковыполнимо с технической точки зрения. Я думаю, что эту идею с одобрением воспримут как в «Связьинвесте», так и в «Ростелекоме». Осталось получить согласие акционеров».

Заместитель гендиректора Василий Сидоров: «Это очень сложно сделать, и вряд ли на это пойдет государство, учитывая, что, по нашим оценкам, в случае объединения обеих компаний государство теряет контрольный пакет над холдингом даже без намеченной продажи второй четверти акций «Связьинвеста».

В общем, позиция холдинга пока неясна. А что же второй участник предполагаемой сделки - «Ростелеком»?

Намеренно или случайно, но последние инициативы «Связьинвеста» очень на руку «Ростелекому». Выход региональных связистов в Интернет через «Ростелеком» принесет последнему ощутимую прибыль (по оценкам экспертов, около $30 млн). Повышает трафик «Ростелекома» и намерение местных «Электросвязей» заняться, к примеру, предоставлением услуг последней мили.

Кроме того, еще вопрос, кто больше выиграет от слияния - Связьинвест» или «Ростелеком». Конечно, ценность холдинга при слиянии с национальным оператором возрастет. Однако объединение компаний - это, возможно, самый лучший выход для «Ростелекома» из нынешней ситуации. Ведь так или иначе, но «Связьинвест» твердо намерен получить операторскую лицензию. А если холдинг станет оператором, то наметившаяся в прошлом году тенденция, когда территориально близкие региональные «Электросвязи» объединялись для создания альтернативной «Ростелекому» междугородной сети, получит национальное развитие.

В этом случае национальному оператору останется либо попытаться объединиться с холдингом, либо... подмять под себя «Связьинвест».          

И первые шаги в этом направлении, кажется, уже сделаны. Еще осенью прошлого года в Госкомсвязи пошли упорные слухи о недовольстве председателя комитета Александра Крупнова гендиректором «Связьинвеста» Исмаиловым и о скорой отставке последнего. В этом году Крупнов подтвердил эти предположения, заявив, что Исмаилов будет снят до 4 марта. Почти одновременно появились слухи об отставке самого Крупнова, причем в последние дни некоторые чиновники Госкомсвязи говорят об этом как о вопросе решенном.

А между тем в «Ростелекоме» недавно прошло заседание совета директоров, где обсуждался довольно любопытный вопрос - о создании резерва на должность гендиректора национального оператора. Что касается судьбы нынешнего руководителя «Ростелекома» Олега Белова, то он, по словам некоторых его сотрудников, метит намного выше. Осталось выяснить, чье кресло он займет - генерального директора «Связьинвеста» или председателя Госкомсвязи...

Еще по теме