Top.Mail.Ru
архив

Осколки взрыва

Пассажиры в лондонском аэропорту Хитроу, в Цюрихе и в других городах, ожидавшие рейсов компании Swissair, 2 октября неожиданно узнали о том, что улететь они не смогут и должны сами искать другие возможности для продолжения своего путешествия. Некоторые из них испытали шок. Конечно, многие из пассажиров слышали, что дела у компании идут не очень хорошо, но никто из них не предполагал, что можно остаться в аэропорту, даже имея на руках билеты. Все-таки швейцарская марка подразумевает надежность и стабильность. Этот кризис был вызван отнюдь не безумными террористами, а беспечностью топ-менеджеров компании Swissair, которая не смогла оплатить расходы по обслуживанию своих лайнеров. Несколько самолетов было арестовано в Хитроу. А в Цюрихе поставщики топлива отказались заправлять самолеты топливом. Их примеру последовали и другие фирмы. 2 октября были отменены все рейсы, которые не возобновились и на следующий день. «У нас нет денег на топливо», – пояснил агентству Bloomberg пресс-секретарь Swissair Патрик Жандрен. Кризис в бизнесе авиакомпании усугубился в связи с резким падением спроса на авиаперевозки после недавних терактов в США. Но еще до трагических событий 11 сентября перед компанией остро стояла проблема выплаты долгов в объеме $10,5 млрд. Сегодня сумма долгов уже в 38 раз превышает капитализацию самой компании. Долги стали результатом неудачной попытки расширить присутствие Swissair на зарубежных рынках. Программа спасения компании, разработанная председателем совета директоров Марио Корти в начале нынешнего года, была нацелена на обеспечение финансирования за счет продажи непрофильного бизнеса и сокращения расходов. Но выполнялась она очень неторопливо. Самолеты компании продолжали летать полупустыми. Вновь они поднялись в воздух только после того, как правительство Швейцарии срочно выделило кредит в размере 450 млн швейцарских франков ($277,3 млн). Этих денег должно хватить на выполнение рейсов в соответствии с расписанием до 28 октября, когда на 2/3 маршрутов Swissair сменит ее «дочка» – Crossair. Swissair собирается продать свою долю в Crossair (70,4% ) за $160,4 млн банкам UBS и Credit Suisse Group. В отношении других дочерних компаний – SAirGroup, SAirLines и Flightlease – будет возбуждена процедура банкротства. В пресс-службе российского представительства швейцарской компании уверены, что у Swissair есть потенциал для преодоления кризиса. По словам Сергея Рудакова, директора аэропортового комплекса «Домодедово», куда Swissair по плану должна перевести свои рейсы из Шереметьева, компания оставила в силе свое расписание. Но если у Швейцарии все же остается своя авиакомпания, то положение бельгийского национального перевозчика – Sabena – гораздо хуже. Этой авиакомпанией владеют правительство Бельгии (50,5%) и Swissair (49,5%). По условиям предварительного соглашения Swissair должна была предоставить финансовую помощь Sabena в размере $124 млн. Естественно, после произошедших событий она отказалась от этого. Правительство Бельгии пообещало подать в суд на Swissair, но вынуждено было взять на себя обязательства по финансированию текущих расходов в течение месяца. За этот срок менеджеры Sabena должны осуществить реорганизацию компании. По сообщению CNN, схожих проблем пытается избежать и голландская авиакомпания KLM. Голландцы намерены уволить 2500 человек, а еще 12 тыс. сотрудников перевести на сокращенный график работы и существенно урезать им зарплату.

Еще по теме