Top.Mail.Ru
бизнес

Островок свободного Рунета: к чему пришел Telegram за 10 лет

Фото: Guillaume Payen / SOPA Images / LightRocket via Getty Images Фото: Guillaume Payen / SOPA Images / LightRocket via Getty Images

Telegram исполнилось десять лет. За это время мессенджер в разы увеличил аудиторию, пережил блокировки в нескольких странах и почти догнал своего главного конкурента — Whatsapp*. По случаю юбилея проекта Павла Дурова вспоминаем, как мессенджер менялся за эти годы и чем привлекал пользователей и бизнес. 

«В Telegram можно все»

В июле 2023 года Telegram впервые вошел в тройку лидеров среди онлайн-платформ в России по объему трафика (его опережают только YouTube и VK). По данным Mediascope, среднесуточный охват мессенджера в этот месяц превысил 54,3 млн человек. Серьезный рост аудитории пришелся на 2022 год на фоне начала СВО: если в феврале им пользовались в среднем 27,5 млн человек, то уже в апреле — 40,6 млн.

Его популярность растет и за рубежом: в феврале Дуров отчитался, что Telegram стал вторым по популярности мессенджером в мире после WhatsApp*. Его месячная аудитория достигла 800 млн активных пользователей, а по итогам 2022 года сервис занял шестое место в списке самых скачиваемых приложений в мире (310 млн загрузок).

Telegram - число пользователей

За десять лет работы Telegram серьезно вырос, предложив аудитории не только удобный сервис для переписки, но и множество других функций — от платформы для чтения новостей и создания собственных информационных каналов до инструментов продвижения товаров и услуг, говорит в разговоре с «Компанией» гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. «При этом сначала к мессенджеру за рубежом относились настороженно, вполне вероятно из-за происхождения Дурова. Однако ему удалось показать, что проект не имеет отношения к России, а является полноценной международной компанией», — добавляет он.

Многозадачность стала главным преимуществом проекта Дурова, считает аналитик и автор Telegram-канала RUSmicro Алексей Бойко. Продвинутый пользователь не видит альтернатив мессенджеру, где помимо переписок и видеозвонков, можно еще обменять валюту, скачать музыку и посмотреть фильм. «Есть много сервисов для разных целей, а в Telegram можно делать все это одновременно. Да, это не так удобно, зато все в одном месте. На мой взгляд, Telegram — это некий зародыш супераппа, в нем есть отдельные его черты», — добавляет собеседник.

Помощник для бизнеса

После блокировки в РФ почти всех популярных иностранных соцсетей бизнес-активность в мессенджере Дурова заметно повысилась. Туда «переезжали» и блогеры, и крупные бренды. По данным опроса «ЮKassa», половина предпринимателей в 2022–2023 годах завели Telegram-каналы. Если раньше платформа воспринималась брендами как обычный мессенджер — альтернатива популярных на тот момент Skype и Viber — и интерес к нему был ограниченным, то теперь отношение изменилось, говорит Бойко. Не последнюю роль в этом сыграли удобные чат-боты, помогающие бизнесу автоматизировать часть процессов.

Бренды пользуются мессенджером как рекламным каналом с 2017 года, но сейчас уже активно внедряют Telegram Ads — платформу для запуска таргетированной рекламы внутри сервиса, отмечает Алексей Никушин, автор Telegram-канала «Интернет-аналитика». «И вообще сейчас кажется, что любая IT-компания или бренд с относительно молодой аудиторий обязаны вести свой аккаунт в Telegram. Платформа заняла очень удобную нишу между соцсетями и корпоративными блогами: на написание текстов уходит меньше времени, а мессенджер стал гарантированным каналом доставки сообщений», — добавляет он.

По словам Бойко, Telegram не сильно уступает альтернативным платформам в плане продвижения (если, конечно, не сравнивать с Youtube и его алгоритмами рекомендаций).

По мнению директора Ассоциации электронных коммуникаций Сергея Плуготаренко, Telegram смог изменить представления о том, как можно эффективно управлять многими рутинными процессами, не превратившись при этом во «Франкенштейна». «Таким стал, например, китайский WeChat. Telegram же старается балансировать между тем, что необходимо пользователю, и дополнительным набором функционала. Уверен, что до Франкенштейна он не скатится. Знаю подход Дурова к проектированию и развитию коммуникационных сервисов и верю в его гений», — отмечает он. 

Но все еще без прибыли

Хотя Telegram и дает бизнесу возможность заработать, у самого мессенджера с финансами пока дела идут туго. После того, как идея с запуском TON в 2018 году прогорела, компания в надежде решить вопрос монетизации ввела Telegram Ads и премиум-подписку. К концу 2022 года, по словам Дурова, количество подписчиков превысило 1 млн.

Основатель проекта считает, что даже 3% пользователей с премиальной подпиской позволят покрыть все расходы компании — это порядка $45 млн в месяц. По мнению Бойко, подписку сложно назвать решением финансовой проблемы. Сейчас платный тариф не дает особых преимуществ его обладателям и не сильно отличается от бесплатной версии. Это, скорее, способ поддержать проект и отблагодарить его создателей, считает собеседник.

Миф о безопасности

Во многом популярность Telegram обусловлена его политикой безопасности, хотя много раз она подвергалась критике, а саму компанию обвиняли в сотрудничестве с российскими властями. Миф о том, что мессенджер остается островком свободомыслия и безопасности в Рунете противоречит здравому смыслу, говорит «Компании» источник в IT. По его словам, сохранить анонимность в нем не получится как минимум, потому что сервис привязан к номеру телефона.

«Мы знаем, что за лайк во “Вконтакте” можно получить неиллюзорный приговор. Разумеется, то же самое может грозить и за пост в Telegram. Почему этого пока не происходит? Видимо, эти проекты курируют разные ведомства. Тем, кто отвечает за Telegram, хочется, вероятно, иметь доступ к объективному срезу общественного мнения. А не затыкать дыру, где люди могут свободно высказываться. Но в том, что к любому аккаунту в Telegram имеют доступ спецслужбы — я бы не сомневался. Иначе мессенджер давно бы уже не существовал», — продолжает собеседник.

еще по теме:
Бегство из Facebook в Telegram не гарантирует анонимности
Почему бунтарство Дурова на самом деле поза, а гарантии шифрования — маркетинговый прием, объясняют эксперты по безопасности
Telegram

Вопросы есть в том числе к источникам финансирования мессенджера. По словам собеседника, личных денег Дурова или доходов от премиум-подписки явно не хватит для содержания серверов Telegram и других расходов сервиса. «На мой взгляд, источник финансирования может быть только один — государство. Почему некоторые страны блокируют Телеграм? Тоже несложно догадаться», — добавляет он.

Тем не менее вопрос безопасности для обычных людей вторичен, считает Алексей Никушин. Неизвестно, какой процент пользователей вообще включает двухфакторную аутентификацию и как часто использует секретные чаты.

«Это, может, и относительный островок свободы, но если что-то пойдет не так — его тоже смоет. Видимо, негласные правила где-то все же прописаны», — добавляет он.

* Принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ