Top.Mail.Ru
мнения

«Пандемия подстегнула интерес к образовательным платформам»

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Когда в мартовский локдаун московские школьники переходили на удаленку, мало кто предполагал, что там же они останутся и в новом учебном году. Сейчас в Москве дистанционно учатся 6–11 классы, и цифровые EdTech-платформы стали для них такой де частью их виртуального мира, как «ВКонтакте» и «Инстаграм». По оценкам экспертов выручка образовательной платформы «Учи.ру», созданной в 2012 году в Москве и уже вошедшей в топ-10 образовательных платформ мира, по итогам второго квартала 2020 года приблизилась к 400 млн руб. О том, как в пандемию онлайн-образование совершило качественный эволюционный скачок и зачем давать школьникам бесплатный доступ к программе, рассказал «Ко» Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру».

Илья, расскажите, как «Учи.ру» пережила период ограничений из-за COVID-19? Трудно было перестраиваться?

— Для «Учи.ру» этот период был непростым. Опыт перехода на удаленку большинства сотрудников был новым, многие процессы перестраивались: встречи команд, общение с пользователями и переговоры с партнерами перешли в онлайн-формат. Но пандемия придала развитию онлайн-обучения и дополнительный импульс, ускорила мощный долгосрочный тренд по направлению EdTech. И пусть она не является основным драйвером развития в 2020-м, однако она существенно подстегнула рост аудитории и интерес к образовательным платформам. Особенно заметен интерес к проектам в обучении школьников и в дополнительном образовании для взрослых. Появилась большая востребованность образовательных онлайн-продуктов. 

Еще до карантина на «Учи.ру» занимались миллионы учеников, образовательные инструменты использовали сотни тысяч учителей. Мы понимали, что школам и учителям потребуется помощь в организации дистанционного обучения, поэтому оперативно разработали ряд бесплатных решений. Например, сделали новый сервис «Виртуальный класс», который помогает обеспечить проведение видеоуроков с классом, запустили трансляции готовых онлайн-уроков по основным предметам с 1-го по 8-й класс. 

Похоже, с продуктом, учитывая развитие пандемии, угадали…

— Да, в результате спрос на эти сервисы и на платформу «Учи.ру» в целом оказался колоссальным. Востребованность инструментов для дистанционного образования отразилась на конкретных показателях. Так, например, активность на платформе выросла в десятки раз, в пиковые периоды количество уникальных пользователей доходило до 3 млн в день. Платформа стала второй в мире в категории «Образование» по посещаемости и среднему времени, проведенному пользователями на сайте, по данным SimilarWeb за апрель. 

Сейчас платформа планово развивается: мы работаем над разработкой новых курсов, ищем новые формы подачи обучающего контента и улучшаем существующие сервисы. Этой осенью запустили серию бесплатных онлайн-уроков и мастер-классов «Учабрь — пора учиться». В проекте принимают участие ведущие учителя России и популярные блогеры, журналисты, популяризаторы науки. Онлайн-уроки — один из наиболее востребованных бесплатных образовательных форматов на платформе «Учи.ру», который помогает учителям в проведении уроков, а ученикам позволяет самостоятельно закрепить пройденный материал или изучить новую тему.

Бизнез-процессы серьезно пришлось менять?

— В начале пандемии мы перевели на удаленный режим практически всех сотрудников, сегодня на удаленке находится больше 90 % команды. Вся проектная деятельность у нас была выстроена с помощью облачных инструментов (Slack, Jira, Confluence и т.д.) до пандемии. В целом, хоть это было непросто, мы достаточно быстро адаптировались к новому формату. Часть бизнес-процессов идет даже быстрее, чем раньше. Основные сложности перехода на удаленку были связаны с вопросами коммуникации, которые перешли исключительно в онлайн, и с самой «необычностью» работы удаленно. 

Что касается продукта, «Учи.ру» задумывалась и всегда была доступной онлайн-платформой. Мы разрабатывали «Учи.ру» как софт, с помощью которого дети могли бы заниматься в любое время в удобном месте. Поэтому как-то специально адаптировать продукт не пришлось, не считая того, что я упомянул ранее. А еще в связи с возросшим трафиком нарастили технические мощности, усилили работу техподдержки и другие каналы коммуникации с пользователями. 

Какие из нововведений останутся с компанией надолго? 

— Существует большая вероятность, что многие компании в будущем будут переводить часть сотрудников на частично или полностью удаленную работу, введут комбинированный тип работы. Особенно это касается компаний в ИТ-отрасли. 

Перевод школьного образования в онлайн — это временная необходимость. В долгосрочной и особенно в краткосрочной перспективе школы не откажутся от привычного формата обучения детей в классах с учителем. Но у учителей останутся удобные инструменты онлайн-образования: мы видим, что их продолжают использовать в школах. Цифровые сервисы будут нужны и востребованы, однако они не станут определяющими.

Как пандемия изменила спрос на продукты вашей компании?

— Мы быстро и стабильно росли с момента создания платформы — до карантина на «Учи.ру» регулярно занимались более 4,5 млн школьников только в России. Мы верим, что такой высокий результат был достигнут потому, что мы делаем действительно полезный, правильный продукт, который позволяет ребенку заниматься с большим интересом и изучать предметы в увлекательном формате.

«Учи.ру» менялась вместе с запросами пользователей. Долгое время мы делали контент только по школьной программе, но со временем стали получать запросы аудитории на внешкольные предметы. Первым таким новшеством стал курс по программированию для младших школьников. Мы проделали огромную работу, чтобы выпустить курс, максимально приближенный к обучению настоящему языку программирования — Python. И сегодня уже более 2,5 млн детей написали свой первый код в рамках этого курса. Еще один большой запрос от родителей, который мы видим, — на обучение гибким навыкам, так называемым soft skills. Год назад мы выпустили курс по целеполаганию, работаем над другими проектами в этом направлении. 

В компании значительно выросла выручка. Что позволило показать такую динамику?

— «Учи.ру» всегда развивалась с положительной динамикой. К созданию продукта мы подходим очень серьезно: исследуем запросы и потребности аудитории, проверяем гипотезы, а перед тем, как представить новый продукт, много раз тестируем его на каждом этапе. Платформа объединяет удобные и полезные инструменты для учителя, интересный обучающий формат для ребенка и качественный сервис для родителя, которому он может доверить обучение ребенка. Этот подход позволил добиваться положительной динамики на протяжении всего существования «Учи.ру», и мы продолжаем двигаемся в том же направлении.

Как пандемия повлияла на EdTech, что, по-вашему, ждет отрасль после нее?

— Интерес к EdTech и рост отрасли онлайн-образования наблюдался еще до пандемии. Сложившаяся ситуация с карантином лишь ускорила этот мощный долгосрочный тренд. Объем рынка цифрового образования вырос, эта сфера всего за несколько месяцев прошла путь развития, который в обычной ситуации занял бы несколько лет.

Вынужденная самоизоляция стала тем фактором, который привел к тому, что учителя и школьники стали активно использовать инструменты онлайн-обучения. Многие попробовали диджитал-формат образования впервые и оценили его возможности. Скорее всего, многие студенты, школьники да и взрослые люди продолжат пользоваться возможностями EdTech. В школах будут чаще использовать цифровые образовательные инструменты — домашнее задание онлайн с автоматической проверкой, курсы для внеурочной деятельности, проверочные работы и другие. Чему-то ученики будут учиться именно онлайн — осваивать программирование, цифровые профессии, востребованность которых растет каждый год. Вырастут и объемы обучающего контента, активно будут развиваться уже существующие EdTech-платформы, появятся новые.

Какие препятствия для быстрого развития EdTech есть в России? Как их преодолеть?

— Развитие индустрии онлайн-образования сейчас идет довольно бодро, в дальнейшем этот темп во многом зависит от инфраструктуры: от темпов внедрения инноваций в школах, от заинтересованности со стороны школ в активном использовании онлайн-инструментов регулярно. А также от методической поддержки учителей — обучения и консультирования преподавателей по вопросам работы с новыми инструментами.

Онлайн-инструменты и образование в классическом очном формате будут дополнять друг друга. Так, автоматизация проведения срезов, большие библиотеки медиаконтента, сбор аналитики и другие возможности онлайна смогут помочь учителю и при этом высвободить время на такие важные стороны офлайн-обучения, как социализация учеников, развитие гибких компетенций, тренировка навыков коллаборации.