Top.Mail.Ru
архив

Партнер Ротенберга

На создании платных дорог в нашей стране зарабатывают в основном иностранные компании. В частности, австрийская Kapsch TrafficCom не только претендует на управление новыми участками, но и готова оборудовать автоматические системы управления трафиком в крупных российских городах, чтобы победить пробки.

 

После того как строительство новой трассы Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес обернулось скандалом, французский участник проекта компания Vinci разочаровалась в своем местном партнере Аркадии Ротенберге. По данным участников рынка, объяснение простое: российская сторона не смогла обеспечить должного политического сопровождения проекта. В результате на новый конкурс ГК "Автодор" по управлению и эксплуатации в течение десяти лет платного участка дороги на трассе М4 "Дон" французы решили идти самостоятельно. В свою очередь Аркадию Ротенбергу понадобился новый партнер, и им стала австрийская компания Kapsch TrafficCom. Для этого компаньоны создали СП "Объединенные системы сбора платы". Согласно конкурсному предложению, у претендента должен наличествовать опыт в управлении дорогами не менее десяти лет и не менее 1000 км дорог на момент подачи заявки. Этому требованию австрийцы полностью соответствуют - за свою историю они оборудовали около 17 000 дорог. Победитель конкурса должен инвестировать около 100 млн евро в оборудование участка. Однако участники рынка предполагают, что австрийцы пойдут дальше. Всего до 2019 г. ГК "Автодор" планирует вложить в строительство и реконструкцию платных дорог около 1,5 трлн руб., из которых 515 млрд руб. будут привлечены за счет внебюджетных средств. Все эти проекты могут быть интересны австрийской компании.

 

Огни Казани

Официально Kapsch открыла свое представительство в РФ только в 2008 г., однако и до учреждения "дочки" она предлагала свои технические решения на российском рынке, выступая в основном поставщиком решений ITS. А в феврале 2011-го Kapsch заключила соглашение с администрацией Казани: компания будет осуществлять автоматический контроль за проездом на запрещающий сигнал светофора, за соблюдением скоростного режима и рядности движения на всех дорожных перекрестках города. Это первый подобный проект в нашей стране. Система ITS была интегрирована с инфраструктурой дорожной инспекции города - в итоге санкции применяются к нарушителям полностью автоматически, а коррупционная составляющая исключается.
По мнению участников рынка, заказ от администрации Казани может стать импульсом для продвижения компании и в других регионах. В настоящий момент Kapsch готова предложить свои услуги на платном участке трассы M4 "Дон", а также на магистрали Западного скоростного диаметра, где в настоящий момент плату взимают в основном вручную. "Система учитывает ваш стиль вождения, количество километров, которое вы проезжаете, а также массу вашего транспортного средства", - рассказывает генеральный директор Kapsch TrafficCom Russia Михаэль Вебер. По его словам, таким образом, тот, кто меньше ездит, платит также меньше, и наоборот. "Возможно, это самый справедливый способ взимания оплаты, когда стоимость напрямую зависит от преодолеваемого расстояния", - добавляет он. Кроме того, система регулирует транспортный поток в крупных городах: для разгрузки участков с наиболее частыми заторами может быть введена различная плата за пользование дорогами, в зависимости от времени суток, выходных дней или будней. К примеру, австрийская компания уже установила системы "умного" ценообразования в таких крупных европейских городах, как Лондон и Стокгольм. "Система может выявлять машины, ищущие парковочное место, и отправлять им текстовые сообщения о наличии и стоимости паркинга неподалеку. При этом стоимость внеуличной парковки будет ниже, чем расходы на поиски места на улице", - поясняет Михаэль Вебер. В настоящий момент австрийцы хотят предложить свои решения столичной администрации, однако никаких конкретных результатов добиться в Москве еще не удалось.

Если на московском уровне у австрийской компании пока не получилось прийти к ощутимым результатам, то на федеральном ей способен оказать поддержку ключевой партнер. Таким партнером австрийцев в России стал Аркадий Ротенберг, считающийся близким другом премьер-министра Владимира Путина. Предприниматель уже давно заинтересовался дорожным строительством и, по данным участников рынка, стал владельцем "Мостотреста", а также получил контроль над рядом региональных инфраструктурных активов, например, компанией "Волгомост", ответственной за строительство "танцующего" моста в Волгограде. При этом российский бизнесмен не смог без шума провести проект строительства трассы через Химкинский лес, чем настроил против себя своего партнера Vinci. У французской компании даже позднее был вынужден просить прощение Владимир Путин. "Хочу извиниться за те задержки, которые возникли в связи с необходимостью более тщательного анализа экологических последствий этого проекта. Благодарен вам за понимание этой ситуации", - заявил премьер-министр на встрече с активом ассоциации "Франко-российский диалог" в начале лета 2011 г.

 

Битва за трассу

Основным заказчиком Kapsch может стать ГК "Автодор". В настоящий момент госкорпорация проводит конкурс на управление вторым платным участком трассы М4 "Дон" между 225-м и 633-м километрами дороги. В отличие от концессионного соглашения, операторский контракт не обязывает компанию осуществлять работы по строительству дорожного полотна. Для участия в конкурсе Kapsch выступила вместе со структурами Аркадия Ротенберга и вошла в состав компании "Объединенные системы сбора платы". Предприятие, объединившее "Мостотрест", Aegrotus и Kapsch TrafficCom Russia, было основано специально для участия в тендере. В конце июня 2011 г. ГК "Автодор" сообщила о том, что обе компании, Kapsch и Vinci, были допущены к следующему туру конкурса. Как заявил "Ко" первый заместитель председателя правления ГК "Автодор" Сергей Кельбах, шансы игроков примерно равны. "У Kapsch есть опыт работы в Восточной Европе, в тех странах, где стала вводиться система взимания платы, в частности в Польше. Одним из главных критериев было наличие опыта эксплуатации платных дорог протяженностью не менее 1000 км. В этом смысле Kapsch устроила нас, как и второй участник конкурса. Они имели совершенно равные возможности и прошли предварительный отбор", - объяснил он. При этом, по словам топ-менеджера, казанский опыт Kapsch организатор конкурса не изучал, и этот проект при рассмотрении заявки полностью не учитывался.

Как говорит источник "Ко" в ГК "Трансстрой", требования "Автодора" при выборе подрядчика на реализацию проекта по М4 "Дон" ограничивали возможности отечественных компаний по участию в конкурсе. "В основном по причине того, что в России до последнего времени не было платных дорог, а требования касались именно опыта в сфере услуг по эксплуатации, и это не только поддержание дорожного полотна в надлежащем виде и качестве, но и функционирование пунктов оплаты, эвакуация, определенные требования к персоналу, инженерному составу компании и пр. То есть требования касались спектра услуг, которые в России никогда не оказывались", - рассказывает источник. Сам подход в проведении такого комплексного конкурса, когда выбирается и проектировщик, и строитель, и эксплуатирующая организации в одном лице, - новое явление на рынке. При этом, по данным источника "Ко", все торги "Автодора" проходят не в рамках №94-ФЗ, а готовятся в регламенте самой организации. В открытых источниках практически невозможно найти положение о торгах государственной компании. Все требования к подрядчикам - критерии и ранжирование - готовятся под каждый конкурс и определяются экспертным заключением внутри "Автодора". "Торги проводятся не по №94-ФЗ, а потому у многих игроков рынка вопросы к торгам "Автодора" остаются без ответа", - констатирует источник.

 

"Дорога смерти"

На данный момент прогнозировать окончательный выбор "Автодора" крайне сложно. "Сейчас шансы обеих компаний равны. Они продолжат борьбу во втором этапе конкурса, когда участники должны представить конкурсные предложения в соответствии с проектной документацией участков автодороги и проект операторского контракта", - говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его словам, Kapsch TrafficCom участвует в тендере с российским партнером, который при необходимости "сможет оказать австрийской компании необходимую поддержку в изучении нашего рынка". Впрочем, по данным участников рынка, на сегодняшний момент трасса М4, за предоставление услуг на участке которой борется австрийская компания, по-прежнему остается одной из самых опасных магистралей в России, что отражают статистика ДТП и распространенное в народе названием автострады - "дорога смерти".

Если австрийцы не победят в конкурсе, Kapsch TrafficCom может предоставить свои услуги для эксплуатации всех платных автомагистралей, которые планируется проложить на территории нашей страны. "Сегодня в России разрабатывается целый ряд проектов платных дорог, большая часть из них будет сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге. В Северной столице готовится конкурсная документация на привлечение инвесторов к строительству Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля. Первым проектом уже интересуются четыре пула инвесторов, включающих как российские, так и западные компании. В столице же первым платным проектом могла бы стать Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), но реализация этого проекта все время откладывается", - напоминает управляющий активами УК "БКС" Николай Солабуто. По его мнению, на все эти проекты может претендовать Kapsch TrafficCom. Единственным конкурентом австрийской компании является бывший партнер Аркадия Ротенберга - французская Vinci Concessions. Все остальные коммерческие структуры, в первую очередь российские игроки, просто не способны участвовать в конкурсе, так как не могут похвастаться многолетним опытом управления платными дорогами. А это обязательное условие со стороны ГК "Автодор". К октябрю 2011 г. обе компании должны представить собственные схемы и предложения по взиманию платы с трассы. Итоги конкурса планируется подвести до конца 2011 года.


Проекты платных дорог в России

Москва - Санкт-Петербург (полный дублер Ленинградского шоссе) -  684 км

Центральная кольцевая автодорога - 202 км

Ремонт М3 "Украина" - 143 км

Данные: ГК "Автодор"