Top.Mail.Ru
архив

По пути Ким Ир Сена

МИНИСТЕРСТВО путей сообщения будет участвовать в проекте восстановления северокорейских железных дорог, надеясь таким образом переключить на Транссибирскую магистраль часть грузопотока из Южной Кореи в Европу. На сегодняшний день Южная Корея является фактически островным государством, поскольку не имеет наземного сообщения с "большой землей", и все грузы отправляет морем, что занимает 35 - 40 суток. Однако в последнее время руководители двух соседних Корей договорились о воссоединении своих железнодорожных магистралей. Осуществление этого проекта дало бы Южной Корее желанный выход на материк, и она могла бы часть грузов возить по суше, что существенно быстрее (от Сеула до западной границы России поезд дойдет за 11 дней) и дешевле (доставка одного двадцатифутового контейнера будет обходиться на $200 - 300 меньше). В свою очередь, КНДР и Россия получили бы немалую прибыль от транзитных перевозок. Россия к тому же смогла бы более полно использовать Дальневосточную и Забайкальскую железные дороги. Сейчас из 600 тыс. контейнеров, отправляемых ежегодно из Азиатско-Тихоокеанского региона, по Транссибу идет всего 30 тыс. В МПС полагают, что после соединения железных дорог Южной и Северной Кореи Транссиб сможет ежегодно получать еще 100 - 150 тыс. контейнеров. За доставку одного контейнера от восточной границы до западной железные дороги получают $1100, так что нетрудно подсчитать, какой выигрыш будет от переведения стрелок.

Ради этого МПС даже готово помогать Республике Корея восстанавливать ее дороги и готовить специалистов для их обслуживания в Хабаровском университете. По словам первого заместителя министра путей сообщения Александра Целько, "МПС готово инвестировать столько, сколько нужно, чтобы забрать на себя 100 - 150 тыс. контейнеров ежегодно".

Северокорейский участок дороги требует значительных инвестиций. Делегация МПС, посетившая КНДР, констатировала, что этот участок хоть и функционирует, но в нынешнем состоянии не осилит предполагаемую нагрузку (дорога на этом участке однопутная и не электрифицирована). По сути дела, на участке протяженностью 930 км нужно построить дорогу заново. МПС готово взять это на себя при условии гарантий, что грузопоток пойдет по ветке - Пусан - Хасан, а не через Китай и Казахстан, а лишь потом по российской территории. В качестве условия российская сторона выдвинула также требование проведения недискриминационной тарифной политики. При прочих равных составляющих возить грузы через две границы будет заведомо проще, чем через четыре.

МПС планирует в конце нынешнего - начале будущего года открыть в Северной Корее и Южной Корее представительства компании "Российские железные дороги" и провести презентацию Транссиба и его современных возможностей. По мнению Целько, корейские товаропроизводители в своих представлениях о российских железных дорогах отстали лет на десять, поэтому "необходимо проводить долгую разъяснительную работу".

Еще по теме