Поблагодарив, отказались
После приобретения подразделения компании Merck&Co. по производству безрецептурных препаратов химическому и фармацевтическому концерну Bayer будет непросто реализовать заявленные ранее притязания на роль мирового лидера в своей отрасли.
Переговоры уже вышли на финишную прямую, однако Марейн Деккерс, глава концерна Bayer (годовой оборот $40 млрд), нашел время, чтобы пару раз ударить по футбольному мячу. 56-летний голландец отбивал мяч головой, показал свое мастерство в дриблинге, а затем передал пас партнеру по игре, 17-летнему бразильцу.
"Выступление" Деккерса в фойе главного офиса концерна, расположенного в Леверкузене, было презентацией мяча Brazuca. В середине июня им начнут играть на чемпионате мира по футболу в Бразилии; при изготовлении мяча применяются некоторые синтетические материалы, производимые Bayer. Но решающий гол Деккерс забил несколько дней спустя, когда объявил о покупке подразделения американской Merck&Co. по производству безрецептурных препаратов. Сумма сделки составила около 10 млрд евро.
Прибыль без рисков
Однако ликование на бирже по поводу второго по величине приобретения, сделанного Bayer за свою 150-летнюю историю (первый - покупка Schering в 2006 г.), было достаточно скромным. Курс акций Bayer практически не изменился: многим акционерам сумма сделки показалась завышенной; к тому же ее ждали уже на протяжении нескольких недель.
Скептицизм вызывает и заявление Деккерса о намерении сделать Bayer номером один на мировом рынке безрецептурных препаратов. Заключенную сделку он назвал "важным этапом на пути к лидерству". При этом, однако, Деккерсу предстоит долгий и каменистый путь.
Дело в том, что отставание от лидера, компании GlaxoSmithKline, весьма значительно. Британская фирма как раз недавно поглотила подразделение по выпуску безрецептурных препаратов своего швейцарского конкурента Novartis, тем самым повысив собственный годовой оборот примерно на $10 млрд. Компания Bayer, перспективный оборот которой оценивается в $7,4 млрд (5,5 млрд евро), находится далеко позади. К тому же число кандидатов, с чьей помощью Bayer хочет догнать и перегнать GlaxoSmithKline, невелико, а конкуренция вокруг них высока.
В профессиональных кругах безрецептурные лекарства называют препаратами категории OTC - их можно продавать просто как товар в магазине, через прилавок (по-английски over the counter). Продажи повседневных лекарств, от аспирина до "Алка-Зельцер", являются лакомым куском для производителей. Несмотря на то, что уровень прибыли тут ниже, чем в сегменте рецептурных препаратов, тем не менее 15-20% - тоже весьма внушительны цифры. Кроме того, препараты OTC представлены на рынке уже многие годы, поэтому недовольство и жалобы по поводу внезапно проявившихся побочных действий или неблагоприятных результатов клинических исследований встречаются редко. Согласно оценке Норберта Хюльтеншмидта, совладельца и эксперта в области фармбизнеса из консалтингового агентства Bain, ежегодно по всему миру таких препаратов продается на сумму около $200 млрд.
Прежде чем заключить сделку с Merck&Co., Деккерс хорошо "размялся". Около года назад концерн Bayer приобрел менее крупного конкурента Steigerwald (Дармштадт), занимавшегося производством препаратов растительного происхождения (среди них - применяемый при заболеваниях желудочно-кишечного тракта "Иберогаст"). На протяжении уже нескольких месяцев Деккерс работает над покупкой китайской фармкомпании Dihon, сделка запланирована на второе полугодие.
Для того чтобы догнать GlaxoSmithKline, этого ничтожно мало. Более крупные кандидаты на приобретение - редкость. Правда, британцы и Bayer своими недавними покупками усилили давление на оставшихся на рынке более мелких производителей, таких, как немецкие Merck и Boehringer Ingelheim. "Теперь таким фирмам, как эти, следует серьезнее, чем когда-либо, задуматься над перспективами своего бизнеса по производству безрецептурных препаратов в условиях нарастающей консолидации рынка", - говорит инсайдер, пожелавший остаться неназванным.
В настоящее время компании не планируют расставаться с этими частями своего бизнеса. Фармацевтический и химический концерн Merck, объединенный с одноименной американской компанией, от продажи отказался. Фирма, акции которой котируются на фондовых биржах Германии (годовой оборот - около 480 млн евро), намерена сохранить производство безрецептурных препаратов, например "Називина". Совсем недавно ее руководству удалось вывести эту часть бизнеса из затяжного кризиса.
У Boehringer Ingelheim тоже нет никакого желания что-либо продавать. Благодаря обезболивающим препаратам, таким как "Бускопан" и "Томапирин", компании удалось успешно занять нишу на рынке; годовой оборот в этом сегменте составляет 1,5 млрд евро.
Деккерс умеет справляться с трудностями, и поэтому он выдвинул лозунг о необходимости роста в сегменте безрецептурных препаратов за счет собственных сил. Большие надежды он возлагает на расширившийся после приобретения соответствующего подразделения Merck&Co. ассортимент продукции. К такой "классике" Bayer, как аспирин, "Алка-Зельцер", "Канестен" (противогрибковое средство) и "Бепантен" (средство по уходу за кожей), добавляются противоаллергический препарат "Кларитин" и средства по уходу за кожей ног "Шолл".
В ожидании продления контракта
До сих пор американский концерн реализовывал свои лекарства только на внутреннем рынке. В этом Деккерс видит свой шанс. Используя новые мощности по сбыту продукции, концерн Bayer намерен активнее продавать препараты Merck в других странах. "Интерес с точки зрения внедрения международных безрецептурных препаратов представляют Южная Америка, Китай, страны Южной Европы, Скандинавские государства и Польша", - считает Тимо Зоммерфельд, руководитель мюнхенского консалтингового агентства Abolon, специализирующегося на фармотрасли.
За счет мировых продаж препаратов Merck Деккерс рассчитывает получить дополнительный прирост к годовому обороту в размере 400 млн евро. При этом он намекнул, что намерен действовать агрессивно.
Но каким бы ни было увеличение прибыли Bayer, этого все равно недостаточно, чтобы догнать GlaxoSmithKline. "Только за счет органического роста Деккерсу не удастся в ближайшие пять лет достичь цели и сделать свою фирму лидером на рынке безрецептурных препаратов", - считает Зоммерфельд.
Поэтому Деккерсу, видимо, не остается ничего иного, кроме как довольствоваться "более мелкими приобретениями", о которых он говорил после покупки Merck. В поле зрения его специалистов по расширению бизнеса, ежегодно оценивающих 25-30 кандидатов на приобретение, теперь могут попасть производители среднего уровня, такие как баварская Bionorica (производит средство против простуды "Синупрет"), бельгийская Omega Pharma (пищевая добавка "Абтай") или франкфуртская Merz Pharma Group, занимающаяся производством специальных драже. Эксперты видят в них в лучшем случае потенциальных кандидатов на тот случай, если владельцы когда-нибудь решат что-либо продать, хотя на данный момент никаких признаков подобных намерений с их стороны нет.
По мнению Оливера Шеля, совладельца и эксперта фармацевтической отрасли консалтингового агентства A.T. Kearney, не лишены смысла инвестиции в производство эффективных косметических средств, новых медицинских измерительных приборов или электронных устройств медназначения. "Компании, всерьез претендующие на расширение бизнеса, предлагают свои товары и услуги в том числе и за пределами классического сегмента безрецептурных препаратов; ориентированные на потребителя продукты в сфере здравоохранения позволяют им существенно укрепить позиции", - считает Шель.
Все это тоже может помочь Деккерсу. Однако вопрос о том, удастся ли ему увидеть рывок концерна Bayer к лидерству на рынке безрецептурных препаратов, будучи его директором, остается открытым. Его контракт истекает в следующем году, и он пока не продлен. "По данному вопросу нет ни резолюции, ни ее проекта", - заявил председатель наблюдательного совета Вернер Веннинг в ходе недавнего общего собрания акционеров. Это немного странно: во многих компаниях принято продлевать контракт руководителя примерно за год до его истечения.
Не то чтобы члены наблюдательного совета были серьезно недовольны работой Деккерса. С момента вступления в должность он сумел более чем вдвое повысить курс акций компании. Тем не менее Деккерсу стоит начать задумываться над тем, что следующий контракт продлится вместо пяти лет только три года, после чего он в 2017 г., когда ему исполнится 60, должен будет вернуться вместе с супругой в США.
Мяч для следующего чемпионата мира по футболу (пройдет в 2018 г. в России), в котором будут использованы синтетические вещества, производимые концерном Bayer, представлять, по-видимому, будет уже другой глава компании.