Почему "Трансаэро" все-таки будут банкротить
В августе практически все эксперты и участники рынка не верили в банкротство «Трансаэро» и лишение компании сертификата летной годности. Сегодня вопрос банкротства практически решен.
«Аэрофлоту» не нужны долги «Трансаэро», которые оцениваются в 250–260 млрд руб. Он не отказался бы от маршрутной сети и, возможно, нескольких самолетов. А вопрос перевозки пассажиров, уже купивших билеты умирающей авиакомпании, «Аэрофлот» как-нибудь да решит.
Почему государство отказалось финансово поддержать «Трансаэро», тоже понятно. Во‑первых, денег в бюджете нет, во‑вторых, вряд ли при прежнем руководстве они были бы возвращены. Но существовал и третий вариант спасения авиакомпании: своего рода санация, как у банков. Можно было поставить новое руководство, оптимизировать расходы, маршрутную сеть, отазаться от убыточных направлений и лишнего парка. И авиакомпания заработала бы, и вновь начала бы приносить прибыль. И банкам не пришлось бы списывать убытки.
Кстати, очень сильно может пострадать Новикомбанк, близкий к «Ростеху». Он выдал «Трансаэро» кредитов на 8 млрд руб. Если бы перевозчик продолжил летать, банк мог бы избежать 100‑процентного резервирования средств. Один из банков, МФК, предложил передать 75% плюс одну акцию «Трансаэро» в управление кредиторам, которые спишут долги компании в размере 20%.
По сути, это та же санация. Банки-кредиторы, а их около 10, были готовы полностью рефинансировать долг «Трансаэро» (около 90 млрд руб.), но не все. Альфа-банк, Промсвязьбанк, Сбербанк и ФК «Открытие» уже не верят в возможность спасения перевозчика. Сбербанк и Альфа-банк готовятся подать иски о банкротстве авиакомпании.
Почему же чиновники не выбрали этот вариант, а предпочли подставить банки? «Во‑первых, в России просто не существует такого менеджмента, который мог в данный момент исправить ситуацию. Во‑вторых, в случае продолжения работы «Трансаэро» рынка, на котором банки могли бы вернуть деньги, сегодня нет», – убежден глава консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
По его мнению, чтобы сбалансировать рынок, требуется убрать не только все самолеты «Трансаэро», но и еще около сотни воздушных судов. В сентябре «Трансаэро» выдали на операционную деятельность 5 млрд руб. Компания частично оплатила долги по зарплате, топливу и пр. и продолжила летать. Но за сентябрь сумма лизинговой задолженности выросла на 7 млрд руб. Продолжение деятельности авиакомпании просто увеличивает ее убытки.