Top.Mail.Ru
политика

Подрыв печатного станка и налет на ЦБ: как развивается суданский конфликт

Пока суданские военные сражаются друг с другом, гражданское население бежит в соседние страны, в том числе в Саудовскую Аравию. Фото: Saudi Press Agency / Keystone Press Agency / Global Look Press Пока суданские военные сражаются друг с другом, гражданское население бежит в соседние страны, в том числе в Саудовскую Аравию. Фото: Saudi Press Agency / Keystone Press Agency / Global Look Press

В Судане продолжается конфликт между Вооруженными силами и «Джиннами на коне» — Силами быстрого реагирования, созданными на базе ополченция. Источники сообщают уже о тысяче погибших, а также о сотнях тысяч гражданских, вынужденных на фоне перестрелок покинуть свои дома. По словам арабских экспертов, ОАЭ и Саудовская Аравия определились в своих симпатиях в этом конфликте, однако на прямую поддержку той или иной стороны пока не решилась ни одна страна. 

Вооруженное столкновение

Вооруженные силы Судана (армия страны. — Прим. ред.) взорвали печатный станок Центрального банка, пытаясь помешать Силам быстрого реагирования (RSF или «Джинны на коне») печатать деньги для финансирования своих операций. Об этом сообщил Bloomberg со ссылкой на лиц, осведомленных о ходе конфликта.

RSF, в свою очередь, осуществила вооруженный налет на Центробанк, рассказал неназванный иностранный дипломат в разговоре с изданием. Этот факт также подтвердил сотрудник, оказывавший помощь пострадавшим в результате налета.

Ущерб, причиненный Центральному банку Судана, стороны не раскрыли. Также неясно, удалось ли RSF разграбить какой-либо из золотых резервов ЦБ. Представители обеих сторон не ответили на запросы, связаться с финансовым регулятором журналистам также не удалось.

«Армия страны “атаковала позицию RSF на заводе по печатанию валюты в Хартуме”», — отмечают Силы быстрого реагирования в своем Twitter. При этом данные о том, что ЦБ находится под контролем RSF, звучат впервые: весной подразделение заявляло лишь о контроле над аэропортами в городах Хартум и Мерове, а также над авиабазой в последнем (данные телеканала Al Jazeera. — Прим. ред.).

Нарушение перемирия

Весной Госармия объявила о выходе из переговоров в Саудовской Аравии, направленных на поиск решения конфликта. В середине апреля в столице Судана Хартуме произошла перестрелка между армией и «Джиннами на коне», причем стороны обвинили в нападении друг друга. Конфликт распространился на другие районы страны.

Так, армия Судана сообщила, что отбила нападение в городе Эль-Обейд, в результате чего силы мятежников понесли серьезные потери. Представители ополченцев же заявили, что военные совершили удары в Хартуме «с применением авиации и тяжелой артиллерии».

За шесть недель конфликта, по данным Bloomberg, погибло более тысячи человек. Сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома. Силы быстрого реагирования заявили, что решительно осуждают ВС Судана и их сторонников, связанных с режимом бывшего диктатора Омара аль-Башира, за нарушение соглашения о прекращении огня и гуманитарных договоренностей.

Причины конфликта

В Судане, одной из беднейших стран Африки, две конфликтующие стороны — Вооруженные силы и Силы быстрого реагирования, созданные на базе сил ополчения «Джанджавид». При этом они далеко не всегда находились по разные стороны: в 2019 году армия при поддержке ополчения «Джанджавид» свергла правителя страны аль-Башира, и две крупнейшие военные структуры поделили власть.

Президентом страны тогда стал командующий армией генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан. «Джанджавид» стал называться RSF, а его начальник Мохамед Хамдан Дагало (Хемедти) занял должность вице-президента Судана.

Армия закрепила за собой контроль над нефтяной отраслью, под управление RSF отошли алмазы и золото, поясняетполитолог Евгений Трифонов. Вице-президент Хеметди организовал сотрудничество с инвесторами, разрабатывавшими золотые жилы, наладил торговлю скотом. Военные мощности Сил быстрого реагирования также шли в дело: бойцы RSF ездили воевать в Йемен, что хорошо финансировалось со стороны Саудовской Аравии и ОАЭ. Таким образом, теневая армия начала становиться популярнее Вооруженных сил: высокая оплата обеспечивала наплыв добровольцев.

Такое положение дел не устроило аль-Бурхана: он решил интегрировать отряды RSF в состав армии. Но у сторон возникли разногласия в том, какой должна быть новая структура безопасности. Не сошлись они и в вопросе, кто должен возглавить Вооруженные силы, — профессиональный военный или гражданский лидер. Все это вылилось в апрельское восстание Сил быстрого реагирования.

В начале мая МИД Южного Судана заявил, что аль-Бурхан и Хеметди договорились установить с 4 по 11 мая недельное перемирие. Они также согласились определить представителей для переговоров. Тогда профсоюз врачей Судана сообщал о 400 погибших и 1,9 тысячи раненых гражданских лиц в результате конфликта.

Поставить точку в нем, по мнению Трифонова, могли бы крупные игроки, такие как Россия, Китай, США или Европа. Но они вмешиваться в суданский конфликт пока не стремятся. Саудовская Аравия, по словам арабских экспертов, склонна поддерживать в нем сторону официальной армии аль-Бурхана. ОАЭ же, по их же сведениям, — на стороне Хеметди и его СБР. При этом официальных данных об оказании военной помощи этими странами конфликтующим сторонам нет.

В последнее время Хемедти рисует образ аль-Бурхана как исламского экстремиста, что политологи объясняют желанием привлечь симпатии Запада. Однако экс-лидеру «Джанджавида» мешает репутация этого ополчения, вошедшего в историю в том числе своими зверствами.

Россия, в свою очередь, заявила о готовности содействовать мирному урегулированию ситуации в Судане — в частности, предоставить площадку для переговоров. В то же время в МИД РФ выступили против вмешательства иностранных государств в суданские дела, отметив, что страна должна самостоятельно разобраться в собственных проблемах.

Еще по теме