Полет фантазии
Но это с позиции самих сотрудников. С точки зрения работодателя все проекты, повышающие мотивацию персонала, так или иначе, требуют денежных вливаний. Помимо традиционных инструментов стимулирования (зарплата, ДМС, кредиты и т.п.), каждая коммерческая структура выбирает разные методы повышения мотивации, используя стандартные и если позволяют ресурсы, а также фантазия, необычные технологии. Так, одни компании в первую очередь ориентируются на развитие и обучение сотрудников. Помимо традиционных внутренних тренингов, курсов повышения квалификации и дополнительного образования, некоторые работодатели предоставляют действительно уникальные возможности. Например, для топ-менеджеров организовываются индивидуальные встречи с западными гуру и экспертами, специализирующимися в той или иной области, или стажировки в офисах западных компаний-партнеров. Очень популярным инструментом мотивации сотрудников в последнее время стала возможность дистанционной работы. Пока не каждый работодатель решается на это, влияет и специфика деятельности компании. Но фирмы, предоставляющие такую возможность, автоматически повышают лояльность, а самое главное, эффективность персонала. Это касается не только удаленной работы, когда человек может выбирать дни, когда он работает дома или в офисе (обычно это один-два дня, свободных от офиса). Руководство одного из наших партнеров - западной компании - разрешило персоналу самостоятельно выбирать рабочий график. Атмосфера в коллективе улучшилась, сотрудники стали меньше уставать и больше успевать сделать на неделе, а главное, повысилась общая результативность и эффективность. Безусловно, правила диктует бизнес, и бывают дни, когда персоналу необходимо присутствовать на работе обязательно, независимо от выбранного графика. Другим немаловажным моментом является внимание работодателя к жизни сотрудника вне работы. Фокусируя интерес на семье работника, компания не только завоевывает его доверие, но и получает лояльную поддержку от его родных и близких. Это также открытие корпоративных садиков, предоставление сотрудникам путевок в санатории для их детей-школьников или возможность стажировки для детей-студентов. У одного нашего клиента были проблемы с организацией корпоративных праздников - многие сотрудники отказывались от участия в них "по семейным обстоятельствам" (тратя много времени на работу и дорогу, люди предпочитали проводить свободное время дома). И было принято простое и гениальное решение - проводить корпоративы с семьями. Привязанность к компании формируют и традиции: совместные пятничные походы в боулинг или кино. У одного нашего клиента (крупная компания) после переезда в новый офис появилась и новая традиция - в специально организованном кафе для персонала ежедневно проводятся завтраки, в которых может участвовать любой работник (от обычных менеджеров до высшего руководства). Это уникальная возможность для сотрудника пообщаться в неформальной обстановке с топ-менеджментом напрямую. Компании поощряют персонал разными способами: ритейлеры предоставляют скидки или дарят продукцию, b2b-компании за выдающиеся финансовые показатели могут премировать работника путешествием. Поощряются достижения не только в работе. Так, подарочные сертификаты, абонемент в фитнес-клуб и т.п. можно получить за интересную бизнес-идею, предложение по оформлению рабочего места, необычный сценарий корпоративного праздника, энергичность и активность (когда "звездой" компании становится сотрудник, получивший максимум голосов при голосовании), ведение здорового образа жизни (например, за отказ от курения премируют сертификатами в спортивный клуб).