Top.Mail.Ru
архив

Polo vs Solaris

 

Polo седан от Volkswagen и Solaris от Hyundai – прямые конкуренты. Оба автомобиля – одноклассники, производимые в России, они представлены в одном ценовом сегменте и позиционируются как разработанные специально для массового потребителя. История этих машин также во многом схожа. Во-первых, их презентация сопровождалась громкими пиар-проектами. Во-вторых, авто быстро доказали свою популярность: Polo седан, появившись в салонах в сентябре 2010-го, всего через два месяца стал бестселлером Volkswagen, а Solaris, продажи которого стартовали в феврале 2011-го, оказался самым продаваемым для Hyundai уже по истечении первого месяца.

 

Цена выделки

Volkswagen PoloКалужский завод Volkswagen заработал в конце 2007-го. Тогда это был самый масштабный проект в российской автоиндустрии среди иностранных игроков. Инвестиции в него составили 570 млн евро. Корейцы открыли предприятие под Петербургом только в конце 2010-го. Оно обошлось в 500 млн евро. Но Hyundai привела в РФ пул своих поставщиков и даже открыла здесь собственное штамповочное производство. Таким образом, ее совокупные вложения составили около $1 млрд.

Стоимость производства Hyundai Solaris ниже, чем Volkswagen Polo седан, за счет меньших издержек на комплектующие и рабочую силу, считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. С этим соглашается и аналитик ИК «Атон» Михаил Пак, добавляя, что Hyundai за счет более масштабного производства Solaris экономит больше. А значит, и зарабатывает на своем продукте больше. Производство Hyundai в РФ, в отличие от завода Volkswagen, было изначально структурно оптимизировано под выпуск бюджетного седана в больших масштабах, что позволило компании предложить на него более привлекательную (по сравнению с Polo седан) цену. А Volkswagen, вероятно, сознательно пошел на снижение рентабельности, чтобы установить на модель доступную цену, полагает Андрей Рожков. Polo седан в комплектации Comfortline, сегодня являющейся одной из самых покупаемых, в сочетании с «автоматом» и кондиционером стоит 550 230 руб. Solaris в сопоставимой по набору опций комплектации Optima, а также с АКПП и кондиционером обойдется в 502 000 руб. (1,4-литровый 107-сильный двигатель) и в 522 000 руб. с 1,6-литровым мощностью 123 л.с. К слову, 1,6-литровый двигатель Volkswagen имеет мощность 105 л.с., правда, по сравнению с 1,4-литровым корейским у него более высокий крутящий момент, что улучшает динамические характеристики (см. сравнительную табл.).

На момент вывода Polo седан Volkswagen позиционировал модель как автомобиль за 399 000 руб., то есть с ценой ниже психологического порога 400 000 руб. Однако после начала продаж он поднял цену до 412 000 руб., объясняя это ростом инфляции. В апреле Huyndai также повысила цены на Solaris в среднем на 0,18–4%. Теперь его минимальная комплектация стоит от 399 000 руб. вместо 379 000 руб. Модели имеют разный дизайн, отчего и воспринимаются покупателями по-разному. Это в значительной мере отражает их позиционирование на рынке. Polo седан, соответствуя традиционному стилю Volkswagen, выглядит консервативно. «Кореец» более броский и авангардный. По мнению коммерческого директора группы компаний «Автомир» Андрея Дя, это делает Solaris более популярным среди молодежной аудитории. В этом с ним соглашается Евгений Созин. Volkswagen изначально позиционировал Polo cедан как некий «входной продукт», распробовав качество которого, клиенты останутся с компанией и в дальнейшем станут покупать у нее более дорогие модели. Например, их следующей покупкой может быть уже Golf, объясняет он.

 

Конкуренция в очередях

Hyundai SolarisВ апреле 2011-го было продано 9296 седанов Solaris. Volkswagen не предоставляет месячные результаты продаж Polo седан. По данным компании, в апреле эта модель, включая Polo с кузовом хетч­бэк, была реализована в количестве 3480 ед. В кризис на российском рынке образовался отложенный спрос, и сегодня оба «народных» седана высоко востребованы. Столь существенная разница между результатами в первую очередь связана с тем, что при покупке у официальных дилеров срок ожидания Polo седан больше, чем Solaris. «Для покупателей машин так называемого бюджетного ценового сегмента автомобиль – это в первую очередь важное средство передвижения и, скорее всего, единственное в семье, поэтому срок поставки будет для них очень важен. В условиях дефицита они, скорее всего, будут готовы рассмотреть другую комплектацию, другой цвет относительно своих изначальных предпочтений, если это позволит получить автомобиль быстрее», – поясняет руководитель департамента корпоративных коммуникаций ГК «Рольф» Мария Заикина. «Когда мы проводили презентацию Polo седан, большая часть людей при­ехала к нам на автомобилях отечественных марок и на недорогих иномарках», – рассказывает о потенциальных покупателях нового продукта Евгений Созин.

Срок поставки Polo седан в комплектации Trendline (начального уровня), который производитель гарантирует клиенту, сегодня составляет два года. «Этот автомобиль реально получить и раньше, примерно через год. Однако мы все же стараемся пересаживать клиентов на более дорогие комплектации, – говорит Дмитрий Батов, руководитель отдела продаж дилерского автосалона «Фольксваген Центр Варшавка». – Срок ожидания Comfortline – около полугода. Сейчас завод выпускает ее в самом большом количестве. Соответственно такую комплектацию больше всего и покупают». Что же касается Highline (третья, самая дорогая комплектация Polo седан. – Прим. «Ко»), то завод сократил объем ее производства, но за последнее время спрос на нее вырос. Поэтому и очередь на эту комплектацию увеличилась примерно до 8 месяцев, рассказывает эксперт.

На Solaris в начальной комплектации Base желающих много, но покупает такой автомобиль мало кто, поскольку срок его ожидания до года, говорят в дилерском центре Hyundai «Рольф Алтуфьево». Например, комплектацию Optima (среднего уровня. – Прим. «Ко») с двигателем 1,6 л, «автоматом» и кондиционером там обещают предоставить через 2,5–3 месяца, а Comfort с двигателем 1,4 л и также  с АКПП и кондиционером – через 1,5–2 месяца. В «Автомире» на Дмитровке любая комплектация может быть доставлена через 3–4 месяца, при этом в соглашении с производителем будет указан гарантированный срок до полугода.

Чем ниже уровень комплектации, тем меньше на ней зарабатывает производитель. Поэтому наиболее доступные по цене комплектации выпускаются в меньших количествах, объясняют участники рынка. Вместе с тем они отмечают, что начальные комплектации спрашивают чаще всего. «Раньше завод производил больше всего Highline, но теперь перестроился в пользу Comfortline», – рассказывает Евгений Созин. Столичные дилеры Hyundai говорят, что на базовую Base приходится только 2% в общем объеме выпуска модели, остальные комплектации производятся примерно в одинаковых количествах, а наибольшая доля приходится на Optima и Comfort.

Для клиентов, выбирающих Solaris или Polo седан, автомобиль – это в первую очередь средство передвижения, поэтому они предъявляют к нему лишь самые необходимые для езды требования и, как правило, изначально ориентированы на покупку самой доступной по цене комплектации, поясняет руководитель Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Таким образом, автопроизводителям одновременно приходится стараться извлечь максимальную коммерческую выгоду и пытаться соответствовать существующей структуре спроса на рынке.

 

Гонка мощностей

Сегодня количество выпускаемых Polo седан значительно ниже объема производства Solaris. Поэтому на «немца» и более длинные очереди. Volkswagen на заводе под Калугой намечал собрать в нынешнем году 30 000 Polo седан. Позднее из-за растущего спроса он увеличил запланированный объем до 40 000. И все же это почти в два раза ниже, чем запланировала Hyundai для Solaris. В 2011 г. она собирается произвести более чем 75 000 единиц данной модели.

Необходимо отметить, что основная часть мощностей завода Hyundai под Петербургом, открывшегося осенью 2010-го, изначально была отведена для «народного» седана. Сейчас «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» постепенно увеличивает объем производства, который в апреле должен вырасти до 10 000 единиц в месяц. Осенью компания начнет сборку новой модели KIA, также рассчитанной на массового российского клиента, всего в этом году она намерена выпустить 105 000 авто. Производственные мощности завода составляют 150 000 авто в год, однако Hyundai уже решила увеличить их в 2012 г. до 200 000 единиц.

На заводе Volkswagen, заработавшем под Калугой в 2007-м, иная ситуация. Объем выпуска Polo седан ограничивается производством на нем других машин. Нынешняя мощность калужского завода составляет 150 000 авто в год. Там выпускается и Volkswagen Tiguan, и Skoda Octavia, и Fabia, а также ведется крупноузловая сборка Volkswagen Multivan и Touareg. Как полагает Андрей Рожков, компания не может сократить выпуск этих моделей, поскольку он также осуществляется согласно ранее установленному индустриальному плану. Кроме того, производство некоторых из них более прибыльное, чем Polo седан.

Немецкий автоконцерн пытается решить проблему недостаточного объема имеющихся у него в РФ производственных мощностей. Как ранее сообщал гендиректор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович, в августе 2011-го на заводе введут третью рабочую смену, что позволит вывести его на мощность в 180 000 авто в год. Также Volkswagen рассматривает возможность работать по новым правилам промсборки, вступившим в силу в начале 2011-го: в течение трех лет ему необходимо увеличить производство до 350 000 авто в год. Volkswagen Group Rus уже договорилась с группой «ГАЗ» об организации на ее нижегородской площадке выпуска автомобилей Volkswagen и Skoda.

Перспективы роста сегмента бюджетных иномарок (до 600 000 руб.) в РФ достаточно хороши, полагают эксперты. В странах BRICS основная часть населения имеет невысокий достаток. И с укреплением экономики и ростом благосостояния спрос на бюджетные, но качественные, по местным меркам, авто будет увеличиваться в первую очередь. Яркий пример тому – авторынок Китая. Рост ВВП (в прошлом году в КНР он составил 10,3%; для сравнения: в России 4%) вывел Поднебесную в 2009-м и 2010-м по этому показателю на первое место в мире. В прошлом году в КНР было продано 13,8 млн легковых автомобилей. Именно поэтому крупные иностранные игроки начинают проявлять активность в сегменте недорогих машин, чтобы закрепиться на перспективном российском рынке.


 

 

 

Еще по теме