Top.Mail.Ru
архив

Попытка спасти ситуацию

И года не прошло, как глава Siemens Джо Кезер занял свой пост, - и вот он стоит перед серьезной проверкой на прочность. Схватка с General Electric за доминирование над французской Alstom расставит все по своим местам.

В июле 2013 г., когда после беспрецедентной словесной перепалки Джо Кезер одержал верх над Петером Лешером в борьбе за пост главы Siemens, Кезер был одет в форму пожарного. Добровольная пожарная дружина в Талерсдорфе, небольшой деревеньке с несколькими сотнями жителей, которая входит в состав родной деревни Кезера Арнбрук в горах Баварский Лес, пригласила гостей на ежегодный праздник лета. Кезер - член дружины на протяжении многих лет. Солнце нестерпимо сияло, прошло торжественное освящение новой пожарной машины, настроение было прекрасным.

В то время как члены наблюдательного совета и правления в ходе бессчетных телефонных переговоров и тайных встреч пытались найти преемника неудачливому Лешеру, Кезер, занимавший тогда пост финансового директора, принимал участие в местном крестном ходе. "Несмотря на то, что он не спускал глаз с мобильного телефона, тем не менее он был здесь, и это было важно", - вспоминает один из участников.

В Арнбруке едва наберется 2000 жителей. Это совершенно идиллическое место: узкие улочки вьются вверх по склону горы, небольшие гостиницы называются "Деревенский трактир" или "Под липой", над воротами пожарного депо красными готическими буквами написано "Добровольная пожарная дружина". Позади возвышаются зеленые склоны Баварского Леса.

Кезер, на протяжении девяти месяцев руководящий Siemens, скромно живет здесь со своей семьей. Всякий раз, когда позволяет время, он возвращается на свою малую родину. Глава концерна, годовой оборот которого составляет 76 млрд евро, в деревне считается человеком простым, общительным и неконфликтным. Высокомерие ему чуждо, отмечают местные жители.

В ближайшее время от Кезера потребуются более чем когда-либо профессиональные навыки и умения. Ведь ему вместе с 360 000 сотрудников Siemens по всему миру придется отправиться в путешествие, которое обещает быть не только долгим, но и не совсем приятным.

Еще неделю назад стало ясно, куда это путешествие заведет. Дело в том, что в самый разгар последнего голосования в поддержку мастер-плана Кезера по реорганизации Siemens и освобождению компании от бюрократических цепей как гром среди ясного неба прогремела новость о намерении американского концерна General Electric (GE) купить находящуюся в тяжелом финансовом положении французскую компанию Alstom. Кезер собирался представить по телевидению свой план общественности, но из-за неожиданного удара американцев в ближайшие недели или месяцы этот план, по-видимому, придется приспособить под резко изменившуюся действительность. Глава GE Джеффри Иммельт безнадежно испортил Кезеру его выступление в эфире телешоу на канале ARD.

Американский концерн из штата Коннектикут предлагает французам за подразделение по производству энергетического оборудования около 13 млрд евро. С этого момента план Кезера по оздоровлению Siemens оказывается в тени крупнейшей за последние годы битвы за поглощение одного концерна другим, а сам Кезер стоит перед тяжелейшим в своей карьере испытанием на прочность. После разразившегося семь лет назад коррупционного скандала, поставившего Siemens на грань краха, компании вновь предстоит тяжелейшая борьба во имя будущего Siemens, важнейшего германского технологического концерна.

В случае слияния альянс GE и Alstom получится настолько мощным, что Siemens будет непросто с ним совладать, особенно в энергетической сфере. "В среднесрочной перспективе новообразованное предприятие станет опасным конкурентом для Siemens", - подчеркивает Вольфганг Дони, аналитик из Nord/LB.

С учетом линейки производимых товаров (ветряные и газовые турбины, генераторы для электростанций, гидротехника, медицинская техника) и годового оборота в размере 110 млрд евро GE - прямой конкурент Siemens. А для самого мюнхенского концерна имеющая высокую прибыль компания GE, которой рейтинговое агентство Standart&Poor’s присвоило наивысшую оценку AA+, на протяжении многих лет является не только вселяющим опасения противником, но и примером для подражания. "Одолеть General Electric" - таким был девиз экс-главы Siemens Хайнриха фон Пирера. Но и для Кезера GE - это мерило во всем, особенно в том, что касается рентабельности.


Два новых чемпиона

Битва в самом разгаре, ее исход совершенно неясен, поскольку Кезеру есть чем контратаковать Иммельта. Siemens намеревается примерно за 11 млрд евро купить у Alstom ее энергетическое подразделение, а на сегодняшний день на его долю приходится 70% 20-миллиардного годового оборота французского конкурента. Предполагается, что в ответ Alstom получит от Siemens подразделение по производству локомотивов и высокоскоростных поездов. Делается это ради того, чтобы с помощью подобного обмена появилось два европейских чемпиона: один - в области выпуска трансформаторов и турбин для электростанций, а другой - в сфере производства высокоскоростных поездов и локомотивов.

Прежде чем будет принято решение, пройдут недели, а может, и месяцы. Пока же Siemens попросил Alstom предоставить ему доступ к бухгалтерии компании. Несмотря на то, что совет управляющих французского концерна склоняется скорее к предложению американцев (не исключая при этом возможности сотрудничества с Siemens), тем не менее есть ряд факторов, в конечном счете могущих привести немцев к победе. Ключевым моментом является тот факт, что во Франции, в отличие от других стран, при принятии подобных решений немаловажную роль играет правительство. Siemens предлагает Alstom в течение трех ближайших лет не производить сокращений персонала. Это важное обстоятельство для страны, ведущей непростую борьбу с экономическими трудностями. "Вопрос по-прежнему остается открытым", - заявлял министр экономики Франции Арно Монтебур, выступая в парламенте в конце апреля.

Даже несмотря на то, что правительство страны не владеет акциями Alstom, оно может так долго тянуть с заключением сделки, что GE потеряет всякое терпение. Недавно так уже было, когда компания Yahoo! намеревалась купить Dailymotion, французского конкурента YouTube, а Арно Монтебур "пошел на баррикады". То же самое случилось и в 2005 г.: по некоторым данным, PepsiCo хотела купить французского производителя молочных продуктов Danone, а консервативно настроенный председатель парламентского комитета по вопросам экономики выступил против этого. Не следует исключать и поистине французского решения проблемы, когда в итоге государство выкупит часть акций Alstom. Кроме того, в игру может вступить и компания ABB.

Исходное положение битвы за поглощение известно. В том, что касается дохода от ценных бумаг и инноваций, Siemens в последнее время отстает от конкурентов - GE и ABB. В 2013 финансовом году, завершившемся в сентябре, его годовой оборот и прибыль сократились. Мюнхенский гигант стал неповоротливым, его душит бюрократия, а местные центры власти с их собственными насущными проблемами тормозят динамику. Кезер увидел это и теперь активно работает над тем, чтобы вновь вывести образцовую компанию Германии в лидеры.

Предстоящая ожесточенная схватка с заклятым соперником из США полностью соответствует характеру 56-летнего Кезера. Цель у него одна: одержать верх. В отличие от своего предшественника Лешера, часто проявлявшего нерешительность и медлившего с принятием решений, Кезер, которого его давний соратник описывает как "человека с острейшим умом и безупречной интуицией", решительно пытается спасти ситуацию, отвечая на предложение GE собственным планом по приобретению подразделения Alstom.


Электростанции представляют немалый интерес

"Siemens увидел угрозу своей конкурентоспособности, которая может возникнуть в случае сделки между GE и Alstom, и поэтому концерн решил выступить со своим предложением", - рассуждает Симон Тоеннессен, аналитик из Credit Suisse. Именно в энергетической сфере, крайне важной для Германии, поскольку она приносит стране немалые доходы, потенциальный гигант, состоящий из GE и Alstom, может явиться причиной серьезных проблем для Siemens.

Если надежды Кезера на успех все еще неясны, то шансы и риски Siemens в случае обмена частями бизнеса с Alstom лежат на поверхности.

Наибольшей привлекательностью для Siemens обладает производство оборудования для электростанций - крупнейшее подразделение Alstom. Занимая 25% мирового рынка, французы - лидеры в этой отрасли; второе место у GE, Siemens - на третьем. Вместе с Alstom немцы сумеют оставить GE далеко позади и стать бесспорным фаворитом.

С точки зрения бизнеса интерес представляет не только производство турбин и генераторов, но и заключаемые на десятилетия контракты по их обслуживанию и оказанию смежных услуг. По словам специалиста по электростанциям дюссельдорфского энергетического концерна E.On, с учетом высокого спроса на запасные детали и расходные материалы, эти контракты всегда являлись настоящей золотой жилой. Кроме того, Alstom укрепит прочные позиции Siemens в производстве оборудования для работающих на газе тепловых электростанций.

Однако из-за кризиса, из которого Европа не может выйти с 2008 г., Alstom заключает все меньше контрактов. За прошедший финансовый год их количество снизилось на 12%, общая сумма сократилась на 15 млрд евро. Особенно пострадало производство турбин для электростанций.

Не стоит ожидать и того, что Alstom придаст новый импульс важному для Siemens бизнесу по выпуску ветрогенераторов. На долю немцев приходится 7,5% мирового производства этой техники, впереди лишь датская Vestas, китайская Goldwind и Enercon из Восточной Фризии. Alstom не играет практически никакой роли в производстве ветрогенераторов, она даже не упоминается в рейтингах.

В области производства турбин, применяемых в открытом море, Siemens - глобальный лидер. Никакой другой производитель не установил столько турбин у берегов Британии, Дании, Нидерландов и Германии, вместе взятых, как Siemens с его поточными линиями в датских прибрежных водах. В прошлом году руководство концерна заявило о намерении построить гигантский комплекс шельфовых ветровых установок мультимегаватт-класса на острове Йюст: в ближайшем будущем там начнут вращаться лопасти почти 100 "мельниц" производительностью 6 МВт каждая. Alstom также пытается занять свою нишу в этом непростом, но прибыльном бизнесе. Однако ее шестимегаваттная шельфовая турбина находится пока на стадии испытаний.

Несмотря на невысокую значимость Alstom в вышеперечисленных отраслях, ее слияние с GE все-таки может представлять опасность для Siemens. Дело в том, что у французов есть совместное с китайской China XD Electric предприятие, занимающееся производством шельфовых ветровых установок. Именно с его помощью GE получит доступ к производству турбин, предназначенных для использования в открытом море, а это сфера, где до того момента американцы не составляли для Siemens никакой конкуренции.

Скорее вспомогательную, но тем не менее интересную для Siemens роль Alstom играет в производстве гигантских - весом до 12 000 тонн - конвертерных платформ. Они преобразуют переменный ток с ветрогенераторов в постоянный ток, чтобы его можно было без потерь передавать по проложенным по воде и по суше кабелям. Alstom удалось подписать контракт на разработку проекта Dolwin 3 стоимостью в несколько миллиардов евро; проект предусматривает строительство высоковольтной линии в 900 МВт, которая соединит ветропарк в юго-западной части Северного моря с электросетью Германии. Все остальные подобные заказы, размещенные другими энергетическими компаниями - Tennet (в Северном море) и 50Hertz (в Балтийском море), - достались конкурентам, Siemens и ABB.

По мнению Жака Сапира, экономиста французского университета EHESS, главная слабость Alstom заключается в ее зависимости от госзаказов: "Нет ни одного крупного проекта, будь то в области железных дорог или в энергетической сфере, в котором не участвовало бы правительство или региональные власти". По словам Сапира, это касается не только внутреннего французского рынка, но и деятельности за рубежом.


Финансовые проблемы

Эта зависимость является также следствием огромных финансовых трудностей, десять лет назад поставивших Alstom на грань банкротства. Пока в 2004 г. компании не помогло правительство, выкупив 21% акций, Alstom из-за крайней нужды успела продать Siemens подразделение по производству небольших промышленных турбин, лишь бы выручить хоть какие-то деньги.

Избавление от подразделения по производству локомотивов и высокоскоростных поездов и передача его Alstom очень выгодны для Siemens. Этот сегмент бизнеса в последнее время доставлял концерну серьезные проблемы, не принося практически никакой прибыли.

Однако здесь встает вопрос о том, а не окажет ли Кезер французам медвежью услугу: ведь слияние немецкой и французской компаний по производству железнодорожной техники может заинтересовать Европейскую комиссию по вопросам конкуренции. На протяжении десятилетий Alstom и Siemens являются европейскими лидерами по выпуску локомотивов и поездов. В настоящее время Alstom произвела несколько сотен поездов TGV и AGV, у Siemens примерно столько же поездов ICE, поставляющихся за пределы Германии под брендом Velaro. Слияние напоминает монополию - и не может не вызвать вопросов у защитников конкуренции.

Единственная надежда Alstom заключается в том, что доминирование обоих европейских лидеров даст трещину. В 2013 г. канадский концерн Bombardier поставил итальянской государственной железнодорожной компании Trenitalia первый из 50 скоростных поездов модели Zefiro, развивающих скорость до 360 км/ч. Bombardier даже считает себя лидером на рынке, поскольку он производит компоненты практически для всех поездов. Не стоит забывать и тот факт, что конкуренты из Китая - CNR и CSR - все активнее выходят на мировой рынок, предлагая финансирование за свои высокоскоростные поезда.


Что стало с компаниями с французским участием

Итоги работы совместных германо-французских предприятий и покупок французами подразделений немецких фирм неоднозначны. Попытка Deutsche Bahn и французской государственной железнодорожной компании при участии Siemens и Alstom провести совместную работу по разработке высокоскоростного поезда плачевно провалились в 2004 г. Противоположный пример: бывший Citibank весьма успешно ведет бизнес в Германии после того, как в 2008 г. французский кооперативный банк Credit Mutuel выкупил эту компанию за 5 млрд евро и переименовал в Targobank.

Adidas

Минимум трижды французы портили карты этой фирме. В первый раз в начале 1990-х известный бизнесмен Бернар Тапи купил у наследников Адольфа Дасслера их находившийся на грани разорения семейный бизнес, превратил его в лишенную концепции фирму и довел-таки ее до банкротства. Тогда второго в мире производителя спортивных товаров спас соотечественник Тапи, Робер Луи-Дрейфус, преобразовав Adidas в исправно работающий маркетинговый механизм.

Однако к эре Дрейфуса относится и покупка в 1997 г. фирмы по производству товаров для зимних видов спорта Salomon из города Аннеси, на юге Франции. Этот шаг был явной ошибкой, поскольку купленная за 1,2 млрд евро компания продолжала вести собственную, никем не контролируемую политику. Позднее глава Adidas Герберт Хайнер признал: "Нам не удалось интегрировать Salomon". После восьми лет мучений и снижающихся доходов Adidas за 485 млн евро продал французское "яйцо кукушки" финскому производителю спортивных товаров Amer.


Hoechst

Вообще-то это совместное германо-французское предприятие было идеально сбалансировано. В 1999 г. некогда мощный франкфуртский фармацевтический концерн Hoechst был безжалостно разрушен своим же руководителем Юргеном Дорманном, после чего объединен с конкурентом Rhone-Poulenc из города Лион. Новое предприятие стало называться Aventis. Штаб-квартира была в Страсбурге, кресло руководителя занял Дорманн. Однако видимое равновесие длилось недолго. Уже через два года, измученный борьбой французов за власть, он подал в отставку и стал председателем наблюдательного совета. С тех пор в правлении Aventis ключевую роль начали играть французы и американцы.

Второй удар последовал в 2004 г., когда компания Aventis была поглощена французским фармацевтическим концерном Sanofi-Synthelabo. Тем самым предприятие стало окончательно французским, со штаб-квартирой в Париже. Отсюда ведется управление тем, что осталось от Hoechst во Франкфурте, - заводом, на котором работают около 7000 человек и где производится инсулиносодержащий препарат "Лантус". Под управлением французов количество рабочих мест на сегодняшний день сократилось до 330.


Areva

Если посмотреть на офис немецкого филиала французского концерна по производству оборудования для атомной энергетики Areva (расположен в городе Эрланген), то трудно представить, что когда-то здесь было подразделение Siemens, занимающееся выпуском оборудования для атомной энергетики, Kraftwerk Union (KWU). В 1970-1980 гг. фирма KWU совместно с ныне не существующей AEG строила атомные электростанции в Германии. Сегодня под французским руководством здесь работают 5800 человек: около 5000 занимаются обслуживанием и текущим ремонтом немецких атомных реакторов, 800 трудятся в сфере возобновляемых источников энергии. Так, например, Areva поставляет Германии лопасти для ветровых установок, являясь тем самым вторым в мире производителем шельфовых ветрогенераторов.

Areva выступает за выход Siemens из атомной энергетики. С 2001 г. по 2009 г. Siemens продал свой крайне успешный бизнес в этой отрасли французам, те провели процедуру оздоровления и ликвидировали в Германии около 1300 рабочих мест. Новая встреча с французами, дорого обошедшаяся немцам, произошла в 2010 г. из-за главы наблюдательного совета Siemens Герхарда Кромме, когда тот попытался наладить сотрудничество с российской корпорацией "Росатом". Areva подала жалобу в комиссию по вопросам конкуренции и через арбитражный суд вынудила Siemens выплатить ей 650 млн евро.


Airbus Group

Деятельность Европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS, который с января называется Airbus Group (Германия и Франция владеют по 12% акций компании), демонстрирует, что германо-французское сотрудничество на протяжении пятнадцати лет развивается вполне успешно. Однако выгода от этого сотрудничества немцам выпадает все реже. Компания планирует существенно расширять свои мощности за пределами Европы, например в Китае. Первоначальное равновесие, которое было возможно для немцев за счет оборонной промышленности, смещается в сторону французов из-за снижения продаж продукции ВПК. Берлин более не может упрямо настаивать на увеличении количества рабочих мест в Германии, потому что в ближайшие десять лет не предвидится никакой финансовой помощи на разработку новых моделей.

В конечном счете в сфере кадровой политики преимущество снова на стороне французов. Штаб-квартира концерна находится в Тулузе, а не в Мюнхене, как раньше. Daimler вышел из числа акционеров, поэтому оттуда больше не поступают руководящие кадры. А немецких инженеров сильнее тянет в автомобильную отрасль.