$ 79.94
 90.21
£ 108.08
¥ 69.92
 86.78
GOLD 1834.12
РТС 1324.40
DJIA 34609.44
NASDAQ 13802.20
BTC/USD 38121.00
финансы

«После коронавируса бояться больше нечего»

Фото:  Евгений Одиноков / РИА Новости Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

В декабре Мосбиржа заявила, что начала переговоры с десятками компаний из России о проведении IPO. О каких именно, не сообщается. На сегодня планы провести IPO уже подтвердили «Делимобиль», владелец «Красного & Белого», «ВкусВулл», SOKOLOV, Crocus Group, ЦИАН и «Инвитро». Как в России возник бум IPO, кто вводит моду на инвестиции и причем здесь брокеры «новой волны» — в обзоре журнала «Компания». 

Возможные дебютанты

1 декабря Мосбиржа сообщила о переговорах с 30-40 российскими компаниями об IPO. «Это преимущественно бизнесы новой экономики», — сказал председатель правления биржи Юрий Денисов. Конкретные компании он не назвал. 

Уже в этом году выйти на биржу планировали компания Mercury Retail Holding (владеет сетями «Красное & Белое» и «Бристоль») и сервис каршеринга «Делимобиль». Однако компании решили перенести IPO, сославшись на неподходящие рыночные условия. Кроме того, к выходу на IPO готовилась находящаяся под санкциями США Positive Technologies. Но вместо этого IT-компания решила разместить на бирже акции сотрудников. 

В том числе о планах провести листинг сообщили продуктовая сеть «Вкусвилл» и медицинская компания «Инвитро», а также Crocus Group бизнесмена Араза Агаларова. Планами провести IPO в Москве поделилась и ювелирная сеть SOKOLOV. Компания также рассматривает вариант выхода на биржу Nasdaq и рассчитывает привлечь около 500 млн долларов. 

В 2020 году на Мосбирже дебютировали сразу девять российских компаний, включая тех, что уже торговал своими бумагами на иностранных площадках. В их числе VK (бывшая Mail.ru), Ozon и HeadHunter, а также «Совкомфлот», группа «Самолет», «Петропавловск» и др. 

«Мир перестал быть скупым» 

Бум IPO в России аналитики объясняют несколькими факторами. В первую очередь, это связано с тем, что российские инвесторы почувствовали вкус к приобретению акций на первичном размещении, говорит в разговоре с «Компанией» аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. С другой стороны — сами компании не хотят упускать шанс привлечь средства при помощи такого механизма, добавляет эксперт. 

«Мир перестал быть скупым и опасливым. Все поняли, что после прихода коронавируса бояться больше нечего. От него можно спастись вакциной, а от "заморозков" на бирже — мерами помощи экономике. В том числе прямым вливанием свежих денег, как это делает американское правительство», — отмечает Делицын. Из-за того, что свежие деньги пришли легко и быстро, инвесторы охотно вкладываются в проекты с более высокими рисками и не боятся остаться в минусе. Они в буквальном смысле слова играют на бирже, добавляет он. 

Словом «бум» происходящее назвать сложно, считает эксперт ИГ «УНИВЕР Капитал» Сергей Дроздов. «У нас все-таки не так много компаний выходит на IPO. Но объяснение их стремлению провести листинг простое — хорошая внешняя конъюнктура. Компании, как правило, идут на размещение, когда финансовые рынки на высоте, чтобы разместиться подороже. Сейчас наилучшее время, особенно на фоне тех денег, которые напечатали мировые центробанки», — отмечает аналитик. Этому в том числе способствовали низкие ставки по депозитам и индивидуальные инвестиционные счета, в рамках которых можно получить налоговый вычет. Кроме того, в конце ноября президент России Владимир Путин также поручил подготовить вычеты НДФЛ для инвестирующих в российские ценные бумаги. Льготы коснутся тех, что кто инвестирует долгосрочно.

При этом российские компании отличает тот факт, что они всегда пытаются разместиться по самому верху — не оставляя практически никакого апсайда инвестору, говорит Дроздов. Однако в большинстве случаев после IPO бумаги российских компаний начинают падать в цене в пределах 15-25%. 

«Отечественное IPO — в общем-то, дело рисковое. Инвестору по большому счету нет смысла в нем участвовать: лучше подождать полтора-два месяца и с большой долей вероятности купить эти бумаги ниже цены размещения», — отмечает Дроздов. 

Молодые инвесторы и брокеры «новой волны»

В ноябре на Мосбиржу пришло рекордное число частных инвесторов — 937,6 тысячи человек. Теперь их общее число составляет 16,2 миллиона. Непрофессионалы принимают активное участие в размещениях, говорил ранее предправления Мосбиржи Юрий Денисов. В ходе IPO интерес покрывается физлицами на 10–30%. 

Приток частных инвесторов на фондовый рынок можно объяснить тем, что во время пандемии людям захотелось найти альтернативные источники дохода, говорит главный портфельный управляющий инвестфонда «КТ» Вячеслав Зайченко. «Биржа им такие инструменты предложила. В 2020 году рынки активно росли, и у людей сложилось мнение, что это хороший инструмент», — добавляет он. 

«Подросло новое поколение, более прогрессивное и, в общем-то, более продвинутое и финансово грамотное. Они хотят, помимо своей основной работы, получать доход и на фондовом рынке в том числе», — соглашается Дроздов. 

Частные инвесторы видят быстрый рост курса популярных акций и тоже хотят заработать, добавляет в свою очередь Делицын. Другой немаловажный фактор — появление удобных инструментов, которые упрощают (а иногда и стимулируют инвестирование, объясняет аналитик. В числе таких инструментов — сервис Robinhood.

«Брокеры новой волны, такие как Robinhood, сделали простым и модным инвестирование среди тех слоев населения, которые раньше не вкладывали в фондовый рынок. Это молодежь и гиг-воркеры (курьеры, таксисты, фрилансеры)», — говорит Делицын.

Robinhood, который популярен у розничных инвесторов, позволяет пользователям торговать на бирже через мобильное приложение без комиссии. В 2020 году услугами онлайн-брокера пользовались около 13 млн клиентов, а в январе 2021-го приложение было самым скачиваемым в США.

О нем заговорили в начале года в связи с кейсом GameStop. Тогда пользователи американского интернет-форума Reddit стали массово скупать бумаги убыточной GameStop (благодаря сервису Robinhood), из-за чего крупные хедж-фонды понесли миллиардные убытки.

прочитать весь текст

«Я думаю, никто из частных инвесторов не может предсказать, получиться у него заработать после размещения или нет. Им лучше с IPO не связываться. По моим подсчетам, 80-85% IPO заканчиваются тем, что после размещения бумаги идут вниз. Поэтому с этим торопиться не нужно», — добавляет Дроздов.

​​Для краткосрочных инвесторов лучшим советом будет инвестировать во все понемногу, пока рынок горячий, и убегать при признаках сдутия пузыря, добавляет Делицын. Для долгосрочных инвесторов, которые вкладывают в IPO небольшую часть портфеля, полезны фундаментальный анализ бизнеса и финансовых показателей компании и собственное бизнес-чутье, продолжает он. 

Что дальше

Приток частных инвесторов на биржу действительно есть, но это спекулятивная волна, назвать их инвесторами сложно, говорит экономист и профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов. «Они играют на колебаниях биржевых индексов, пока еще могут порезвиться. В ближайшие полгода обвала, скорее всего, не будет. Федеральная резервная система будут поддерживать рынок благодаря печатному станку, хотя и говорит, что повышает ключевую ставку. Однако резких движений не делает», — отмечает он.

При этом аналитик называет нынешнюю геополитическую обстановку не самой подходящей для выхода на IPO. «Не представляю, как сейчас можно размещаться на Лондонской или Нью-Йоркской биржах, когда США грозятся ввести санкции против России. Все находится под дамокловым мечом. Только сумасшедшие могут продавать и покупать на бирже. Были давно угрозы насчет российского долга, будут и санкции против держателей российского долга. У меня есть ощущение что до IPO у многих заявивших дело так не дойдет», — говорит Катасонов.

По мнению Дроздова, в дальнейшем темпы роста числа розничных инвесторов на бирже будут снижаться. «Банковские депозиты будут повыше, а ультраконсервативные люди предпочтут все-таки фондовому рынку депозиты. При этом те, кто уже столкнулся с фондовым рынком, скорее всего, останутся здесь надолго, эта тема затягивает», — добавляет он.

Однако при долгосрочном инвестировании текущие настроения на рынке не имеют большого значения, говорит Делицын. «На длинном горизонте к моменту продажи акций нынешний бум IPO уже давно пройдет, закончится этап охлаждения и недоверия, начнется следующий подъем», — добавляет он.