GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
финансы

Сеть «Красное & Белое» захотела IPO на $1 млрд

Фото: Arne Dedert / dpa / ТАСС Фото: Arne Dedert / dpa / ТАСС

Mercury Retail Group, управляющая сетями алкогольных магазинов «Красное & Белое» и «Бристоль», собирается привлечь более $1 млрд во время первичного размещения акций (IPO) на Московской бирже. Оно может состояться до конца текущего года. Если компания решится на вторичное размещение (SPO), то в свободном обращении могут оказаться 20–30% акций ритейлера.

Для организации сделки Mercury Retail Group привлекла Bank of America, JP Morgan, Credit Suisse, Sberbank CIB, VTB Capital, Газпромбанк и Renaissance Capital, пишет Reuters со ссылкой на три источника. Сам ритейлер отказался от комментариев.

Первым о подготовке Mercury Retail Group к IPO сообщило агентство Bloomberg. По его данным, размещение должно было состояться в конце 2021 года или в начале 2022-го. Собеседник издания подчеркнул, что компания по итогам размещения надеется получить оценку в $20 млрд.

В июле этого года стало известно, что сеть «Красное & Белое» собирается выйти на биржу. Источник «Коммерсанта» в инвесткругах отмечал, что размер IPO может составить 15–20% акций компании с перспективой дополнительного размещения. Если учитывать SPO, то в свободном обращении могут оказаться порядка 25–30% акций ритейлера.

По словам источника издания, владелец сети рассчитывает на оценку на уровне половины выручки «Красного & Белого» за год. В 2020-м она составила 490 млрд рублей, сообщили в Infoline.

Быстрее «Магнита»

В магазинах сетей «Красное & Белое» и «Бристоль» можно приобрести разные виды алкоголя, продуктов питания и табака. Согласно данным Infoline, выручка «Красного & Белого» в прошлом году составила 490 млрд рублей, что на 26,4% выше, чем в 2019-м. Выручка «Бристоль» в 2020 году увеличилась на 25%, до 136,4 млрд рублей. В первые полгода 2021-го на «Красное & Белое» и «Бристоль» пришлось более половины выручки алкогольных ритейлеров в России — 330 млрд рублей. Именно в данный период эти магазины были вдвое прибыльнее крупнейших продуктовых ритейлеров страны, отмечают аналитики Infoline.

Сеть магазинов «Красное & Белое» в 2006 году основал челябинский бизнесмен Сергей Студенников. В ноябре 2018 года ритейлер по темпам роста обогнал «Магнит». Но в декабре того же года работу сети парализовали обыски Федеральной налоговой службы (ФНС).

Представители ритейлера связывали проверки с подозрениями в распространении контрафактной продукции и уходе от уплаты налогов. В пресс-службе сети сообщили, что сотрудники ФСБ при обысках в головном офисе в Челябинске и на складах других городов изъяли документацию на товар. При этом контрафактный алкоголь найден не был.

Через месяц стало известно, что владельцы «Дикси» и сети «Бристоль» Игорь Кесаев и Сергей Кациев договорились со Студенниковым объединить свои активы. Так и появилась Mercury Retail Group, 51% в ней достался Кесаеву и Кациеву, еще 49% — Студенникову. Однако в 2021 году группа продала сеть «Дикси» ритейлеру «Магнит» за 87,6 млрд рублей.

Наибольшее число магазинов «Красное & Белое» сосредоточено в Московской (575), Свердловской (552) и Челябинской (547) областях. Цены на некоторые позиции продуктов в них даже ниже, чем в обычных сетевых магазинах.

Кто еще идет на IPO

Разместить акции на бирже в 2021 году хотят IT-интегратор Softline и каршеринг «Делимобиль».

Так, Softline собирается выйти на Лондонскую биржу со вторичным листингом на Мосбирже. По данным самой компании, сделка будет состоять из первичного и вторичного компонентов. От размещения новых акций компания рассчитывает получить около $400 млн для финансирования развития, в том числе через приобретения. Детали вторичного компонента и сроки возможного листинга пока не раскрываются. На привлеченные средства компания планирует профинансировать развитие и реализацию своей стратегии роста.

«Делимобиль» может привлечь около $350 млн в рамках IPO в США этой осенью, считают источники Reuters. По словам трех из них, осенью текущего года компания проведет двойное размещение на Нью-Йоркской фондовой бирже и Мосбирже. Каршеринг уже выбрал банки для организации размещения — Bank of America и Citigroup. Однако два других собеседника агентства называют еще швейцарский UBS и российские Сбербанк CIB, «ВТБ Капитал» и Renaissance Capital.

Аналитики банка UBS считают, что российские компании по итогам года могут привлечь на IPO не менее $10 млрд. Это станет максимальным суммарным объемом примерно за 13 лет, отметил глава UBS в России и СНГ Федор Трегубенко. ФГ «Финам» со ссылкой на экспертов и банкиров пишет, что потенциал роста и низкие оценки, которые предлагают российские компании, позволяют инвесторам игнорировать геополитические риски в РФ на фоне глобального бума на фондовых рынках.