$ 74.61
 84.70
£ 99.53
¥ 66.10
 81.22
GOLD 1793.68
РТС 1635.96
DJIA 35135.94
NASDAQ 15782.80
BTC/USD 57511.00
бизнес

Crocus Group Араза Агаларова собрался на IPO

Фото: Владислав Шатило / RBC / TASS Фото: Владислав Шатило / RBC / TASS

Один из крупнейших российских арендодателей Crocus Group рассматривает возможность выхода на биржу, заявил президент группы Араз Агаларов. Размещения стоит ждать «в ближайшие год-два».

Агаларов в интервью РБК отметил, что сейчас группа рассматривает предложения от разных банков и инвесткомпаний. По его словам, решение о выходе части акций или всех бумаг Crocus Group еще не принято, все зависит от того, «как будут советовать».

Агаларов затруднился ответить на вопрос о том, какую оценку может получить Crocus Group. «Так вопрос не стоит. Для того чтобы люди видели, во что они вкладывают деньги, они должны понимать результат и рост стоимости акций. За эти деньги надо что-то построить. Это обычная инвестиционная история», — сказал глава Crocus Group.

В 1989 году Агаларов создал компанию Crocus International, которая позже переросла в Crocus Group как американо-советское совместное коммерческое предприятие. Сначала группа сделала акцент на выставках, торговле одеждой и обувью, однако позже занялась девелопментом. С 2009 года группа выполняет господряды. Все это время Агаларов не пытался привлечь партнеров, бизнес оставался фактически семейным предприятием; первый вице-президент Crocus Group — сын Агаларова Эмин.

Группа владеет более 1,5 млн кв. м. коммерческой недвижимости, в том числе выставочным комплексом «Крокус Экспо» в Красногорске. В 2020-м на его территории развернули госпиталь для зараженных коронавирусом. В рейтинге Forbes «Короли российской недвижимости» Crocus Group заняла седьмое место, издание оценило доход от ее аренды в $240 млн. Общая выручка группы в прошлом году составила 55,5 млрд рублей.

Чего ждать от IPO

Оценить перспективы выхода на биржу затруднительно, поскольку пока неизвестны ни срок (за пару лет оценка компании может сильно измениться) ни состав бизнеса, который войдет в периметр IPO, сказал в беседе с «Компанией» начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.

«С точки зрения инвесторов, интересна компания, которая оценивалась бы дороже $1,5 млрд, и чтобы объем первичного предложения составлял 10-15% от стоимости компании. Но в США разместиться структуре, подобной Crocus, сложнее. Там интересны проекты в области IT-технологий, прежде всего, ориентированные на внутренний или глобальный рынок. Crocus пока слабо известен за пределами Новой Риги. Чтобы заинтересовать зарубежных игроков и получить оценку повыше, надо выходить на рынки не только Москвы и ближнего Подмосковья», — говорит Ващенко.

Эксперт отметил, что бизнес Crocus Group ориентирован в основном на потребителей с высоким и очень высоким достатком, а они сконцентрированы в московском регионе. За рубежом открывать новые проекты в данный момент мешает пандемия.

«Я полагаю, что основную массу потенциальных инвесторов составили бы фонды недвижимости, управляющие частным капиталом», — добавил он.

«Желательная оценка» IPO есть своя у владельца и своя у потенциальных покупателей, например, у конкурентов. И эти оценки могут отличаться десятикратно, отмечает в разговоре с «Компанией» аналитик ФГ «ФИНАМ» Леонид Делицын.

«К примеру, СМИ писали, что до IPO компанию Ozon потенциальный покупатель оценивал в десять раз дешевле, чем она стоит сейчас. А продавец, очевидно, рассчитывал на совсем другую оценку. После IPO появляется рыночная цена. Хотя саму компанию ежедневно, конечно, не продают и не покупают, но ее акции, дающие право на некоторое число голосов акционерного собрания, продаются и покупаются ежедневно. Так что теперь, если стратег покупает компанию, с премией в 25%, считается, что покупатель щедр. А в десять раз оценки уже отличаться не будут. Размещение дает владельцам довольно точное знание, сколько же на самом деле стоит компания», — пояснил Делицын.

Аналитик напомнил, что, по словам Агаларова, о продаже всей группы речи пока не идет. Скорее всего, он продаст акции тех компаний, которые сейчас «могут быть проданы максимально дорого», полагает Делицын. 

Господряды

Первый господряд Crocus Group — строительство Дальневосточного федерального университета во Владивостоке (остров Русский). Оно обошлось в 70 млрд рублей. По словам Агаларова, задача компании в строительстве — не заработок, а необходимость сделать так, «чтобы стройка произвела впечатление».

После этого группа получила другие крупные контракты. Например, для чемпионата мира по футболу Crocus Group построила два стадиона («Калининград» на острове Октябрьском и «Ростов-Арена» в Ростове-на-Дону), а также первый участок кольцевой автодороги (ЦКАД) в Москве. Кроме того, среди работ Crocus Group: станция метро «Мякинино», здание «Технопарка» по заказу Сбербанка в инновационном центре «Сколково», аэропорт в Петропавловске-Камчатском и больница на Камчатке.

В начале 2020 года Crocus Group подписала с «Роскосмосом» контракт на возведение первого этапа аэропортового комплекса на космодроме «Восточный». По словам Араза Агаларова, серьезных денег на государственных проектах он не заработал (максимальная прибыль — 800 млн рублей).

Согласно оценке директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, для участия в строительстве масштабных инфраструктурных объектов компания должна в течение нескольких лет иметь обороты не менее $1 млрд в год, это нужно, среди прочего, для обслуживания лизинговых платежей за оборудование, минимально необходимое для вхождения в такие проекты. 

Эффект пандемии

Господряды, в том числе, помогли бизнесу Агаларова пережить и коронакризис. Из-за пандемии и последовавших вслед за ней ограничений пострадали почти все сферы деятельности Crocus Group. В состав группы входят концертные залы «Крокус Сити Холл» и Vegas, выставочный комплекс, три ТРЦ Vegas на МКАД, объекты в сфере спорта и развлечений.

В итоге на фоне эпидемии коронавируса посещаемость ТЦ упала, по данным самого Агаларова, на 20–30%, выставочный центр оставался пустым без коммерческих мероприятий. Три раза в «Крокус-Экспо» размещали инфекционный ковид-госпиталь. За использование «Экспоцентра» под нужды госпиталя власти Подмосковья заплатили 1,5 млрд рублей. За аналогичное время «Экспоцентр» обычно зарабатывает 6 млрд рублей, отмечал Агаларов.

У Crocus Group были амбициозные планы: на территории «Крокуса» бизнесмен намеревался возвести офисный центр площадью 138 000 кв. м и 300 000 кв. м жилой недвижимости. Программу развития комплексов Vegas и «Твой дом» в регионах пришлось приостановить из-за текущей ситуации и высокой налоговой нагрузки. Между тем сами магазины «Твой дом» вообще не закрывались на карантин.

Еще по теме