Top.Mail.Ru
финансы

Поспешишь — бизнес денег лишишь

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Минфин РФ вместе с Федеральной налоговой службой изучают новые методы борьбы с уклонением от уплаты налогов. Налоговикам могу дать право блокировать имущество подозрительных юрлиц до завершения соответствующей проверки. Утверждается, что это лишит «уклонистов» возможности скрыть свои активы за время долгосрочной процедуры, однако эксперты предупреждают: эта инициатива ведет к «гарантированной гибели бизнеса».

О новых возможностях, которые могут открыться перед налоговиками, пишут «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленные источники. Собеседник, близкий к правительству, заявил, что ФНС давно добивается, чтобы ее права при проверках расширили. «Сейчас с момента старта налоговой проверки ‘‘уклонисты’’ успевают распродать все имущество, вывести капитал и обанкротиться. Инициатива направлена на пресечение такой практики», — пояснил федеральный чиновник.

Он добавил, что признаки возможного ухода того или иного бизнеса от налогов будут устанавливаться «по определенному риск-ориентированному подходу». То есть основанием для раннего ареста активов станет высокий риск уклонения от уплаты налогов.

В Минфине подтвердили, что прорабатывают вопрос «фиксации имущества проверяемого», которая помешает недобросовестным налогоплательщикам воспользоваться лазейками для ухода от налогов. В ведомстве признали, что налоговые проверки часто растягиваются, что дает должникам возможность вывести свои средства и имущество или и вовсе их скрыть.

В ФНС, в свою очередь, согласились, что юридическая фиксация обязательств, которые были скрыты от государства, занимает не мало времени. Прежде всего срок зависит от того, насколько оперативно и добросовестно предоставляются документы, доказывающие добросовестность налогоплательщика.

Проверка длиною в жизнь

Зачастую налоговая проверка — вопрос не одного года, напомнил в беседе с газетой управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Лемчик. С начала проверки до вступления решения в силу может пройти от четырех до шести лет. В это время должники могут практически беспрепятственно выводить активы и в итоге полностью «обнулить» свою компанию. При этом налоговики могут видеть данные о движении по банковским счетам и переходе права собственности на имущество.

На сегодняшний день у налоговиков нет права блокировать имущество недобросовестного налогоплательщика заранее. Чтобы это сделать, необходимо дождаться окончания проверки. Также блокировка возможна, если налогоплательщик не сдает отчетность. После этого ФНС может запретить ему передавать имущество без согласия налоговой или приостановить операции по его счетам.

Решение о наложении обеспечительных мер принимается, если у ФНС есть все основания полагать, что в противном случае взыскать задолженность будет невозможно. При этом ограничения можно заменить на залог ценных бумаг, банковскую гарантию, а также поручительство третьего лица.

Часто обеспечительные меры накладываются, если удается доказать, что уход от налогов происходил при помощи фирм-однодневок. Наиболее болезненной мерой Лемчик назвал приостановление операций по счетам.

Стратегия поспешных выводов

Опрошенные изданием бизнесмены увидели в инициативе Минфина и ФНС опасность. Так, президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин считает, что налоговики могут получить новый инструмент давления на предпринимателей.

«Бизнес по факту останется без инструментов и времени на защиту своих интересов, поскольку такие решения будут приниматься не на основании результатов всей проверки, а на основании предварительных выводов, которые могут быть ошибочными», — считает он.

Президент «Опоры России» Александр Калинин тоже не согласился с целесообразностью такой меры. Он напомнил, что у налоговиков и так достаточного полномочий для взыскания долгов. Введение обеспечительных мер на основании подозрений фактически будет означать поражение налогоплательщика в правах. В особой опасности может оказаться добросовестный бизнес, который будет пытаться отстоять свою правоту в суде и не сможет распоряжаться своим имуществом и деньгами, предупредил старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Дмитрий Кириллов.

Если инициатива будет подразумевать фиксацию имущества только на начало проверки, чтобы его можно было сравнить с тем, что осталось к ее окончанию, то ничего страшного в этом нет, добавил Лемчик. Однако негативные последствия для бизнеса могут возникнуть, если речь пойдет о полноценном наложении ареста на активы.

«Безнадзорное и бездоказательное ограничение права собственности на период налоговой проверки — это гарантированная гибель бизнеса», — предупредил адвокат, партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович. Он напомнил, что режим ограничения права собственности должен включать не только полномочия чиновников, но и давать гарантии налогоплательщикам.

Еще по теме