Top.Mail.Ru
архив

Правда и вера

Марк Эймс, главный редактор TheeXile – весьма эксцентричной англоязычной газеты для иностранцев, живущих в России, – дал интервью одной из центральных газет. Тема – различия нашего и американского менталитетов, нежелание Запада понимать Россию. Предмет обсуждения более чем актуальный.

«Учтите, что наша пресса очень отличается от вашей, – утверждает Эймс. – На Западе люди верят, что их пресса абсолютно прозрачна и объективна. И она (а следовательно, и все общество) знает правду в последней инстанции...

В России, к счастью, все не так! Здесь люди не доверяют ни прессе, ни власти. Все прекрасно понимают, что на точку зрения журналиста или чиновника влияет много факторов – деньги, карьера, страх... И поэтому русские верят только себе. В этом сила русских. Иногда я думаю, что если американцев лишить веры в то, будто они знают правду, Америка рухнет! Потому что убежденность простого американца не уступает фанатизму какого-нибудь мусульманского террориста».

Радикально? Редактор отвечает в духе своего издания. Поверхностно? Вот другая цитата – написана она более чем за сто лет до нашего времени, но лишь на первый взгляд про другое. «В Англии, Америке, Франции, Германии зловредность правительств так замаскирована, что люди этих народов, указывая на события в России, наивно воображают, что то, что делается в России, делается только в России, а они пользуются совершенной свободой и не нуждаются ни в каком улучшении своего положения, то есть находятся в самом безнадежном состоянии рабства – рабства рабов, не понимающих того, что они рабы, и гордящихся своим положением рабов.

Положение нас, русских, в этом отношении тяжелее (в том отношении, что совершаемые насилия грубее) и лучше в том, что нам легче понять, в чем дело…»

Мы никому не верим потому, что жизнь здесь хуже, или жизнь здесь хуже потому, что мы никому не верим? Или лишь кажется хуже? Такие вопросы по конструктивности напоминают проблему первичности курицы и яйца. А вот как быть умным, но не подлым – вопрос много актуальнее. Мы в России более приспособлены к различным превратностям жизни и особенно к встрече с людской непорядочностью. Естественно, это происходит от своих собственных моральных несовершенств. Но зато мы менее манипулируемы, слабее поддаемся воздействию сладких речей и посулов. И ничего парадоксального здесь нет. Если у западного человека предельное переживание счастья постоянно написано на лице – это говорит о чем угодно: о качестве системы социального обеспечения и здравоохранения, о хорошей экологии в городах, о профессионализме психоаналитиков, но никак не о критическом складе ума самих вечно улыбающихся лиц.

Готовы ли мы отказаться от своей хитрости (включая такие ее элементы, как ум, опыт, умение быстро приспосабливаться к неожиданной ситуации и прочие полезные качества)? Вряд ли.

Но делать что-то надо. При отсутствии доверия каждого к каждому, всех ко всем – людей друг к другу, народа к власти, власти к народу – при полной атомизации российского общества – что-либо может решаться в России только верховной властью. Будь она сто раз порядочна и умна – ей не справиться при том, что тенденция к монополизации любого действия, любого движения в стране очевидно усиливается.

Как совместить мудрость, которая есть, в том числе, и хитрость, с доверием к другим (качество, родственное наивности)? Нет ответа. Но кто первым поставит задачу совместить несовместимое, сможет ближе подойти к достижению недостижимой цели.

 

Еще по теме