Премьеры не будет
Аукцион по продаже государственного пакета акций Восточной нефтяной компании (ВНК) не состоялся. Об этом стало известно всего за четыре дня до 14 февраля, когда планировалось провести аукцион. Российский фонд федерального имущества (РФФИ), выступавший организатором торгов, довольно невнятно сообщил об отмене аукциона, а первый заместитель председателя РФФИ Дмитрий Мазепин, чья фамилия неоднократно всплывала в прессе в связке с одним из потенциальных участников аукциона – ТНК (Мазепин работал вице-президентом этой компании), в качестве причины назвал проведенный РФФИ анализ активов ВНК, в результате которого были выявлены факты вывода активов из компании.
Любопытно, что для проведения анализа активов Восточной нефтяной компании РФФИ воспользовался услугами скандально известного адвоката Александра Добровинского, памятного по двум делам. Первым из них было возвращение «Пурнефтегаза» в состав «Роснефти» в 1998 году и запомнилось публике главным образом астрономическим размером адвокатского гонорара – $1,5 млн. Вторым громким делом Добровинского было представление интересов швейцарской фирмы Noga в многолетнем споре с российским правительством, в ходе которого швейцарцы в обеспечение иска то арестовывали учебный барк «Седов», то планировали сделать то же самое с президентским самолетом, когда он прилетит в Европу, то угрожали заморозить авуары какого-нибудь российского загранбанка. Учитывая участие Добровинского в еще тянущемся деле «Noga против России», РФФИ сделал довольно странный выбор защитника российских государственных интересов. Между прочим, параллельно с Добровинским анализ активов ВНК проводил и крупнейший британский банк HSBС, к выводам которого РФФИ отнесся, похоже, с меньшим доверием. Во всяком случае, теперь РФФИ намерен доверить Добровинскому представлять свои интересы во второй серии разборок вокруг ВНК, а именно – в деле возврата активов «Томскнефти» (основной «дочки» ВНК).
Итак, локальный олигархический конфликт (контрольный пакет ВНК и оперативное управление этой компанией с 1997 года принадлежат компании ЮКОС, а участие ТНК в аукционе по ВНК изначально имело своей целью вырвать из-под влияния ЮКОСа совсем другую – газовую – компанию «Роспан», на которую у «танкистов» есть собственные виды) вылился в болезненную для госбюджета процедуру (из-за отмены аукциона потеряно от 6,8 млрд руб. до 12 млрд руб.) с привлечением авантюристов всех мастей и потерей госаппаратом даже видимости обеспечения конкуренции. Название организатора всего этого безобразия совпадает с названием организатора торгов – РФФИ.