Top.Mail.Ru
архив

«Примаковская» Россия

После увещевательной беседы с премьером Примаковым в Москву вернулась миссия МВФ. По всем параметрам она техническая - замы начальников. Это не тот уровень, на котором принимаются кардинальные решения. Миссия должна провести работу по утряске и сближению неких позиций между российским правительством и фондом и создать почву для принятия политических решений. Эта техническая работа хотя и необходима, но носит вторичный характер.

Все технические претензии МВФ к бюджету - это отговорки. Фонд не хочет давать денег этому правительству. Не потому, что его смущают те или иные параметры бюджета, а потому, что фонд не верит ни этому правительству, ни его намерениям. Деньги в обмен на реформы - такова политика МВФ. И они прекрасно понимают, что никаких реформ правительство Примакова проводить не будет, не хочет и не может. Оно, начиная с Юрия Маслюкова, который ведет длинные политические дискуссии о преимуществах неосоциалистической системы руководства экономикой перед либеральными догмами, и кончая реальной политической деятельностью правительства в целом, не дает никаких оснований ему доверять.

Что же касается призывов убрать из правительства Маслюкова и Кулика, то это глупо. Нельзя его лишать этих людей. С политической точки зрения такой шаг сделает правительство гораздо менее уязвивым и гораздо более последовательным в проведении своей тактики - неокоммунистического реванша.

Вот и Сорос тут недавно заявил, что вопрос не в программе, а в том, чтобы найти премьера, способного проводить реформы в России. Я думаю, что это заявление неуместное, хотя и правильное. Не Соросу это заявлять.

Однако понятно, что цель этого и всех остальных заявлений - подтолкнуть к политическому решению. А настоящим их адресатом является Запад, конкретно - администрация США. Ее влияние на фонд достаточно, поскольку США являются главным донором МВФ.

Стоит напомнить, что США и Запад в целом запятнали себя сотрудничеством с советским режимом в период разрядки и в период перестройки, когда, накачивая бывший СССР долгами, которые легли потом на Россию, они продлевали агонию режима. У них тогда был аргумент, что быстрая неконтролируемая смерть режима может быть очень опасна. Сейчас такой аргумент отсутствует. Но я думаю, что у администрации США есть мотив профинансировать неокоммунистическую реставрацию в России. Если мы посмотрим, что происходит на границах нашей страны, и в первую очередь на западной, начиная от уже свершившегося расширения НАТО, то мы увидим, что проводится политика жесткого втягивания постсоветских республик в орбиту политического влияния НАТО и США. Это последовательные действия с применением политических, разведывательных и экономических рычагов. А Примаков обеспечивает возможность США вовлекать эти страны в антироссийскую орбиту очень простым способом. Во-первых, призрак российской опасности, а во-вторых, абсолютная бесперспективность и отсутствие контраргументов. Что может предложить «примаковская» Россия малым странам Восточной Европы, кроме использования традиционных связей и кадров для коррупционной и квазикоррупционной деятельности и удержания там у власти «наших сукиных сынов»? Ничего. Инвестиций предложить не может, экономических перспектив тоже, в то время как США и Запад, учитывая небольшие размеры восточноевропейских стран, способны обеспечить им инвестиционный режим под политические гарантии. Чем дальше правительство Примакова продвигается в своей практике и риторике, тем очевиднее цена вопроса.

Таким образом, нет никаких видимых оснований предоставлять кредит МВФ даже на рефинансирование долга нынешнему правительству России. Решение дать денег означало бы, что США считают приемлемым существование в России правительства, ориентированного на коммунистическую реставрацию. Однако это может быть выгодно Соединенным Штатам при определенном видении ими будущего России. Подобного рода политический режим сделает страну более уязвимой. В духе концепции Бжезинского, то есть можно поддержать стабильность в России для того, чтобы она служила для консолидации всего, что только есть вокруг, против нее. Это тактика резервации. Западное сообщество - в частности, НАТО - страшно соскучилось по врагу, по консолидирующей идее. Если мы им ее преподнесем, то это будет по-настоящему большой подарок, вокруг которого огромное количество людей найдет работу и сделает карьеру.

Так ли это, станет ясно в ближайшее время. То, на каких условиях будет выдан кредит, покажет правдивость или нет таких предположений. Непредоставление кредита означает технический конец правительства Примакова. Если же денег дадут, то это будет означать пролонгацию его политической жизни на достаточный период, чтобы говорить о несменяемости правительства до президентских выборов.

Еще по теме