Top.Mail.Ru
архив

Привкус Березовского

Наряду с неповторимым вкусовым сочетанием углекислоты и солей натрия, калия и кальция в каждом глотке «Боржоми» теперь будет чувствоваться еще и «привкус» Бориса Березовского. Независимо от того, является ли проживающий в Лондоне опальный олигарх совладельцем компании Georgian Glass & Mineral Water (GG&MW) или же грузинской компанией теперь владеет лондонская инвестиционная и консалтинговая компания Salford, созданная бывшим управляющим директором Альфа-банка Евгением Иоффе и консультировавшая Березовского по ряду проектов. Владельцы GG&MW утверждают, что связавшая их компанию с именем Березовского статья в Financial Times – заказная публикация. Формальный покупатель акций компании – Salford.

GG&MW создана в 1995 году Мамукой Хадарадзе и Бадри Джапаридзе. C 1996 года компания владеет двумя заводами, на которых разливается минеральная вода из источника в долине Боржоми, и стекольным заводом в городе Хашури. В 1997 году у компании появились западные акционеры – инвестиционное подразделение Всемирного банка IFC и венчурный фонд Baring Vostok Partners. Тогда же GG&MW выиграла на тендере право на эксклюзивное использование торговой марки «Боржоми». В 1997 году были получены и кредиты от ЕБРР и Всемирного банка ($12,9 млн) на развитие современного производства и восстановление престижа брэнда. Сегодня оборот компании составляет порядка $30 млн. На рынке минеральной воды в Москве доля компании составляет 15%. В целом же по России, по данным «Объединенной финансовой группы», в 2001 году доля марки «Боржоми» составляла 2% (для сравнения: у «Нарзана» – 5%, у Aqua Minerale – 11%, у «Святого Источника» – 17%). На Россию приходится 50% сбыта продукции GG&MW.

В 2001 году IFC и Baring Vostok Partners решили продать свои доли в GG&MW. Компания Salford в начале этого года выкупила эти акции в интересах инвестиционного фонда New World Value Fund, которым управляет. Информации о том, связан ли этот фонд с Березовским, нет. Хотя в одном из интервью экс-олигарх говорил о вложениях в некую структуру, которая занимается инвестиционными проектами. К тому же в Грузии живет бывший партнер Березовского – Бадри Патаркацишвили, который выступал в роли консультанта Salford по сделке с акциями GG&MW.

Какие могут быть выгоды от инвестиций в «Боржоми»? Во-первых, небольшой, но стабильный доход, не зависящий от цен на нефть и прочих потрясений. Во-вторых, возможность с выгодой перепродать свои акции: спрос на природную минеральную воду в России растет, как и во всем мире. В этот бизнес устремились и Nestle, которая купила «Святой Источник», и «Вимм-Билль-Данн», построивший завод на Валдае. Если по каким-то причинам намерение нефтяной компании BP проложить нефтепровод неподалеку от источника «Боржоми» не будет реализовано, к мысли о покупке GG&MW может вернуться французская корпорация Danone.

И наконец, третья выгода: президент Эдуард Шеварднадзе считает «Боржоми» достоянием республики (на «Боржоми» приходится большая доля грузинского экспорта), а GG&MW остро нуждается в привлечении инвестиций для сохранения и увеличения своей доли на российском рынке. Таким образом, вкладывая в производство «Боржоми», можно подружиться с правительством одной из стран СНГ. Всё ближе к родине. Правда, по данным Агентства региональной политической информации, 64% опрошенных россиян считают, что Борису Березовскому не стоит возвращаться в российскую политику. И только 5% уверены в обратном.

Еще по теме