Профилактика пока не требуется
СЕРИЯ прошедших в последние дни сентября переговоров высших российских чиновников с иностранными кредиторами пока не обещает ни облегчения долгового бремени, ни даже рассрочки выплат по долгам.
Наиболее обнадеживающие заявления прозвучали в Праге от МВФ. Стенли Фишер подтвердил, что МВФ не исключает возможности утверждения "профилактической" программы для России. Пока профилактика не требуется - у страны есть все возможности для выплаты кредитов. Ни списание, ни рассрочка России не нужны, - так считают и МВФ, и страны, входящие в Парижский клуб. Профилактическая программа МВФ может быть приведена в действие в случае "внезапного ухудшения платежного баланса страны-заемщицы". В иных условиях совет директоров МВФ даже не будет рассматривать вопрос о кредитах.
Примерно о том же говорила госсекретарь США Мадлен Олбрайт, заявившая, что США не планируют участвовать в двусторонних переговорах о списании долговых обязательств России на сумму $5,5 млрд (сюда входят, кроме прочего, стародавний долг по ленд-лизу и сельскохозяйственные связанные кредиты).
Жесткая реакция кредиторов на навязчивые просьбы Михаила Касьянова*, Алексея Кудрина и главы Внешэкономбанка Андрея Костина о списании и рассрочке долгов ставит просителей под удар. Российские официальные лица только что заявляли о наличии "взаимопонимания с кредиторами", а Кудрин даже анонсировал намерение Владимира Путина встретиться с некоторыми из них. Теперь выясняется, что почва для таких встреч не подготовлена.
Поставлен под сомнение главный тезис российских переговорщиков о том, что без помощи стран G-7 нам не справиться с долговой проблемой. Накануне первого думского чтения бюджета-2001 правительство оказывается в странном положении. Только что спор шел о том, как распорядиться дополнительными доходами. А теперь депутаты будут спрашивать чиновников, где они возьмут не заложенные в бюджете $3,2 млрд на выплаты "парижанам" (эти расходы Минфин не прописал в надежде на реструктуризацию). Правительству придется признать: деньги на выплаты клубу возьмем из дополнительных доходов (на которые в самом деле очень рассчитываем). В результате спорить думцам и чиновникам будет не о чем, и проект бюджета пройдет Думу относительно легко.
Другое дело, что и Касьянову, и Кудрину уже почти удалось убедить публику в том, что они всерьез рассчитывают на списание и рассрочку долга, и что эти меры действительно необходимы стране.
На самом деле это неочевидно. Во-первых, пока у нас действительно есть возможности для исправных платежей. Во-вторых, в последнее время все громче голоса некоторых банкиров и аналитиков, утверждающих, что Россия уже сейчас могла бы разными способами сокращать объем внешнего долга, не вкладывая столько средств в резервы ЦБ.
Выскажем предположение, что причина несговорчивости МВФ и стран-кредиторов не в том, что они восхищены успехами России в сфере поддержания положительного платежного баланса, и не в том, что денег жалко, и даже не в зависти стран-потребителей нефти по отношению к нефтедобывающим странам. Дело в другом. Представители стран-кредиторов и МВФ дают понять, что просто не видят реально спланированной и осуществляемой правительством программы структурных преобразований, которая могла бы оправдать рассрочку и списание кредитов. (В этом же номере "Ко" свое мнение относительно отношений России и МВФ высказываютДжульетто Кьеза и Егор Гайдар.)
** признан в России иноагентом