Top.Mail.Ru
рынки

Прокатили госзаказ

Фото: Rupert Oberhäuser / imagebroker.com / Global Look Press Фото: Rupert Oberhäuser / imagebroker.com / Global Look Press

У российских производителей стального проката новые проблемы: Росфинмониторинг, ФАС и ФНС разбираются с ценами для отечественных оборонных предприятий. Об этом глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин доложил Владимиру Путину.

По словам чиновника, финансовый мониторинг взялся за стальные компании после апрельского совещания Владимира Путина с руководителями крупнейших металлургических предприятий. Предположительно, цены на стальную продукцию для государственного заказчика выросли на 15%. В этой связи финансовые регуляторы планируют пойти по всей цепочке поставок металлов и выявить нарушения.

Для стальных компаний РФ претензии финансовых властей привычны. В начале года Федеральная антимонопольная служба обвинила крупнейших российских металлургов — «Северсталь», НЛМК и ММК — в нарушении антимонопольного законодательства на рынке горячекатаного проката. Штрафы в таких случаях могут быть «оборотными», то есть привязываться к выручке и исчисляться миллиардами рублей. Компании заявляли, что не согласны с решением ФАС, и планировали его обжаловать.

Традиционно российские металлурги предпочитают не фиксировать цены для внутреннего рынка. Это касается и производителей стали и полуфабрикатов на ее основе. До сегодняшнего дня ни одна из отечественных сталелитейных компаний не шла на фиксацию и, со слов экспертов отрасли, не собирается идти, хотя их потребителям она была бы полезна — особенно когда речь идет о предприятиях оборонно-промышленного комплекса, работающих по государственному заказу и не имеющих возможности поднять стоимость выпускаемой военной техники в случае подорожания металлов.

Российские сталевары вполне могли завышать цены для оборонных заводов, считает независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. «Они не публикуют их в открытом доступе на своих сайтах, предпочитая уведомлять клиентов об их изменениях по электронной почте».

Плюс стальные компании могут проводить разную сбытовую политику для различных потребителей, говорит Хазанов. «Для трейдеров они могут снизить цены, так как последние берут большие партии стандартной продукции (скажем, оцинкованного проката) и готовы платить за них сразу, как того желают металлурги».

«Оборонные предприятия, напротив, заказывают сравнительно небольшие по тоннажу партии с разнообразной номенклатурой и предпочитают платить за них с отсрочкой в несколько месяцев. Соответственно, металлургические производители вполне могут поднимать для них цены, понимая, что им особо и деться некуда, особенно когда речь идет о критически важной для них металлопродукции, например специальной стали», — говорит Хазанов.

В своем докладе Путину Чиханчин сказал, что одна из причин роста цен — появление большого количества посредников.

Действительно, по словам Хазанова, на рынке работает много металлотрейдеров, которые готовы поставлять небольшие партии, но при этом накручивают свою наценку. «В результате наш оборонно-промышленный комплекс зажат между металлургическими компаниями с одной стороны и трейдерами с другой».

Что касается цветной металлургии, то ситуация с ценами там традиционно похожая. Цены на медь, никель, алюминий для внутренних потребителей фиксировать не принято, они обычно привязаны к котировкам Лондонской биржи металлов (LME). Однако в марте «Норильский никель» в целях поддержки российских потребителей зафиксировал для них на несколько месяцев цены на медь и никель, исходя из их стоимости в феврале — тогда она была низкой по сравнению с мартовским ажиотажным ростом. По словам источника «Компании» в металлургической отрасли, «Норникель» продлил фиксацию цен на медь и никель.

По словам другого источника в отрасли, у компании есть согласованная с Министерством промышленности и торговли России формула, в соответствии с которой, если цены на медь и никель на мировом рынке сильно упадут, то она их снизит и для клиентов на внутреннем рынке РФ.

Никто из остальных отечественных производителей цветных металлов на подобное сегодня вообще не решился, говорит Хазанов.

«Русал» было тоже пошел навстречу российским покупателям, зафиксировав на пару месяцев цены для них в рублях. Но затем снова вернул привязку цен к индикаторам LME.

Еще по теме