Top.Mail.Ru
архив

Прощайте, джунгли!

Менеджмент российских технологических компаний меняется на глазах. Остались в прошлом времена, когда один проданный компьютер обеспечивал месячной зарплатой 15 человек, а рост продаж составлял до 200% в год. Теперь приходится бороться за каждого клиента, и при резко снизившейся прибыльности у компаний нет права на ошибку. Управленцы, которые были хороши во время «дикого» капитализма, отошли в сторону. Их пришлось сменить на более сдержанных сторонников постепенного развития.

За последний год компании R-Style Computers удалось добиться постоянной загрузки производства, что позволило снизить себестоимость продукции. Компания оптимизировала модельный ряд. Для офисных задач предлагаются недорогие R-Style Proxima NS и R-Style Proxima MS. Для более требовательных пользователей – дизайнеров, архитекторов, конструкторов и разработчиков программных продуктов – спроектирована линейка рабочих станций R-Style Carbone

 

Самокрутки

В России до 70% компьютеров производятся методом «самосбора». Так в компьютерной среде принято называть машины, относящиеся в западной классификации к категории Noname. «Самосбор» на 10 – 15% дешевле, чем машины «красной сборки», которые производят компании «Аквариус», «Формоза», R-Style Computers. Разница в цене между «самосбором» и национальными брэндами возникает за счет издержек владельцев брэндов на сертификацию и сервисную поддержку. Корпоративные клиенты, ставящие во главу угла надежность компьютеров, предпочитают национальные брэнды. Домашние же пользователи не видят особой беды в том, что в случае сбоев придется перегружать зависшую машину.

«Когда я работал в торговой компании, а не в производственной, то думал, что собрать компьютер просто. Всего-то 15 – 20 комплектующих. Взял корпус с блоком питания, вставил материнскую плату, память, различные карты, и готово, – рассказывает директор по маркетингу компании R-Style Computers Алексей Алексеев. – Однако есть огромное количество технических нюансов. Многие комплектующие плохо совместимы или вообще не подходят друг к другу. У нас был случай с одним известным производителем, когда мы решили построить модель, используя его материнскую плату и видеокарту. Так вот выяснилось, что если в мониторе используется не тринитроновская, а обычная трубка, то компьютер начинает «глючить» – по экрану бегут полосы. Проблема оказалась сугубо технической: производитель неправильно подобрал емкость на выходном канале».

 

Идите к дилеру

По мнению директора R-Style Computers Евгения Распопова, «наибольшим спросом машины компании пользуются у корпоративных заказчиков в регионах. В Москве же пока предпочитают западные брэнды, но прослеживается и положительная для R-Style тенденция – началось «тестовое» оснащение московских офисов нашей техникой. Сейчас мы выпускаем в месяц около 6 тыс. настольных компьютеров, более 100 серверов и рассчитываем производить более 100 ноутбуков, выпуск которых недавно возобновили. Есть планы по расширению производства».

Продукция R-Style привлекательна для регионов соотношением «цена – качество», наличием сертификатов и обеспеченным по всей России сервисом, что обязательно при участии в тендерах на поставку техники. Самим региональным компаниям самостоятельная сертификация обходится очень дорого в пересчете на стоимость одной машины, поэтому в розницу они продают собственный «самосбор», а для сетей и корпоративных заказчиков – брэнды.

У R-StyleComputers классическая двухуровневая система дистрибуции. Вся техника проходит через одного дистрибутора – компанию RSI, основной функцией которой в связи с этим является логистика. Все дилеры RSI могут приобретать технику R-Style Computers. Специально для дилеров компания разместила на своем сайте «конфигуратор», с помощью которого каждый дилер может сразу узнать цену интересующей его конфигурации (с учетом скидок для своего статуса) и сделать заказ. Заказ через Интернет обоюдовыгоден: партнер экономит деньги на междугородных переговорах, а R-StyleComputers сокращает стоимость обслуживания заказа.

«Если говорить об отношениях с партнерами, то мы стремимся к налаживанию долгосрочных отношений. Нам интересны в первую очередь те партнеры, которые не только приобретают у нас технику, но и занимаются ее активным продвижением. Естественно, такие партнеры имеют дополнительные бонусы в виде скидок, маркетинговую и техническую поддержку, – рассказывает президент холдинга R-Style Василий Васин. – У нас нет любимчиков. Скидки на нашу продукцию зависят от статуса дилера: «партнер», «авторизованный партнер», «авторизованный премьер-партнер». Статус дилера, в свою очередь, зависит как от объема продаж, так и от активности продвижения нашей техники на рынок. Технику R-Style можно приобрести только у наших партнеров, потому что конечному пользователю кроме качественной техники требуются дополнительные услуги: консультации, настройка, доставка, консалтинг и т.д. R-StyleComputers умеет производить качественную технику, а наши партнеры умеют оказывать качественные услуги».

Сейчас компьютерный рынок вошел в ту фазу, когда прибыль считается не сотнями процентов, а единицами, поэтому у его участников нет права на ошибку. На нем должны действовать только профессионалы, а для этого нужна глубокая специализация. Этим обусловлена и структура холдинга R-Style: RSI занимается дистрибуцией; R-Style – торговлей и системной интеграцией; R-StyleComputers – производством компьютерной техники; R-StyleSoftwareLabs – банковским и деловым программным обеспечением; R-StyleService – ремонтом компьютерного оборудования. Все компании занимают неплохие позиции в своих сегментах компьютерного рынка. Каждая из компаний знает, где она зарабатывает, а где тратит, и, естественно, стремится сократить издержки и увеличить прибыль. А на высококонкурентном рынке без обеспечения высокого качества продукции или услуг не выжить.

 

Сладкое слово «сертификат»

R-Style Computers может себе позволить экспериментировать с конфигурациями и поставщиками. Костяк инженерной службы компании сложился еще в 1992 году. Тестовая лаборатория проводит исследования всей продукции, намеченной к выводу на российской рынок. Любая новая модель компьютера перед продажей проходит сертификацию на совместимость с популярными операционными системами.

Сертификация – это трудоемкий и дорогой процесс, который по силам только крупным компаниям. Для получения сертификата на соответствие компьютера, например, продуктам Microsoft инженеры должны выполнить сложный тест (который, кстати, помогает выявить и устранить потенциальные проблемы). Не менее сложные исследования проводятся с графическими и банковскими программами. Сертификация позволяет повысить качество компьютера, избавившись от родовой болезни – плохой совместимости «железа» и «софта», то есть программных и аппаратных средств.

Комплектующие с оптового радиорынка и сертификат о совместимости – мечта многих «самосборщиков». Такие компьютеры были бы вне конкуренции. Но, по мнению инженеров R-Style Computers, «самосбор» без тестирования не может обеспечить надлежащего качества компьютера. С дешевыми ПК постоянно происходят беды.

«Покупателю не гарантируется, что все купленные им на рынке комплектующие будут одинаковы по своим параметрам. Для отдельных компьютеров это может быть не очень принципиально, но общие параметры становятся определяющим фактором, когда компьютеры ставятся в сеть», – говорит директор департамента дистрибуции малого и среднего бизнеса российского представительства Hewlett-Packard Марина Тыщенко.

«У нас есть брошюра для дилеров, в которой рассказывается, на чем экономят при сборке «на коленке» и почему мы этого не делаем. Мы знаем, как удешевить нашу ходовую продукцию еще на $50, но никогда не пойдем на это, потому что тогда придется поступиться качеством», – говорит Алексей Алексеев.

 

ГОЭЛРО-2

Правительственная программа «Электронная Россия 2002 – 2010», по словам Алексея Алексеева, сравнима с индустриализацией России. Алексеев верит, что программа даст толчок как развитию компьютерного рынка, так и развитию всего общества. Простой пример: получали ли вы заграничный паспорт? Сколько нервов и времени вы при этом потеряли? А теперь представьте: вы просто заполнили заявку через Интернет, и через установленный срок паспорт у вас в кармане. Экономия вашего времени налицо, а, как известно, время – деньги. Затраты на информатизацию потребуются колоссальные, но отдача будет несоизмеримо больше. Естественно, для осуществления программы будут востребованы ресурсы всех участников компьютерного рынка.

Интересное наблюдение, касающееся стоимости компьютера, сделал президент холдинга R-Style Василий Васин. «Цена компьютера, который я хочу приобрести для дома, всегда составляет $1500, – замечает Васин. – Столько он стоил и три года назад, и сейчас».

Конечно, сегодня это качественно иная машина, и таких возможностей три года назад у персонального компьютера просто не было. Тем не менее Василий Васин подметил действительно любопытное явление. При том, что цены имеют тенденцию к понижению, стоимость популярного современного компьютерного комплекса почти стабильна. А области применения компьютерной техники расширяются – уже сейчас во всем мире наблюдается бум цифровой фотографии и довольно заметно укрепляет свои позиции цифровое видео.

Еще по теме