Простые вещи в объективе
Одна из примет нашего времени – серийные предприниматели, способные реализовывать проекты в совершенно разных областях, и иногда по несколько проектов сразу. Один из них – Эдуард Литвинский.
Первые большие деньги он заработал с фотоаппаратом в руках. Выпускник Ленинградского военного института физкультуры, вооружившись конем, буркой и папахой, фотографировал отдыхающих на Эльбрусе. «Огромные деньги зарабатывал, между прочим», – говорит сооснователь Центра фотографии имени братьев Люмьер Литвинский, проводя экскурсию по залам на «Красном Октябре». Сегодня эта артплощадка стремится стать коммерчески успешным проектом.
Искусство на антресолях
Эдуард Литвинский вспоминает: когда фотопроект задумывался, не было четкого бизнес-плана, но было большое желание его реализовать. Сказалась семейная традиция: отец бизнесмена Михаил Литвинский – советский фотокорреспондент, работавший преимущественно в спортивной и военной тематиках.
Владельцем и руководителем фотогалереи стала супруга предпринимателя Наталья Литвинская. Она рассказывает, что на момент старта галерейный бизнес в России фактически отсутствовал: до выставочного бума, который начался в 2010‑х, было еще далеко, а галереи современного искусства или антиквариата являлись редкостью. В таких условиях и появилась первая фотогалерея в Центральном доме художника (ЦДХ). «Мы были первооткрывателями – с соответствующими шишками, но и с положенными лаврами, – считает Наталья Литвинская. – Мы вспахали, засеяли это поле и собрали урожай». «Мы удовлетворили свои амбиции», – продолжает Эдуард Литвинский. Бизнесмен вложил в развитие этого проекта около 30 млн руб. собственных средств, о чем он говорил Forbes.
В маленькую галерею, открытую в 2001 г., люди ходили просто посмотреть, что это такое – советская фотография. Интерес со стороны посетителей ЦДХ стал основным стимулом для развития. «Если бы его не было тогда, мы бы на все плюнули. Первые два-три года бизнесом там и не пахло», – объясняет Наталья Литвинская. Вдохновлял и пример подобных галерей на Западе.
За девять лет существования в ЦДХ галерея из убыточной постепенно стала окупаемой. Вместе с доходами росли и амбиции: появилось больше авторов, идей, проектов. Для выставочных проектов собственных площадей не хватало, и фотогалерея стала 2–3 раза в год арендовать там же антресольный этаж. «Вот тогда мы поняли, какое большое дело затеяли: к нам приходили самые великие фотографы страны, которые в какой-то момент оказались невостребованными, а у нас их искусство и они сами оживали. Людей увлеченных это очень заражает, а мы люди увлеченные», – говорит владелица галереи.
2008 г. стал пиком успеха: фотогалерея сделала проект «Антология русской фотографии XX века». До этого фотоискусством периода оттепели, в отличие от авангарда, никто не интересовался, и вдруг – успех. На выставку, посвященную 1960–1970-м, стояла очередь на улице. Эдуард Литвинский вспоминает, что именно в тот момент они с супругой поняли, что галерея – не тот формат, в котором можно развиваться дальше, и решили отдельно развивать выставочную деятельность. Площадкой для нее стал в 2010 г. «Красный Октябрь». «Как-то все совпало: кризис, вывезенная шоколадная фабрика… Мы рискнули – сделали ремонт и открыли Центр фотографии». (Несколько лет две площадки сосуществовали, фотогалерею в ЦДХ закрыли только в прошлом году.)
На вопрос о маржинальности этого проекта бизнесмен отвечает, что никогда этим вопросом не интересовался: «Я считаю, что бессмысленно оценивать бизнес, который, кроме тебя, никто не делает. Рынок отсутствует, мы сами формируем предложение. Просто темнота и одни неизвестные. Но это не черная дыра».
Эдуард Литвинский признает, что пока находится только в начале пути. Есть первые результаты 2–3 лет работы, но оценивать это как бизнес пока рано. В позапрошлом году были в прибыли, в прошлом – по нулям. Нынешний год – тяжелый. «Благотворительность фактически», – говорит он, то ли шутя, то ли серьезно.
«Галерейный и выставочный бизнес в России – молодой и динамично развивающийся, однако если говорить о нем в международном контексте, он находится на этапе становления, – уверена Ольга Никифорова, генеральный директор онлайн-галереи современного искусства Art-ICON. – Российский арт-рынок развивается, и уровень конкуренции на нем ниже по сравнению с другими отраслями, и, если зайти на него сейчас, можно преуспеть в будущем, учитывая, что средний срок окупаемости галереи – 2–3 года».
Директор Фонда русского абстрактного искусства Анна Карганова считает, что в долгосрочной перспективе арт-проекты могут быть коммерчески успешными, хотя шансов создать успешный некоммерческий – больше. На старте это всегда серьезные вложения, и, когда они окупятся, предсказать невозможно. «Четко выработанных правил игры в отечественной арт-индустрии для самих ее субъектов пока, к сожалению, нет», – констатирует она.
Центр фотографии зарабатывает продажей билетов на выставки – посещаемость колеблется от 100 человек в будни до 300 – в выходные. Здесь же открыт, по словам владельцев, лучший в мире магазин фотографической книги: все издательства, которые выпускают книги по фотографии, представлены на «Красном Октябре». Издают собственные книги (их уже девять), постеры – и все в своем издательстве. Еще есть кафе: прибыли оно, правда, как говорит основатель компании, не приносит – работает на атмосферу. Одно поддерживает другое: книга поддерживает выставку, выставка поддерживает центр, все вместе они поддерживают магазин. Все это работает на подготовку выставочных проектов для аренды. Это один из главных потенциальных источников роста.
Но основную часть жизни Литвинского занимает другой бизнес, которому уже четверть века и который кормит фотопроект.
Подсудное имя
В 1990 г., когда все вокруг рванули делать бизнес, Эдуард Литвинский с партнерами решил открыть супермаркет – в подвале на Сухаревке. Не получилось, потому что после ремонта помещение «попросили вернуть»: договоров в то время никаких не было – пришлось распродавать приготовленное для торгового зала оборудование. Спрос был огромный, и тогда-то обнаружилось, что продажа торгового оборудования – это свободная ниша. Литвинский с партнерами стали продавать то оборудование, которое было доступно, – производства «Марихолодмаш» и завода холодильного оборудования в Люберцах. Поскольку на рынке был дефицит всего, этот бизнес стал очень успешным. В 1995 г. предприниматели поехали в Польшу, где в тот момент расцветало производство оборудования, – так была налажена поставка из Европы, потом – из США.
Изначально Литвинский и партнеры развивали группу компаний «Русский проект» – это была история длиной в 15 лет. Потом, в результате «некоторых событий», рассказывает Эдуард Литвинский, группа разделилась и произошел ребрендинг, вызванный тем, что «мы решили совершенно сменить позиционирование».
Под некоторыми событиями, вероятно, следует понимать судебные разбирательства с компанией «Финвест» бизнесменов Александра Холода и Людмилы Черниговой, которая в течение 2009–2010 гг. пыталась отсудить у компаний Литвинского право на товарный знак «Русский проект» и запретить вести под этой маркой некоторые виды деятельности. И ей это частично удалось: суд запретил ответчику (компаниям Литвинского) использовать обозначение «Русский проект», обязал удалить обозначение «Русский проект» с материалов, которыми сопровождается выполнение работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок; запретил использовать фирменное наименование со словосочетанием «Русский проект» в сфере проектирования, установки, ремонта, продаж, проката оборудования и мебели для предприятий общественного питания, торговли и взыскал 200 000 руб. компенсации (истец – «Финвест» – требовал в 10 раз больше). Как утверждается в документах суда, товарные знаки были признаны сходными до степени смешения, при этом преимущественное право, по мнению суда, было у «Финвест».
С одноименным сайтом разбирательства растянулись еще на несколько лет: компания «Финвест» требовала запретить ЗАО «Группа «Русский проект» использовать в качестве названия интернет-сайта и на интернет-сайте www.rp1990.ru обозначение «Русский проект» и фирменные наименования – ООО «Русский проект-технология» и ООО «Русский проект-ритейл».
Несколько инстанций, а потом и Верховный арбитражный суд, в иске отказали, исходя из того, что группа «Русский проект» использует не товарный знак истца, а свое фирменное наименование, зарегистрированное в 1994 г., то есть ранее регистрации истцом прав на товарные знаки. Сейчас сайт закрыт.
Примечательно, что и сражавшаяся за торговое наименование «Русский проект» компания «Финвест», и группа компаний, соучредителем которых является Эдуард Литвинский, играют на одном рынке и ведут очень серьезную конкурентную борьбу, в том числе за госконтракты – поставку кухонного и холодильного оборудования для школ, больниц, санаториев и т.п. У «Финвест» и ее шести «дочек», в наименовании которых присутствует вызвавшее споры словосочетание «Русский проект», освоение бюджетных средств идет неплохо: выиграны госконтракты более чем на 630 млн руб. (данные сервиса «Контур-Фокус»). У компаний, связанных с именем Эдуарда Литвинского, результат скромнее – по данным сервиса «Контур-Фокус», 11 млн руб.
При этом предприниматель отмечает: «Госконтракты – штука непростая. Сейчас их стало намного меньше, пик приходился на 2010–2011 гг. – тогда действовала федеральная программа по переоборудованию школьных столовых. На нее и приходилось большое количество выигранных госконтрактов. Правила этой игры известны, участвовать в тендерах несложно – побеждать и выполнять гораздо сложнее».
Эдуард Литвинский, совладелец компаний «РП-технологии», «РП-сервис» и еще 11 юрлиц, вопросов о «Русском проекте» старательно избегает, а любопытным корреспондентам прочит судебные разбирательства. Он просит говорить о проекте Equip Group, в котором он совладелец. Александр Холод прокомментировать взаимоотношения с Эдуардом Литвинским отказался.
Деньги из холодильника
«Сейчас группа называется Equip: в нее входит несколько компаний, которые занимаются на первый взгляд примерно одним и тем же, но если вникнуть – совершенно разным. Сфера одна – это проектирование, оборудование, технологические разработки, обслуживание объектов питания и торговли», – объясняет Литвинский. В фокусе интересов – профессиональная кухня разных форматов и продовольственные магазины. Компания считает себя достаточно крупным игроком на рынке оптовой продажи оборудования. Она занимается оборудованием для супермаркетов, причем в последние годы из формата продажи оборудования для супермаркетов перешла в формат концептуального проектирования, включающего дизайн, логистику и только потом оборудование торгового предприятия. «Мы рисуем магазин с нуля как объект, иногда – как артобъект, потому что это крайне важно: быть красивым, необычным, желанным», – говорит Эдуард Литвинский.
Equip Group работает с «Бахетле» и «Глобус Гурмэ». В качестве знаковых проектов там называют подготовку организации питания спортсменов и волонтеров на сочинской Олимпиаде, Универсиаде в Казани, чемпионате мира по водным видам спорта, упоминается также участие в «куче московских ресторанов».
Одним из крупных объектов, в проектировании которого специалисты Equip приняли активное участие, стал «ВТБ Ледовый дворец», который построен на территории бывшего АМО ЗИЛ в Москве. В рамках данного проекта компания Equip реализовала концепцию питания работников и посетителей арены, состоящую из двух фабрик-кухонь полного цикла производительностью до 6 т готовой продукции в день, фаст-фудов Большой и Малой арен, скайбоксов на 2500 человек. В тендер на хоккейный проект Equip Group пригласил ООО «Чешские пивные» (сети «Козловица», «Пилзнер»). Директор по развитию франчайзинга ООО «Чешские пивные» Алексей Шиндяпкин вспоминает этапы сотрудничества: «Первый франчайзинговый проект мы открывали не с ними, поэтому находились в поиске более стабильного партнера. В самом начале сотрудничества шла сложная притирка с менеджерским составом на местах. Открытие ресторана за несколько тысяч километров – это масса непредусмотренных сложностей, даже несмотря на то, что в системе франчайзинга все продумано. Вместе с Equip Group мы сделали семь или восемь объектов. При этом в последний раз тендер на открытие ресторана мы проводили среди восьми компаний, и компания группы Equip снова показала лучшие цены».
«Среди поставщиков оборудования группа Equip для нас в топе, многие наши рестораны укомплектованы с помощью ее решений, – утверждает Дмитрий Левицкий, управляющий компанией Hurma Management Group. – Equip – основной поставщик нашей ресторанной франшизы «Дорогая, я перезвоню».
Эдуард Литвинский отмечает, что новые рестораны, магазины, гостиницы открываются постоянно, и каждое открытие привносит что-то в отрасль, поэтому рынок развивается технологически и интеллектуально. В кризис заказов стало меньше, но они есть. «Рестораны все равно открываются, и есть надежда, что свободные места, появившиеся после ухода с рынка некоторых игроков, будут заняты подобными же объектами. Спад должен обернуться всплеском через год-два. Меньше есть не станут, площади в больших городах не будут пустовать», – уверен бизнесмен.
На языке индейцев
Для оборудования ресторанов в Equip Group несколько лет назад создали линейку собственных брендов. «Раз уж мы и так занимались селекцией оборудования для наших заказчиков, шесть лет назад решили разработать собственные бренды. В линейке профессионального оборудования для кухни появился Apach итальянского производства. В объемах продаж брендов это сейчас лидер, потому что технологичность, качество, новизна и цена находятся в гармонии», – рассказывает Эдуард Литвинский.
Три года назад компания обратила внимание на китайский рынок оборудования: он сейчас растет с огромной скоростью, и качество подтягивается к европейскому. «Но с брендом Hurakan все непросто, – признается он. – Мы уже сменили несколько фабрик, и финального списка партнеров пока нет».
Следуя «линии партии», Equip Group разрабатывает российский бренд оборудования под маркой «Кайман». «Я думаю, через год вы о нем услышите», – обещает сооснователь Equip Group.
Он отмечает, что супермаркеты, которые открываются в последнее время, все чаще переходят на отечественное оборудование. У Литвинского и компании есть доля в костромском заводе Brandford, который производит оборудование для супермаркетов уже 15 лет. «Мы вошли в этот бизнес не так давно и очень довольны этой инвестицией, потому что завод наращивает свои объемы. У него серьезная клиентская база – это не только российские сети супермаркетов X5, но также Auchan и Billa», – говорит Литвинский.
Однако полное импортозамещение, по его мнению, не то что невозможно – нецелесообразно: «Не потому, что технологии сверхсложные. Просто есть изделия, которые нет смысла производить в нашей стране. Вакуумные аппараты, производимые в Италии или Финляндии или Китае, потребляет весь мир. Если мы станем производить их в нашей стране, потребление будет настолько низким, что потеряется всякий смысл. А есть продукция, которая давно и в огромном количестве производится в России, – например, оборудование из нержавейки. Есть несколько крупных российских предприятий, которые очень хорошо делают тепловые линейки профессионального оборудования, холодильную технику».
Для Equip Group инвестиции в Brandford – это пока единственные вложения в производство. Но группа много вкладывает в пакеты торговых компаний, занимающихся комплексным оборудованием объектов. В них зачастую покупается миноритарный пакет, а владельцами какой-то доли обязательно выступают топ-менеджеры самих компаний. «Они не могут быть крупными, их масштаб – $10–15 млн годового оборота – уверен бизнесмен. – Фактически это сервисная компания, которая должна слиться с бизнесом клиента, вести его от идеи до открытия объекта с последующим обслуживанием и доукомплектацией в течение всего срока существования. Это проводник наших брендов и технологических идей. Именно за счет таких компаний бизнес находится в положительном балансе: колебания рынка или падение спроса на определенные продукты демпфируются тем, что компании всегда в рынке и обеспечивают постоянный спрос на продукцию, которую Equip продает оптом».
У компании много интересов, и не только в России: созданы юрлица в Катаре и Арабских Эмиратах. Давно работает на Украине компания «Новий проект». Про нее в своем аккаунте в Facebook Литвинский недавно написал: «Лучшая компания в Украине (после «Нафтогаза»). Пережила четыре кризиса, войну и дураков (в оригинале слова крепче. – Прим. «Ко») у власти. Красива, технологична, в меру закредитована, 100% кризисоустойчива. Я не продаю, я хвастаюсь». Вести бизнес на Украине предпринимателю не проще и не сложнее, условия очень похожи. Другое дело, что сейчас там совсем сложная экономическая ситуация. По словам Литвинского, лучше было в прошлом, когда увлеченные политической борьбой Тимошенко и Ющенко власти не обращали никакого внимания на бизнес, и он расцвел.
Есть у компании планы по выходу на другие национальные рынки, но при этом лидером внутри России Equip себя не ощущает. «15–20 лет назад можно было сказать, что есть некий рынок оборудования для HoReCa и на нем есть лидер, который продал железяк на большую сумму. Сейчас нужно отдельно оценивать рынок оборудования для фастфуда, который не сравним с рынком оборудования для фабрик-кухонь или ресторанным, а последний, в свою очередь, можно делить на сегменты. Каждый сегмент – предмет конкуренции. Речь идет о каких-то процентах, никто из участников рынка не имеет доли больше 6%», – считает Литвинский.
Общий оборот Equip Group сам Эдуард Литвинский оценивает в $100–150 млн. А если брать в расчет оборот всех компаний, в которых группа в той или иной степени участвует, – то он может достигать $300 млн.
Вкусные инвестиции
Занимаясь поставкой оборудования для объектов питания, Литвинский не избежал соблазна войти в ресторанный бизнес. Он стал совладельцем ООО «Винотека – Простые вещи», но подчеркивает, что его участие исключительно финансовое. «Мы вложились в идею и ресторатора, который и есть душа заведения, – отмечает бизнесмен, называя своей ресторанной музой Ирину Ходзинскую. – Это был один из первых демократичных ресторанов в Москве. Целевая аудитория – интеллигенция 25–40 лет, люди без огромных доходов, которые ценят не пафос, а уют, не дороговизну блюд, а их здоровое наполнение и при этом достаточно вооружены внутренне, чтобы оценить простоту». Средний счет действительно не превышает 1500 руб. Концепция винотек Ходзинской проста: «Вино в доступной форме – пришел, сел, выпил».
В 2010 г. Литвинский выкупил половину в двух ресторанах «Простые вещи» – на Конюшковской и на Большой Никитской, – а потом проинвестировал открытие третьего ресторана, на Пятницкой. Сумму инвестиций в ресторанные проекты он оценивает в 16–17 млн руб. И говорит, что они уже окупились. Бизнесмен доволен участием в этих проектах, потому что, помимо финансовой прибыли, они приносят нематериальные бонусы.
Для Литвинского удовольствие от процесса – дело не менее важное, чем результат. Ему нравится делать бизнес не только с семьей, но и с друзьями. Например, среди его партнеров – давний, еще институтский, друг Сергей Александров.
Не в этом ли успех всех его проектов? «Были и неуспешные начинания, просто о них никто не знает, потому что они уже умерли. У каждого бизнесмена, особенно у каждого успешного бизнесмена, есть куча неуспешных проектов», – считает Литвинский. Неудачным опытом он делиться не хочет, но рецепт все-таки дает: «Тут нет никакой философии, нет никакого кредо. Очень важно, чтобы идея совпала с реальностью. Также важно, чтобы проект был дофинансирован, иначе он рискует превратиться в болото. Ну и остается просто работать, не лениться, не остывать».
Эдуард Литвинский говорит о готовности развивать и проект «Простые вещи», и основной бизнес, пробовать новые направления, новые технологии продаж.
На вопрос, может ли он назвать себя состоятельным человеком, Литвинский отвечает: «Я не бедный». Денег на красивую жизнь ему хватает, но отдыхать он предпочитает в домике на Истре: посиделки с друзьями, квадроцикл, катер. А еще Литвинский осуществил две мечты юности: пересел на мотоцикл и научился летать на параплане.
Еще по теме





