Top.Mail.Ru
архив

Пылесос, который гуляет сам по себе

В мире пылесосов, похоже, грядет революция. Не успели «дайсоны» вытеснить «хуверов», как на рынке появились «первые ласточки» нового поколения пылесосов – шведы и японцы разработали аппараты, которые могут убирать помещения без помощи хозяев. Разработки Matsushita и Electrolux находятся на стыке двух разных рынков – пылесосов и мобильных роботов.

Основной двигатель технического прогресса – человеческая лень. В очередной раз это подтвердила шведская Electrolux, которая начала серийное производство нового робота-пылесоса Trilobite. Компания не говорит, почему бытовой прибор назван по имени трилобитов – ископаемых морских членистоногих. Возможно потому, что трилобиты внешне похожи на микроорганизмы, из которых состоит основная масса пыли в квартире. А, возможно, потому, что пылесос передвигается по поверхности подобно трилобитам – ползком. Так или иначе, но шведский пылесос размером с небольшую кастрюлю в состоянии обработать до 95% площади квартиры, тогда как с помощью обычного пылесоса можно собрать пыль только с 60% площади. Trilobite оснащен акустическим радаром, то есть для перемещения по комнате он использует ту же технологию, что и летучая мышь. Робот умеет ползать под столами и кроватями, различать пороги и ступеньки, поэтому человеку нет необходимости следить за его действиями. Во время работы Trilobite запоминает карту квартиры, чтобы в следующий раз оптимизировать маршруты уборки. Робот питается от аккумуляторных батарей, сам в случае необходимости находит зарядное устройство, а после подзарядки возвращается на то место, где прервал свою работу.

Отцы и дети

Первую модель пылесоса в работе около 100 лет назад продемонстрировал британский инженер Герберт Сесил Бут. Эта демонстрация чуть не стоила ему жизни. Бут положил чистый носовой платок на поверхность стула, приложил рот к материи и втянул в себя воздух что было сил. Инженер чуть не задохнулся, но, придя в себя, показал почтенной публике пыль на обратной стороне платка и объяснил, что пыль можно убирать при помощи потока воздуха. 30 августа 1901 года уроженец английского графства Глостершир Герберт Сесил Бут получил патент на первый в истории пылесос. Аппарат работал на бензине и размерами напоминал автомобиль. Пылесос называли «Пыхтящий Билли».

Однако промышленный выпуск домашних пылесосов начался лишь через несколько лет - и не в Британии, а в США. Благодаря стараниям компании Chapman & Skinner из Сан-Франциско на свет появился первый электрический пылесос. А скромный уборщик магазина из штата Огайо Джеймс Мюррей Спэнглер догадался придать аппарату вертикальное положение. На Западе пылесосы чаще всего называют «хуверами», и это не случайно. Уильям Генри Хувер, основатель известной фирмы Hoover, женатый на сестре Джеймса Мюррея Спэнглера, приобрел патент у изобретателя. Хувер создал промышленную империю и обеспечил Америке абсолютное мировое господство на рынке «пыхтящих Билли», которое длилось вплоть до 1990-х годов.

В 1912 году швед Аксель Веннер-Грен в сотрудничестве с фирмой Lux (ныне Electrolux) выпустил домашний пылесос цилиндрической формы. Первые одноразовые пылесборники появились в 1955 году. Далее пылесос совершенствовался лишь за счет всевозможных насадок, приспособлений для влажной обработки ковров и т.д.

Перелом произошел в 1993 году, когда англичанин Джеймс Дайсон предложил новую технологию. Его пылесос «Двойной циклон» работал без мешка. К разработке революционной модели Дайсон шел долгие 15 лет, построив за это время 5000 прототипов. Зато результат был ошеломляющим: в 1996 году продукция фирмы Dyson Appliances заняла первую строчку в списке самых продаваемых пылесосов в Великобритании, а в мае 2001-го британская компания оттеснила американцев на второе место и в мировом масштабе. Теперь эту модель копируют многие производители пылесосов. «Двойной циклон» – самая продаваемая «пылесосная технология» в мире. В свое время от производства этой модели отказались многие крупные компании, в том числе и Electrolux. Правда, затем Electrolux «родила» нечто новое. Впрочем, робот-пылесос никогда не появился бы на свет, если бы не японцы.

Японский бог

По данным исследования, проведенного Экономической комиссией ООН и Международной федерацией робототехники, мировые продажи роботов в 2000 году увеличились по сравнению с 1999-м на 25%. Роботы стремительно осваивают все новые профессии. В больницах Японии и США они разносят медикаменты и помогают при проведении операций. В сельском хозяйстве вносят удобрения в почву, доят коров, участвуют в полевых работах и на лесозаготовках. По прогнозам все той же комиссии ООН, рынок мобильных роботов вырастет с $665 млн в 2000 году до более чем $17 млрд в 2005 году. В ближайшие несколько лет должны увеличиться продажи роботов бытового назначения – в частности, роботов-газонокосилок и роботов-пылесосов.

Японцы исторически сильны в робототехнике и являются главными поставщиками идей и готовых изделий на рынок мобильных роботов. Неудивительно поэтому, что компания Matsushita (торговая марка Panasonic) решила поручить роботам и уборку помещений. Matsushita показала свой концепт-пылесос в апреле нынешнего года на выставке BarrierFree в Осаке. Внешне он похож на обычный пылесос, только без шланга. В новую разработку вмонтировано 50 датчиков различного типа, которые позволяют пылесосу перемещаться по комнате, избегая столкновений со стенами и мебелью. При создании робота в качестве датчиков были применены самые последние разработки Matsushita в области высоких технологий. Робот сам определяет размер комнаты, тип напольного покрытия и степень загрязненности помещения. Сенсоры, определяющие параметры помещения, аналогичны тем, что используются в высокоточных бомбах. Степень загрязненности определяют анализаторы, разработанные для межпланетных кораблей. Цена автоматического уборщика на первых порах будет порядка $4000. Компания надеется, что новое изобретение появится на полках магазинов в ближайшие два-три года. Впоследствии на основе этой модели Matsushita намерена создать робота-охранника и робота-няньку, опекающего детей.

 

В ожидании чуда

Electrolux анонсировала свое изобретение чуть раньше. При этом шведский робот будет в два с лишним раза дешевле своего японского собрата.

Как сообщила «Ко» менеджер по маркетингу московского представительства Electrolux Ирина Валуева, начало широкомасштабного продвижения робота-пылесоса в России компания планирует на сентябрь 2002 года.

Отечественные торговые сети готовятся к поступлению новой продукции без особой спешки. Так, в «Партии» планируют попробовать продать небольшое количество экземпляров дорогостоящего шведского чистильщика, но бизнес-планы пока не составляют. «МИР» ведет переговоры с Electrolux о продажах нового робота-пылесоса Trilobite. «Мы заинтересованы в этой новинке. Trilobite вписывается в концепцию нашей сети», – говорит менеджер компании Сергей Родионов.

«Техносила», по словам ее менеджеров, тоже заинтересована в новой модели, но, как заявила директор по рекламе Карина Черникова, «компания еще не получила от Electrolux описания этого пылесоса и рекомендаций по его продвижению на российском рынке».

Еще по теме