Top.Mail.Ru
архив

Разводящий

Руководитель аппарата правительства - должность, в общем, техническая. По крайней мере так считалось. По большому счету главная его обязанность - согласование документов, перед тем как их завизирует председатель правительства. Однако назначенный руководителем аппарата правительства Михаила Касьянова* Игорь Шувалов понимает свои задачи гораздо шире. Фактически он взял на себя роль регулирующей стороны как внутри правительства, так и вне его: правительство - Центробанк; правительство - "Газпром"; Минфин - Минэкономики; Минэкономики - МПС и т.д.

С одной стороны, налицо большая победа Шувалова, и Касьянову очень важно, чтобы вся эта огромная по объему и трудная как по содержанию, так и с точки зрения психологии работа проделывалась качественно и желательно одним доверенным лицом. С другой стороны, активность руководителя аппарата многих все больше раздражает: трудно остаться всеобщим любимцем, находясь в средоточии всех основных макроэкономических конфликтов. Жанр не тот. Потому-то разговоров о возможной отставке Шувалова не меньше, чем слухов об уходе Касьянова. Но, скорее всего, пока они практически беспочвенны - по крайней мере в части скорого увольнения Шувалова. Именно такой руководитель аппарата нужен премьеру, и только очень сильные угрозы могут заставить Касьянова пожертвовать молодым, но талантливым аппаратчиком.

Юридическая поддержка

Игорю Шувалову 33 года, и его первое появление на политической арене произошло меньше четырех лет назад - в декабре 1996 года. До этого он окончил юридический факультет МГУ (1992), после чего немного поработал в правовом департаменте МИДа. Видимо, госслужба не вполне удовлетворяла молодого амбициозного юриста, и в 1993 году он поступил в адвокатское бюро "АЛМ-Консалтинг", учрежденное Александром Леонидовичем Мамутом и гордо носящее его имя.

В бюро Шувалов проработал целых четыре года - вплоть до возвращения на госслужбу, но уже совершенно в новом качестве и с новыми связями. У Мамута он сначала был старшим юристом, затем директором. Так что в тесных связях Шувалова с Мамутом сомневаться не приходится - не рядовой ведь клерк. Однако преувеличивать фактор Семьи и считать, например, что Роман Абрамович идет в губернаторы Чукотки только потому, что Шувалов родился в городе Билибино Магаданской области, конечно, не следует. Адвокатская работа не помешала Шувалову выступить учредителем двух АООТ и одного АОЗТ ("Сталкер", "Фантейм", "Рэндо"), которые занимались соответственно оптовой торговлей, недвижимостью и "производством и реализацией ТНП". То есть Шувалов знаком (по госслужбе и адвокатской практике) не только с крупным и очень крупным бизнесом, но и с мелким - причем как предприниматель.

В условиях недостатка открытой информации о деятельности московских адвокатских бюро приходится судить о неизвестных нам событиях по их последствиям: в конце 1996 года Игорь Шувалов вместе со старшим юристом и партнером бюро "АЛМ" Натальей Русиной стал учредителем ЗАО "ОРТ-Консорциум банков". Вот так вот сразу - и в самое пекло. Консорциум, собственно, был создан для объединения капитала банков - держателей акций АО "ОРТ". У банков (Объединенный банк, "СБС-Агро", Альфа-банк, МЕНАТЕП) после приватизации главного телеканала было 38% ОРТ; чьи интересы и на каких основаниях представляли в ЗАО Шувалов и Русина - неизвестно. Может быть, просто оказывали юридическую поддержку. Но, по всей видимости, Шувалова заметили еще по адвокатской деятельности, а теперь проверили в деле. Потому что очень скоро бывший адвокат возвращается на государственную службу. Можно сказать, посланцем большого бизнеса. Поэтому утверждения газет о том, что Шувалов назначенец, выдвинувшийся только за счет бюрократических талантов, явно не соответствуют действительности.

Быстрый рост

Итак, в 1997 году Шувалов попадает в Госкомимущество - и сразу на должность начальника департамента государственного реестра (так что правительственно-президентская программа инвентаризации госсобственности наверняка инициирована не без участия Шувалова). ГКИ в 1997-м руководили соратники Анатолия Чубайса. Но Шувалов был "из другой команды" и к "радикалам-рыночникам" не примкнул. Вскоре прошел аукцион по "Связьинвесту", поссоривший Чубайса с Гусинским и Березовским; было заведено "дело писателей", и радикалов из МГИ изгнали. Шувалову это пошло на пользу: площадка для служебного роста была расчищена.

В начале января 1998 года его назначают заместителем министра госимущества. Курировал Шувалов - кроме прочего - деятельность управления по финансово-кредитным, страховым и внешнеэкономическим организациям. Приятным совпадением, вероятно, стало и скорое "возвращение" Шувалова на первый канал - теперь в качестве члена совета директоров ОАО "ОРТ" от государства. Круг замкнулся. Шувалов оказался чрезвычайно успешным чиновником.

Кроме того, его словно вела вверх чья-то невидимая рука. После отставки правительства Черномырдина весной 1998 года Шувалов возглавил Российский фонд федерального имущества (РФФИ). Возможно, это связано с тем, что дальнейшее продвижение Шувалова в ГКИ-МГИ было невозможно, да и не нужно: к тому времени стало понятно, что вполне успешно справляющийся со своими задачами Фарит Газизулин - это всерьез и надолго. Интересно, что довольно долго в РФФИ он был и. о. - предыдущий председатель Игорь Липкин был в затяжном отпуске по болезни, однако почему-то никак не увольнялся.

Когда пришел Примаков, у Игоря Шувалова был реальный шанс вылететь из правительства. Но по каким-то причинам его персона не вызвала возражений ни у Евгения Максимовича, ни у "левой" Думы. А в конце года Шувалов, как сообщалось, принял активнейшее участие в создании АРКО. Продвигал Шувалова и Степашин: летом 1999 года Шувалов попадает в совет директоров "Газпрома", отношения с которым являлись страшной головной болью всех правительств, кроме черномырдинского.

Наконец, последний шаг. В период, когда Касьянов был первым замом главы правительства Путина, руководителем правительственного аппарата был личный путинский выдвиженец Дмитрий Козак. Предполагалось, что он останется и при Касьянове. Либо секретариат возглавит Дмитрий Медведев. Однако утвержденный Думой премьер настоял на том, что руководителя секретариата он должен назначить самостоятельно. И получил это право: вероятно, в пакете договоренностей, по которым свои нынешние должности заняли Кудрин и Греф. Собственно, назначение Шувалова никак не противоречило сложившемуся к тому моменту представлению о связи Касьянова с "новыми государственниками": людьми круга Мамута - Абрамовича.

Приватизатор

Занятия госимуществом и приватизацией в 1997 - 2000 годах сказываются и на деятельности Шувалова в новом качестве. Во-первых, он по старинке курирует эти проблемы. Во-вторых, есть что-то неуловимое, объединяющее крупных чиновников из МГИ-ГКИ-РФФИ от Альфреда Коха и Петра Мостового до Фарита Газизулина и Владимира Малина. Наверное, это умение договариваться с крупным бизнесом.

Шувалов, как сообщалось, курировал в этом году подготовку серьезных изменений в закон о приватизации. Самые существенные из них касаются методов продажи госсобственности: вводятся прямые продажи (реализация акций по результатам переговоров с потенциальным инвестором); выпуск производных ценных бумаг на госпакеты акций и размещение их на международных фондовых рынках; продажа низколиквидных пакетов по минимальной цене без конкурса при принятии новым собственником инвестиционных и социальных обязательств; наконец, передача госпакета акций эмитенту в счет бюджетного финансирования в обмен на обязательство погасить и не накапливать задолженность по зарплате и бюджетным платежам. Коху с Мостовым такое действительно не снилось: приватизационные возможности открываются широчайшие. Хотя поправки и были скорректированы, завершающий приватизационный аккорд 2001 года (из 11 тыс. госпредприятий правительство планирует расстаться с 7 тыс.) готовится при участии Шувалова.

И именно Шувалов несколько месяцев назад, когда Генпрокуратура, ФСНП и Счетная палата проявили интерес к экс-олигархам, заверил мировое сообщество, что пересмотра приватизации в России не будет. Похоже, он был прав. Зато доходы от государственного имущества (входят в ответственность МГИ и РФФИ), хотя и сильно выросли по сравнению с прошлым годом, все равно остаются смехотворно низкими: на конец сентября они составили всего 10,1 млрд руб., в том числе дивиденды по акциям - 0,7 млрд. Зато есть хороший аргумент: не можем управлять госсобственностью - давайте продадим.

Сыграл Игорь Шувалов важную роль и в отказе правительства от идеи создания "Госнефти". Еще весной 2000-го, когда принципиального решения принято не было, МГИ и РФФИ активно заверяли всех, что 85% ОНАКО, 25% + 1 акция "Роснефти" и 19,68% "Славнефти" непременно будут проданы в этом году. Потом, правда, конъюнктура изменилась. А может, так и было задумано.

В аппарате

Исторически аппарат правительства рассматривался как "чисто премьерский" - вице-премьеры имели свои собственные, достаточно сильные секретариаты. Касьянову слишком самостоятельные заместители и министры едва ли нужны, и Шувалов пытается замкнуть все аппаратные полномочия на себя: должен же аппарат правительства в самом деле стать "помощником министерств". Кроме того, Шувалова возмущает, что аппарат правительства всего лишь "орган, обеспечивающий циркуляцию документов". Секретариат, говорит Шувалов, должен быть экспертным органом, который дает оценку поступающим предложениям, а не "примитивно ретранслирует" идеи министерств. Хотя при этом секретариат не должен "подавлять ведомственную инициативу".

Найти эту золотую середину Шувалову помогают лучшие черномырдинские кадры - Владимир Бабичев и Михаил Тринога (в свое время руководитель аппарата и зам. зав. секретариатом). Бабичев занялся внутренней дисциплиной. Рассказывается об этом примерно так. С 9.00 охранники на входе фиксируют все опоздания аппаратчиков. Проверяются буфеты - их нельзя посещать в рабочее время. А 11 октября Шувалов издал приказ № 1135: "Организовать в приемных заместителей и руководителя аппарата правительства и руководителей структурных подразделений круглосуточное дежурство впредь до отмены соответствующего указания, начальникам департаментов и управлений вводить скользящий график работы сотрудников". До сих пор неизвестно, было ли это не очень удачной шуткой или все задумывалось всерьез. Но к вечеру приказ был отменен. Зато теперь сотрудники шуваловского аппарата не работают до ночи: рано пришел - рано ушел.

Тем не менее Шувалов совсем не комическая фигура. За недолгое время руководства секретариатом ему удалось замкнуть на себя контакты премьера с бизнес-сообществом и войти в роль регулировщика на самых оживленных внутриправительственных перекрестках. Кроме того, именно Шувалов, по-видимому, координирует макроэкономические контакты правительства с ЦБ и администрацией президента, а также важнейшие направления работы - вроде деятельности "Газпрома" и РАО "ЕЭС".

Посол премьера в бизнес-сообществе

Игорь Шувалов координирует работу всевозможных предпринимательских советов - как наших, так и зарубежных - при правительстве. Консультационная польза от мероприятий, когда одновременно собираются несколько десятков бизнесменов, каждый со своими конкретными проблемами, неочевидна. Тем более когда это не олигархи с их глобальными проблемами, а всевозможные ТОО, АОЗТ, главы региональных и профессиональных ассоциаций. Разве что ИЧП нет.

Тем не менее иногда среди множества предложений попадаются и дельные. Так, именно совет по иностранным инвестициям настоятельно рекомендовал правительству и Думе отменить НДС при экспорте в страны СНГ. Теперь же все предложения и жалобы инвесторов на министерства и ведомства ложатся на стол Шувалова. Это большой административный ресурс: инвесторы у нас в почете, а всевозможные ошибки и промахи в деятельности министерств найти не так сложно. Вот почему министры боятся Шувалова: он докладывает о справедливых жалобах непосредственно Михаилу Касьянову. Кстати, сопредседателем совета с иностранной стороны является компания Ernst & Young, которую недоброжелатели Шувалова называют его "запасным аэродромом".

Шувалов собирал и организовывал и отечественный совет по предпринимательству. Интересно, что на нем была высказана резкая критика тарифной политики МПС, "Газпрома" и РАО "ЕЭС", а также недовольство идеей унификации импортных пошлин на технологическое оборудование. Греф вышел с заседания совета крайне неудовлетворенным, а Касьянов заявил, что пошлины на оборудование могут быть снижены до нуля. Впоследствии, правда, Минэкономики отвоевало себе право определять, производится ли у нас аналогичное оборудование. Если да, то пошлина составит 5%. Вроде мелкое решение, но оно демонстрирует силу аппарата. Заявлено, что и в дальнейшем бизнесмены должны извещать Шувалова, о чем бы они хотели сказать на ближайших заседаниях совета.

Наконец, главное. Именно Шувалов прописывал структуру правительства, "разводя" либералов и нелибералов. Он присутствует на совещаниях по денежной политике у Путина - вместе с Касьяновым, Геращенко, Илларионовым*, Грефом. Он обсуждает с Геращенко и Кудриным программу выхода ЦБ из госбанков. В результате из ВТБ Центробанк вроде бы подписался уйти до 1 января 2003 года, а из Сбербанка - до 1 января 2005-го. В целесообразности такой поспешности сомневаются не только Геращенко с Парамоновой, но и Турбанов с Задорновым.

Шувалов курирует проблему применения закона о СРП, которая так и зависла между Минэкономики, Минэнерго и Минприроды. Хотя Путин вроде бы распорядился отдать СРП Грефу. Шувалов подписывает распоряжение о назначении Александра Лившица внештатным советником Касьянова по финансово-экономическим вопросам. А ведь известно, что бывший ельцинский шерпа не хотел оставлять свою должность по связям с G-7 и недолюбливает своего преемника - Илларионова.

Шувалов может быть жестким. Именно ему (еще в феврале этого года) поручили выразить недовольство правительства затеянной Ремом Вяхиревым спонтанной реструктуризацией холдинга - реструктуризацией явно не в пользу государства. Шувалов высказался предельно ясно: реорганизация "Газпрома" "несвоевременна и нецелесообразна", для нее "нет никаких предпосылок". По-видимому, Шувалов влияет и на то, как будут разворачиваться реформы МПС и РАО "ЕЭС".

Так что недоброжелателей у Шувалова будет все больше, по мере того как Касьянов будет выстраивать собственную правительственную вертикаль власти. Или наоборот - недоброжелателей будет меньше, если вертикаль окажется жесткой. В любом случае совершенно очевидно одно: человек не просто оказался на своем месте - он создал себе место. Пусть оно и называется по старинке - руководитель аппарата. Скромно так.


* признан в России иноагентом.
** признан в России иноагентом

Еще по теме