Top.Mail.Ru
архив

Река времени

Императору все-таки удалось узаконить американскую агрессию в Ираке благодаря остальным членам Совета Безопасности ООН. Каждому из участников «банкета» Джордж Буш что-нибудь да пообещал: Путину – международную конференцию по восстановлению Ирака, дав понять, что Россия может надеяться на возвращение какой-то части кредитов на общую сумму в $8 млрд, которые в свое время получил Саддам Хусейн; Шираку – кусок иракского нефтяного пирога; Шредеру – поддержку в получении Германией места постоянного члена в Совете Безопасности ООН. Кажется, только Китаю не было ничего обещано. Но, кто знает, может быть, китайцы получили какой-нибудь тайный подарок.

Кому эта резолюция нанесла ущерб? Да прежде всего ООН, которой теперь придется «таскать каштаны из огня» для Соединенных Штатов. От Вашингтона по-прежнему зависит принятие основных решений, в том числе и военного характера. Французы до самого последнего момента пытались протащить в заключительной редакции текста пункт о предоставлении иракскому правительству права накладывать вето на военные операции в случае своего несогласия. Но даже это не прошло.

Правда, у резолюции есть один небольшой изъян: никто из проголосовавших не собирается посылать на помощь англо-американско-польско-итальянскому контингенту свои войска. Да это и понятно: все считают (пусть и не заявляя об этом открыто), что оккупационным войскам по-прежнему будут оказывать сопротивление. А значит, список погибших станет расти, и поэтому ни у кого нет желания пополнять его своими солдатами. Общественное мнение в странах Европы весьма болезненно реагирует на возвращение своих соотечественников в гробах. (Что касается жертв среди иракцев, то к ним как-то все уже привыкли.)

Джорджу придется обходиться помощью тех немногих союзников, которые уже послали свои войска в Ирак. И хотя он добился значительного успеха в Совете Безопасности ООН, по мере приближения ноябрьских президентских выборов его могут ожидать разного рода неприятные сюрпризы.

Буш провозгласил себя «воюющим президентом», а такой президент обязан одерживать победы. Он может рассчитывать на своих избирателей и быть переизбранным только в том случае, если к ноябрю Ирак будет покорен, «умиротворен и демократизирован» по-американски. Но события в Ираке могут разворачиваться совсем по другому сценарию, и тогда американскому президенту придется столкнуться с большими неприятностями. В лучшем случае он будет вынужден послать дополнительный войсковой контингент при новых потерях среди своих военнослужащих, уничтожив еще тысячи иракцев (что неизбежно приведет к новому всплеску ненависти к США в арабском и исламском мире). В худшем случае – чего нельзя полностью исключить – ему придется иметь дело с ростом сопротивления и терроризма как в самом Ираке, так и за его пределами.

Но подобного сценария Джордж Буш не может даже допустить и близко, поскольку в таком случае его поражение гарантировано. Как предотвратить подобное развитие событий? Возможно, что этого не знает ни он, ни его друзья Рамсфельд, Чейни и Кондолиза Райс.

Есть еще более серьезная опасность: война распространится за пределы Ирака волной крупномасштабных террористических актов. Что представляет собой в реальности «Аль-Каида» (террористическая организация, запрепщена в России), никто толком не знает, но та «организация», которую все привыкли называть этим именем, уже продемонстрировала: она в состоянии использовать и изощренные политические методы. Если Ирак будет силой поставлен на колени и склонит голову перед более сильными, нет никакого сомнения в том, что наследники Усамы бен Ладена (скорее всего, почившего) постараются развернуть террористическую деятельность в других частях света, и прежде всего в Европе. Эксперты в один голос заявляют, что после оккупации Ирака международный терроризм окреп и стал изощреннее в своих действиях. Трудно себе представить, как можно разгромить это войско, не имеющее собственной территории и рассеянное по всему миру.

Буш может одержать вторую победу в Ираке, но пока он не в состоянии что-либо сделать с распространением международного терроризма. Не исключено, что среди голосовавших за последнюю резолюцию Совета Безопасности ООН есть и те, кто предпочитает, как любил повторять Мао Цзедун, «сидеть на берегу реки и ждать, когда мимо проплывет труп врага».

Еще по теме